способность восстановления полученной ранее информации. П. включает психофизиологический процесс, осуществляющий отражение и накопление непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта, выполняющий функции запоминания, хранения, воспроизведения и забывания. П. служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Она отражается в изменениях, определяющих научение. Сенсорная П. содержит информацию об ощущениях и длится миллисекунды. Ее виды — иконическая и эхоическая П. Кратковременная П. длится секунды и позволяет вспоминать сообщения, которые становятся недоступными, если человек перестает их повторять. Долговременная П. может длиться всю жизнь. Объем П. — интегральная характеристика возможности запоминания и сохранения информации. В кратковременной П. содержится то, что обдумывается в данный момент. Отсюда следует, что объем кратковременной П. характеризуется объемом текущего внимания. Различие между кратковременной и долговременной П. заключается не только в том, что первая длится лишь секунды, а и в том, что одна непосредственно доступна сознанию, а другая — нет.
Иерахическая концепция П. основана на связи между объемами запоминания и уровнями обработки информации: на поверхностном уровне происходит сенсорный и подетальный анализ стимула; на следующем уровне стимул опознается и определяется его значение; на глубоком уровне стимул связывается с долговременными ассоциациями. В модели Р. Аткинсона, П. представлена как совокупность блоков сенсорных регистров, кратковременного и долговременного хранилища. Новая информация сначала попадает в сенсорные регистры, затем перекодируется в знаки восприятия и попадает в кратковременное хранилище (где постоянно восстанавливается за счет повторения), после чего переводится в долговременное хранилище. Дальнейшая детализация этой модели достигается использованием сенсорной, иконической, эхоической и буферной П. Расстройство П. — ухудшение или потеря способности запоминать, хранить, узнавать или воспроизводить информацию.
0.00 байт
Историческая память в эпоху глобализации: пример российско-эстонских отношений
Раскрываются некоторые результаты исследования, проведенного в рамках международного проекта «На пути к общему прошлому», реализуемого совместно учеными из университетов России, Балтийских и Северных стран.