ОРУЖИЕ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ОРУЖИЕ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ (ОМУ)
средства ведения войны, к-рые по силе разрушения и поражения многократно превосходят обычные вооружения. До конца второй мировой войны существовало 2 вида ОМУ - химическое и бактериологическое (биологическое) оружие. В определении, данном ГА ООН в 1948, к категории ОМУ были отнесены еще 2 вида оружия - ядерное и радиологическое, а также любое другое, к-рое может быть разработано в будущем и по разрушительным характеристикам будет сравнимо или превзойдет выше указанные виды ОМУ.Первым практическим шагом в борьбе за запрещение ОМУ явилось заключение Женевского протоко-ла о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925.

Источник: Краткий словарь дипломатических терминов, 2005 г.

оружие массового уничтожения
ABCWaffen. WMD – Weapons of Mass Destruction Общее обозначение ядерного, бактериологического (биологического) и химического оружия. Термин впервые появился в 1937 г. В международных договорах Германия обязалась не производить, не приобретать и не распространять ОМП(У). Великобритания, Китай, Россия, США, Франция, Израиль, Индия и Пакистан официально подтвердили наличие у них ядерного оружия, хотя только первые пять из них являются членами Договора о нераспространении ядерных вооружений (вступил в силу 5 марта 1970 г.). Химическое оружие является противозаконным с 1925 г. (протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 г.). В 1993 г. подписана Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении. Согласно Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожении от 10 апреля 1972 г. бактериологическое (биологическое) оружие нельзя ни применять, ни разрабатывать, ни производить и накапливать, ни передавать, а его запасы подлежат уничтожению либо использованию в мирных целях. См.: Договор о нераспространении ядерного оружия – Парижские договоры – Договор «Два плюс четыре»

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

ОРУЖИЕ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ
средство поражения, предназначенное для причинения массовых людских потерь и разрушений. Особенностями ОМУ являются многофакторность и длитель ность поражающего действия, неизбирательность, способность причинять чрезмерные физические и психические травмы людям, наносить тяжелый и необратимый экологический ущерб. В соответствии с определением, выработанным Комиссией по вооружениям обычного типа (вспомогательным органом Совета Безопасности ООН) в 1948 г., ОМУ «должно быть определено таким образом, чтобы включать оружие, действующее атомным взрывом, оружие, действующее при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и биологическое оружие и любое разработанное в будущем оружие, обладающее характеристиками, сравнимыми по разрушительному действию с атомной бомбой и другим упомянутым выше оружием». Определение было воспроизведено в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, принятой на ее 32-й сессии в 1977 г., и с тех получило всеобщее признание в практике ООН.
Из перечисленных видов под всеобъемлющим международно-правовым запретом находятся химическое оружие (Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 13 января 1993 г., см. Химического оружия запрещение) и биологическое оружие (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10 апреля 1971 г., см. Бактериологического (биологического) оружия запрещение). Оружие массового уничтожения запрещено размещать и испытывать на морском дне и в его недрах за пределами национальной юрисдикции (Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения от 11 февраля 1971 г.), в космосе и на небесных телах (Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г.).
В отношении ядерного оружия государства должны руководствоваться ст. VI Договора о нераспространении ядерного оружия, которая обязывает их договариваться
«об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению». Этим же Договором установлен запрет на распространение ядерного оружия за пределы круга государств, признанных обладающими им по смыслу п. 3 ст. IX Договора, т.е. произведших и взорвавших ядерное оружие или др. ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 г. (Китай, Россия, Соединенное Королевство, США, Франция). Действующее международное право запрещает испытывать ядерное оружие в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г.); этот запрет может стать полным в случае вступления в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 г. Ограничительные меры в отношении ядерного оружия включают договорно-обусловленное образование зон, свободных от такого оружия, в которых запрещается его создание, испытание, размещение и транзит, а также недоговорные меры, препятствующие его распространению. Применение ядерного оружия, несмотря на его неизбирательность и способность причинять пораженным им людям чрезмерные телесные повреждения и страдания, не запрещено, что было констатировано большинством судей Международного суда ООН в Консультативном заключении относительно законности угрозы ядерным оружием или его применения 1996 г. Суд, признав, что применение ядерного оружия в целом противоречило бы нормам международного гуманитарного права, не нашел оснований для окончательного вывода о том, «будут ли угроза ядерным оружием или его применения законными или незаконными в чрезвычайном случае самообороны, когда под угрозу поставлено само дальнейшее существование государства». Военная доктрина РФ допускает применение ядерного оружия Россией как в ответ на применение такого оружия против нее и (или) ее союзников, так и «в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства». Универсальная норма запрещает военное или любое иное враждебное использование средств воздействия на природную среду, обладающих разрушительным потенциалом, сопоставимым с оружием массового уничтожения (Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 18 мая 1977 г.).
В отношении иных видов оружия массового уничтожения общепризнанное понимание не выработано и международно-правовое регулирование их отсутствует.
Несмотря на принятие запретительных или ограничительных мер в отношении ОМУ, они не образуют универсального и эффективного режима. В частности, подтвержденными обладателями ядерного оружия являются Индия и Пакистан, не участвующие в Договоре о нераспространении ядерного оружия, а также, предположительно, Израиль и КНДР. Наряду с достижением всеобщего участия и строгого соблюдения существующих договорных мер в последние годы особенно остро стоит проблема недопущения приобретения контроля над оружием массового уничтожения негосударственными субъектами, прежде всего террористическими организациями. На многостороннем уровне этим занимается «Комитет 1540» – вспомогательный орган СБ ООН, образованный в соответствии с резолюцией 1540 (2004).

Источник: Словарь международного права. 2014

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
230.06 кб

Соблазн прибегнуть к оружию массового уничтожения

Малашенко Алексей
«Исламская альтернатива и исламистский проект», М., 2006 г., с. 111-114.
Читать PDF
0.00 байт

Политика Китая в области нераспространения оружия массового уничтожения в XXI В.

Мгер Саакян
Принимая во внимание внутренние и международные законы, которые подписал Китай для эффективного ядерного контроля, можно резюмировать, что официальный Пекин создал прочный правовой фундамент для борьбы с распространением ядерного
Читать PDF
0.00 байт

Режимы нераспространения оружия массового уничтожения: политика России и государств ЕС

Дворкин Владимир
Читать PDF
212.60 кб

Программы содействия нераспространению оружия массового уничтожения: новые тенденции развития

Худина Е. В.
Читать PDF
168.07 кб

«Мирный» атом из xx в XXI век: от оружия массового уничтожения до двигателя массового прогресса

Жарких Марина Викторовна
В статье осуществлен анализ развития атомной энергетики России. Кратко излагается ее эволюция, рассматриваются конкурентные преимущества ядерной энергетики перед другими источниками энергообеспечения.
Читать PDF
0.00 байт

Подходы американских конгрессменов к проблеме нераспространения оружия массового уничтожения на пери

Ильичева Инна Юрьевна
В статье рассмотрена специфика двусторонних отношений между США и Казахстаном в вопросах нераспространения ядерного оружия. В качестве источниковой базы исследования автором использованы материалы администрации президента Б.
Читать PDF
0.00 байт

2003. 04. 015. Рашид уз-Заман. Терроризм с применением оружия массового уничтожения (ОМУ) в Южной Аз

Кузнецова С. И.

Похожие термины: