Особые экономические зоны

Найдено 1 определение
Особые экономические зоны
Правительство РФ уверенно продвигает проект создания и внедрения особых экономических зон (ОЭЗ), который, по замыслу разработчиков, должен способствовать привлечению в страну инвестиций для развития науки и высокотехнологичных производств. Законопроект постоянно дополняется и уточняется, однако открытым остается главный вопрос: насколько это масштабное мероприятие отвечает нуждам и чаяниям российского населения.
В 1990-х годах в России существовало немало так называемых свободных экономических зон (СЭЗ) — Калининград, Калмыкия, Ингушетия, Находка и т.д. От них многого ждали, на их организацию были потрачены значительные ресурсы. Как оценивают деятельность СЭЗов — прообразов нынешних ОЭЗов — жители России? По данным опроса в июле 2005 г., 12% россиян считают, что СЭЗы дали больше положительных результатов, а 20% придерживаются прямо противоположной точки зрения. Негативное сальдо в 8% свидетельствует, что СЭЗы в целом не оправдали возлагавшихся на них надежд. Еще 31% респондентов склоняются к тому, что они не дали практически никаких результатов — ни хороших, ни плохих, а 38% опрошенных затруднились с ответом.
Судя по всему, подавляющее большинство населения страны никак не ощущало на себе результатов функционирования СЭЗов.
Положительное восприятие СЭЗов растет по мере роста численности населения территориального образования. Так, на селе доля лиц, считающих, что СЭЗы дали положительный результат, составляет 10%, а в Москве и Санкт-Петербурге — 20%. Вероятно, деятельность СЭЗов была организована так, что они превращались в своеобразные промежуточные территориальные буферы для аккумулирования отечественного и иностранного капитала, который затем перемещался в мегаполисы и крупные городские поселения. Соответственно, плюсы от их деятельности ощущали на себе прежде всего жители крупных городов.
Отрицательный опыт организации и работы СЭЗов и перевес негативных оценок их деятельности влияют на социально-психол огическую среду для новых проектов, в том числе ОЭЗов.
Опросы показали, что российское население очень плохо информировано о готовящемся создании ОЭЗов. Что-то слышали об этом 37% россиян, ничего не слышали — 54%. По-видимому, люди считают, что ОЭЗы мало отразятся на их личной жизни и благосостоянии, и поэтому не придают очередной правительственной инициативе большого значения.
Следствием плохой информационной подготовленности населения является его отношение к готовящемуся проекту. 23% респондентов высказались в пользу того, что ОЭЗы будут способствовать притоку отечественных и иностранных инвестиций, а 52% полагают, что они приведут лишь к очередным финансовым и налоговым злоупотреблениям. Остальные затрудняются определить, чего ждать от нового экономического института. Таким образом, негативные оценки возможного эффекта от ОЭЗов почти на 30% превышают позитивные, что можно классифицировать как полное общественное фиаско готовящегося мероприятия. Уже сейчас есть все основания утверждать, что ожидания правительства и населения в отношении ОЭЗов принципиально различаются. Проект их создания лишен широкой поддержки общественности и подготавливается на фоне явной антипатии со стороны активного электората.
По замыслу разработчиков проекта, ОЭЗы должны способствовать технологическому развитию страны. Но нуждается ли страна, по мнению населения, в коренном пересмотре нынешнего курса развития и отказе национальной экономики от сырьевой ориентации? На первый взгляд, вопрос риторический. Однако опросы свидетельствуют, что это не так. Позицию, в соответствии с которой Россия должна отказаться от сырьевой зависимости (нефть, газ, металл и др.), разделяют 42% населения, а 43% считают природные ресурсы главным богатством России, в связи с чем необходимо и дальше расширять их добычу, особенно в условиях роста мировых цен. 15% граждан затруднились определить, какая из этих двух стратегий более приемлема для страны. Таким образом, последователей «технологической» и «ресурсной» линий развития отечественной экономики оказалось примерно поровну. Иными словами, половину активных граждан страны вполне устраивает пресловутая «нефтяная игла», на которой сидит российская экономика, и задачу правительства они видят не в том, чтобы снять экономику с этой иглы, а в том, чтобы, образно выражаясь, сделать эту иглу более длинной, более толстой и более острой.
Подобная неопределенная система предпочтений и пожеланий становится более ясной при выяснении ожиданий населения. На вопрос о том, насколько реально для России за ближайшие 10–15 лет преодолеть нынешнюю сырьевую ориентацию экономики, 32% россиян ответили, что это вполне реально, 46% считают, что это совершенно нереально, и 22% затруднились определить степень реалистичности такого сценария. Здесь перевес в сторону «ресурсной» линии развития отечественной экономики стал более очевидным и составил более 13%. Соответственно, часть населения, которая симпатизирует «технологической» линии развития, не верит в возможность ее реализации. И все же, можно ли «снять» Россию с «нефтяной иглы»? И какую роль здесь могут сыграть ОЭЗы? Опросы показали, что лишь 15% россиян считают, что создание ОЭЗов будет в значительной степени способствовать преодолению сырьевой ориентации российской экономики, 28% полагают, что это влияние будет незначительным; 14% говорят, что ОЭЗы призваны решать другие экономические задачи, а 37% не определили свою позицию. В целом население не слишком надеется на заметное ускорение процесса формирования высокотехнологичной национальной экономики благодаря созданию ОЭЗов. Трудно сказать, то ли люди не доверяют правительственной «новинке» в виде ОЭЗов, то ли они не верят, что государство сможет сделать их по-настоящему эффективными. Как бы то ни было, новый экономический инструмент реформирования отечественной экономики — ОЭЗы — не находит отклика у населения. Правительственные структуры должны всерьез подумать над тем, как проводить разъяснительную работу среди населения по ключевым вопросам экономической политики.
Е. В. Балацкий

Источник: Словарь политических терминов.

|

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
0.00 байт

Особые экономические зоны как фактор развития регионального туризма

Быкасов Дмитрий Сергеевич
Создание на территориях туристско-рекреационных ОЭЗ в регионах современных туристских комплексов с развитой инфраструктурой способствует увеличению турпотока в регионы и, как следствие, создает новые рабочие места и пополняет реги
Читать PDF
12.10 мб

Влияние международной политики на привлечение иностранных инвестиций в особые экономические зоны

Леонид Евгеньевич Козлов
На основе теорий конкурентоспособности стран, интернационализации фирмы и политической среды бизнеса рассматривается влияние международной политики на развитие особых экономических зон (ОЭЗ).
Читать PDF
0.00 байт

Инновационные подходы к подготовке специалистов в сфере IT-технологий для особой экономической зоны

Черемисина Е. Н., Мельникова О. И.
Развитие экономических зон в России, в частности в городе Дубне, ставит перед высшим образованием дополнительные задачи: выпускники вуза должны быть подготовлены с учетом целей и задач, решаемых технопарком.
Читать PDF
0.00 байт

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ПРО

Новикова М.Г.
Цель статьи раскрыть проблемы трудоустройства студентов, взаимодействия вуза, работодателей и студентов на этапе их обучения, показать перспективы формирования профессиональной направленности студентов экономических специальностей