Палестинский вопрос

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Палестинский вопрос
По Севрскому договору 1920 г., подтвержденному затем Лозаннским договором в 1923 г., Палестина, входившая до 1918 г. в состав Турции, была признана отдельным государством. В 1922 г. Лига Наций передала мандат (см. Мандатные страны) на нее Англии. При этом Англию обязали содействовать созданию «еврейского национального очага» и переселению евреев в Палестину. Англия стремится превратить Палестину в свой опорный пункт на Средиземном море. Эта политика встречает резко враждебное отношение арабов как в самой Палестине, так и в соседних арабских странах. В 1937 г. английская правительственная комиссия предложила разделить Палестину на три части: еврейское государство, включающее западную часть страны; нейтральный район с Иерусалимом и Хайфой, переходящей под английский контроль, и арабские области в восточной части Палестины, подлежащие объединению с Трансиорданией. Это предложение вызвало протест арабов. Англия вынуждена была отказаться от плана раздела Палестины. В мае 1939 г. английское правительство приняло новый план, по которому Палестина остается единым государством и получит независимость по истечении десятилетнего «переходного» периода. Въезд евреев на длительное или постоянное жительство в Палестину прекращается через 5 лет. Новый план вызвал бурный протест со стороны палестинских евреев. Мандатная комиссия Лиги Наций не утвердила этого плана, усматривая в нем нарушение возложенного на Англию обязательства о создании в Палестине «еврейского национального очага».

