(reification) Неправильное истолкование абстракции как конкретной данности. Хотя многие марксисты использовали это понятие, тщательно исследовали его только Лукач (Lukacs), Бенджамин и Адорно (Adorno). Лукач считал, что оно идет от Гегеля (Hegel) и от Маркса (Marx), хотя ни в одной из их работ нельзя найти немецкое слово, означающее "овеществление" (Verdinglichung). Несмотря на это, Лукач связывает овеществление с понятием товарного фетишизма (сommodity-fetishism), объясняемого Марксом в 1-й главе "Капитала". Согласно Марксу, фетишизм существует тогда, когда социальные отношения между людьми выступают в форме отношений между вещами. Именно в этом свете Лукач и рассматривает овеществление, фокусируя внимание на том, как при капиталистическом способе производства производственная деятельность человека приобретает несвойственную ей форму. Бенджамин придавал особое значение овеществлению культуры, возникающему в результате товарного производства. Он считал, что общество производит "фантасмагорию", которая затем проявляется в культуре данного общества. Адорно, напротив, подчеркивал важность понимания овеществления как общественной категории, показывающей, каким образом обуславливается сознание. Акцент на овеществлении становится уже не просто отношениями между людьми, предстающими в виде отношения между вещами, но скорее отношениями между людьми, выступающими как свойство вещи. Адорно связывает это с различием, проводимым Марксом между потребительной стоимостью и меновой стоимостью. Овеществляется только меновая стоимость, поскольку она представляет собой форму, в которой выражается стоимость товара.
24.21 мб
Овеществленные компоненты святочного календарного обряда русских как объект нематериального культурн
Статья посвящена проблемам актуализации святочной обрядности русских Сибири посредством раскрытия информационного потенциала музейных предметов. Музейный предмет рассматривается как овеществленный компонент традиции.