ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
один из видов международно‑правовой ответственности субъектов международного права за нарушение ими международных обязательств. Выражается в форме репрессалий, сатисфакции, а также коллективных санкций, которые согласно Устава ООН могут применяться только на основании решения Совета Безопасности ООН: потерпевшую сторону заверяют о недопущении повторного правонарушения, наказания виновных в совершении правонарушения, другие формы морального удовлетворения потерпевшей стороны. Форма политической ответственности зависит от характера и степени тяжести правонарушения. Так, в случае агрессии О. п. может применяться временное ограничение суверенитета государства‑агрессора, оккупацию ее территории, признания преступными ее политических партий, правительств, военных ведомств. Такой вид ответственности был применен к фашистской Германии и милитаристской Японии. Международные санкции предусмотренная в Уставе ООН. В силу ст. ст. 39, 41, 42 Совет Безопасности ООН может применить принудительные мероприятия в случае угрозы мира, нарушений мира и актов агрессии. О. п. наступает также для государств, которые осуществляют колониальное притеснение, апартеид, геноцид, расовую дискриминацию, поскольку все эти преступления создают угрозу международному миру.
Источник: Государственная служба в регионе. Глоссарий 2011 г.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
один из видов международно-правовой ответственности субъектов международного права за нарушение ими международных обязательств. Может выражаться в форме сатисфакций, репрессалий, а также коллективных санкций. Степень ответственности зависит от тяжести противоправного деяния. Наиболее строгая ответственность в виде международных санкций вплоть до принятия мер военного принуждения наступает за совершение таких затрагивающих интересы международного сообщества в целом противоправных деяний, как агрессия, геноцид, преступления военные и др. Международные санкции за агрессию могут включать существенные военные и политические ограничения в отношении несущего ответственность государства: временное ограничение суверенитета государства-агрессора; оккупацию военную его территории; признание преступными его политических партий, правительства, ведомств и учреждений. В таком виде О.п. была возложена на фашистскую Германию и милитаристскую Японию. Так, согласно Декларации о поражении Германии от 5 июня 1945 г. и Декларации Потсдамской конференции о Германии союзные державы временно взяли на себя верховную власть над Германией, т.е. временно ограничили ее суверенитет, с оговоркой, что указанная мера не является аннексией Германии. Международные санкции предусмотрены в Уставе ООН. В соответствии со ст. 39, 41 и 42 санкции в связи с угрозой миру, нарушениями мира и актами агрессии применяются по решению Совета Безопасности ООН и включают принудительные действия невоенного и военного характера. Устав ООН предусматривает санкции и иного характера, осуществляемые по постановлению Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН; приостановление прав и привилегий, принадлежащих государству как члену организации, если против него принимаются меры превентивного или принудительного характера (ст. 5); исключение из ООН за систематическое нарушение принципов Устава (ст. 6) и др. Государства несут также ответственность за военные преступления, совершаемые лицами из состава их вооруженных сил. Такая ответственность предусмотрена в IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., в соглашениях союзных держав антигитлеровской коалиции, в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г. К О.п. относится предоставление государством-делинквентом удовлетворения пострадавшей стороне. Это удовлетворение может быть представлено в различных формах: выражения сожаления, извинения, наказания виновных, оказания почестей пострадавшему государству и т.п. Характер удовлетворения зависит от характера причиненного ущерба и конкретной политической ситуации.
Источник: Словарь международного права. 2014
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
стремление политиков к совпадению их идеологии и политической практики в развертывании политического процесса, соблюдение представителями власти законности. Понятие ответственности в политологии разработано слабо. Для России проблема политической ответственности имеет особую актуальность.
В структуре политической ответственности можно выделить несколько уровней. Ответственность предполагает совпадение обещаний политиков, в первую очередь элиты, с их реальной деятельностью. В мировой политической практике возникло понятие популизма. К нему примыкают такие определения, как политическая риторика, демагогия, шельмование, обман и другие. Все они в той или иной мере отражают безответственность политиков, которые обещают одно, а делают другое. Также следует выделить проблему соответствия между реальными проблемами в обществе и их осознанием политиками, которые берутся за процессы реформирования. Заблуждение субъектов власти может быть самым искренним, но, пытаясь разрешить политические и иные кризисы, элита автоматически возлагает на себя ответственность. Данная форма политической ответственности призвана гарантировать обществу достаточную защищенность от субъективизма руководства. Ведь неадекватные действия элиты могут привести общество к серьезнейшим потрясениям.
Важным моментом политической ответственности выступает содержание и формы деятельности политической оппозиции. Ее усилия всегда направлены на деструкцию существующей общественно-политической ситуации. Неадекватность действий разрушительного характера может нанести громадный вред обществу, увести его с конструктивного пути. Спекулятивная, формальная оппозиция безответственна не меньше, чем спекулятивная элита. Особенно вредна безответственная оппозиция в кризисных ситуациях.
Далее следует отметить значимость ответственности народа, электората. Это ответственность за свою Отчизну, за сохранение общества. Политическое пространство складывается в результате взаимодействия политических институтов и населения. Столкновение интересов и их реализация в ходе политического взаимодействия и борьбы различных сил структурируют политику. Реакция населения на неадекватные действия политиков приводит к корректировке ситуации. Тоталитарный режим в СССР практически уничтожил, раздавил легальное противостояние населения власти. Население в России покорилось власти. Подобная ситуация привела к возможности бесконтрольного действия политиков. Эта бесконтрольность, фактическая дезоппозиционность политического процесса повлекла большое число политических просчетов власти в ходе реформирования. Кроме просчетов власть, бесконтрольно со стороны населения реализует свои индивидуальные и корпоративные интересы, совершая массу уголовных и иных преступлений. До тех пор, пока россияне не воспримут активистскую политическую культуру и не начнут бороться за соблюдение законности субъектами власти, порядка в стране не будет.
В структуре политической ответственности можно выделить несколько уровней. Ответственность предполагает совпадение обещаний политиков, в первую очередь элиты, с их реальной деятельностью. В мировой политической практике возникло понятие популизма. К нему примыкают такие определения, как политическая риторика, демагогия, шельмование, обман и другие. Все они в той или иной мере отражают безответственность политиков, которые обещают одно, а делают другое. Также следует выделить проблему соответствия между реальными проблемами в обществе и их осознанием политиками, которые берутся за процессы реформирования. Заблуждение субъектов власти может быть самым искренним, но, пытаясь разрешить политические и иные кризисы, элита автоматически возлагает на себя ответственность. Данная форма политической ответственности призвана гарантировать обществу достаточную защищенность от субъективизма руководства. Ведь неадекватные действия элиты могут привести общество к серьезнейшим потрясениям.
Важным моментом политической ответственности выступает содержание и формы деятельности политической оппозиции. Ее усилия всегда направлены на деструкцию существующей общественно-политической ситуации. Неадекватность действий разрушительного характера может нанести громадный вред обществу, увести его с конструктивного пути. Спекулятивная, формальная оппозиция безответственна не меньше, чем спекулятивная элита. Особенно вредна безответственная оппозиция в кризисных ситуациях.
Далее следует отметить значимость ответственности народа, электората. Это ответственность за свою Отчизну, за сохранение общества. Политическое пространство складывается в результате взаимодействия политических институтов и населения. Столкновение интересов и их реализация в ходе политического взаимодействия и борьбы различных сил структурируют политику. Реакция населения на неадекватные действия политиков приводит к корректировке ситуации. Тоталитарный режим в СССР практически уничтожил, раздавил легальное противостояние населения власти. Население в России покорилось власти. Подобная ситуация привела к возможности бесконтрольного действия политиков. Эта бесконтрольность, фактическая дезоппозиционность политического процесса повлекла большое число политических просчетов власти в ходе реформирования. Кроме просчетов власть, бесконтрольно со стороны населения реализует свои индивидуальные и корпоративные интересы, совершая массу уголовных и иных преступлений. До тех пор, пока россияне не воспримут активистскую политическую культуру и не начнут бороться за соблюдение законности субъектами власти, порядка в стране не будет.
Источник: Словарь по политологии