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

Палестинский вопрос
вопрос о праве палестинского народа на свое государство. Еврейское царство в Палестине было уничтожено римлянами в I в. н. э. Евреев изгнали из страны, разрушили Иерусалим вместе с иудейским храмом. А спустя 700 лет в эту страну с Аравийского полуострова под знаменем новой религии – ислама – пришли арабы. Палестина стала частью сначала арабо-мусульманского халифата, а с XVI в. – турецкой Османской империи. В конце XIX – начале XX в. в Палестину во все большем количестве стали иммигрировать евреи из Европы, их идеологией был сионизм – движение, поставившее своей целью возрождение еврейского государства на Земле обетованной. После Первой мировой войны, когда Османская империя распалась, Палестиной стала управлять Великобритания на основе мандата, полученного от Лиги Наций.
В ноябре 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о разделе Палестины на два самостоятельных государства – арабское и еврейское. Иерусалим как святой город трех религий должен был стать международной зоной. Однако арабские страны отвергли это решение и, когда 14 мая 1948 г. было провозглашено создание еврейского государства под названием Израиль, начали против него войну, закончившуюся в следующем году поражением арабов. Израильские войска сумели занять большую часть земель, предназначавшихся арабскому государству. Арабское государство в Палестине так и не было образовано, а та ее часть, которую не успели занять израильтяне, была присоединена к граничившему с ней эмирату Трансиордания, преобразованному после этого в королевство Иордания. Сектор Газа на берегу Средиземного моря перешел под контроль Египта, а Иерусалим был разделен на две части, причем под юрисдикцией Иордании оказался Старый город с Храмовой горой, где и находятся святые места всех трех религий.
В июне 1967 г. в результате «шестидневной войны» Израиль разбил войска Египта, Сирии и Иордании и установил контроль над той частью Палестины, которая со времени первой арабо-израильской войны входила в состав Иордании. Эта земля называется Западным берегом, поскольку расположена к западу от реки Иордан, ставшей с 1967 г. фактической границей между Израилем и Иорданией. Таким образом, под властью израильтян оказался уже весь Иерусалим. Кроме того, израильские войска отвоевали у египтян сектор Газа. Обе эти территории – Западный берег и Газа – в отличие от Иерусалима не были органически включены в состав Израиля, а получили статус «администрируемых территорий». В общем же под властью или под контролем Израиля оказалась уже вся Палестина.
ООН не признала эту новую ситуацию, и ее Совет Безопасности принял Резолюцию 242, требующую от Израиля вывести свои войска с оккупированных территорий. Но Израиль отказался выполнить данную Резолюцию, ссылаясь на то, что арабские государства на встрече своих глав в Хартуме в том же 1967 г. отвергли мир с Израилем и даже переговоры с ним. Так решение палестинского вопроса зашло в тупик, выход из которого не найден по сей день.
Между тем палестинцы не прекращали попыток добиться освобождения оккупированных земель собственными силами. Еще в 1964 г. была создана Организация освобождения Палестины (ООП), которую возглавил Я. Арафат. ООП выступала фактически за уничтожение еврейского государства: в Палестинской национальной хартии, принятой в Каире в 1968 г., говорилось: «Раздел Палестины в 1947 г. и образование государства Израиль являются совершенно незаконными». Лишь к концу 1980-х годов позиция ООП изменилась, что стало результатом как приобретения ею респектабельного международного статута (она была признана ООН, и Арафат выступал на сессии Генеральной Ассамблеи), так и развернувшейся на Западном берегу массовой палестинской «интифады» (восстания), продемонстрировавшей категорическое нежелание арабов жить под израильской оккупацией. На сессии Палестинского национального совета в Алжире в ноябре 1988 г., где была принята Декларация независимости, уже не воспроизводился тезис о незаконности раздела Палестины, а лишь выдвигалось требование ухода Израиля с оккупированных в 1967 г. территорий. Таким образом, Арафат и его сторонники согласились с идеей «двух государств» на палестинской земле, открыв, наконец, путь к переговорам и взаимному признанию двух конфликтующих сторон, что вскоре и состоялось. В 1993 г. после длительных тайных переговоров при активном закулисном сотрудничестве США были подписаны соглашения в Осло. Израиль и ООП признали друг друга в качестве партнеров по переговорам. За этим последовало возвращение Арафата и его администрации из Туниса, где палестинское руководство находилось после его изгнания в 1982 г. израильтянами из прежней резиденции в Ливане. Израиль согласился на учреждение Палестинской национальной автономии. Был создан вооруженный корпус палестинской полиции. Западный берег был разделен на зоны, в одной из которых вообще не было израильских войск и которая находилась под полным палестинским контролем. К 2000 г. под юрисдикцией властей автономии уже проживало большинство жителей Западного берега, вырисовывались контуры палестинского государства. Оставалось сделать один шаг, и он должен был быть сделан летом 2000 г. на встрече в Соединенных Штатах Арафата и израильского премьера Э. Барака в присутствии Президента Клинтона. Такая встреча состоялась, но закончилась полным фиаско: по основным вопросам позиции сторон были диаметрально противоположными.
Первая из кардинальных проблем, препятствующих урегулированию палестинского конфликта, – статус Иерусалима, провозглашенного израильским кнессетом вечной, единой и неделимой столицей еврейского государства, в то время как палестинцы (и все арабы и мусульмане вообще) убеждены в необходимости утверждения в этом городе столицы арабского государства. На земле нет другого города, имеющего такое огромное символическое для трех крупнейших мировых религий значение. Помимо величайших христианских святынь, там расположены главные святыни иудейской религии (Стена Плача, оставшаяся от разрушенного римлянами храма) и ислама (две мечети – Аль-Акса и мечеть Купола скалы). Поэтому одна из главных проблем – как создать на одной земле столицы двух государств. Над ее решением политики и эксперты бьются уже не одно десятилетие.
Вторая проблема – вопрос о еврейских поселениях на Западном берегу, являющийся одновременно и вопросом о границах будущего палестинского государства. Эти поселения стали строиться после оккупации 1967 г., сейчас их более 200, и в них проживает свыше 200 тыс. евреев. Максимум, на что Израиль готов пойти, – демонтаж нескольких поселений за исключением двух больших блоков, расположенных вблизи Иерусалима, но арабы, считающие существование вообще всех еврейских поселений формой оккупации их земли, не склонны принять такой вариант. При этом они опираются на Резолюцию 242 Совета Безопасности ООН, требующую вывода израильских войск с оккупированных в 1967 г. территорий (а к ним относится и Восточный Иерусалим). По существу, все последующие планы урегулирования, включая «дорожную карту» (проект, который был выдвинут «квартетом», назначенным ООН для решения данной проблемы и состоящим из представителей ООН, США, Европейского Союза и России), базируются на этой резолюции, в развитие которой и была выдвинута известная формула «Земля в обмен на мир». Однако преобладающая часть израильтян убеждена в том, что данная формула себя совершенно не оправдала: отдавая землю, они получают взамен не мир, а господство на отданной территории наиболее экстремистских и воинственных палестинских фракций. Примером может служить Газа, отдав которую израильтяне получили рядом с собой территорию, управляемую исламистской группировкой ХАМАС, которая в принципе не признает законность еврейского государства.
Третья проблема касается палестинских беженцев, живущих в соседних арабских странах и существующих за счет ООН. В настоящее время зарегистрировано около 2,5 млн беженцев, проживающих в 32 лагерях. Согласно решению ООН они должны иметь право вернуться в Палестину, причем многие из них – на нынешнюю территорию Израиля. Однако ни у кого нет сомнений, что ни одно израильское правительство на это не пойдет, поскольку, даже если в Израиль возвратится хотя бы половина этого контингента, через короткий срок еврейское государство перестанет быть таковым вследствие различия в уровнях рождаемости. В Израиле считают, что те беженцы, которые захотят вернуться в Палестину, должны быть размещены на территории арабского палестинского государства, даже если они или их предки родом с земель, вошедших в 1948 г. в состав Израиля.
Следует отметить, что если первые два вопроса – о Иерусалиме и еврейских поселениях – еще могли бы быть в принципе решены, если бы не тотальное взаимное недоверие, то проблема беженцев выглядит абсолютно тупиковой. Трудно представить себе такую палестинскую власть, которая могла бы отказаться от принципа полного возвращения беженцев; это немедленно было бы расценено как предательство. (Г.И. Мирский)

Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
210.97 кб

«Принять эффективное участие в судьбе Палестины»: политика СССР в палестинском вопросе в 1944-1947 г

Агапов Михаил Геннадьевич
В статье на основе опубликованных и архивных документов, a также официальных отчетов ООН рассматривается процесс формирования и реализации советской политики по отношению к палестинской проблеме на завершающем этапе Второй мировой