Организация Северо-Атлантического договора (НАТО)

Найдено 1 определение
Организация Северо-Атлантического договора (НАТО)
Мнения россиян о НАТО и различных аспектах двухсторонних отношений с альянсом довольно устойчивы. Изменения настолько неспешны, что становится очевидным — представления населения об Организации Североатлантического договора базируются на глубоко укорененных стереотипах и том колоссальном массиве негативной информации, которая выплеснулась в российский политический дискурс в 1990-е годы (в ходе первой волны расширения НАТО, кампании в Косово и т.п.).
Общий уровень информированности респондентов об альянсе сравнительно высок: лишь 12–13% затрудняются с ответом, большинство же утверждают, что они хорошо осведомлены об организации и ее сотрудничестве с Россией. Тем не менее эти утверждения явно поверхностны, поскольку число тех, кто обладает глубокими знаниями о НАТО, не превышает 5–8%. Наибольший интерес к этой проблематике демонстрируют жители столиц, а также опрошенные с высшим образованием и уровнем дохода выше среднего. Тех, кто знает или хочет знать о НАТО, больше на Дальнем Востоке и на северо-западе России.
По отношению к НАТО и перспективам взаимодействия с альянсом россиян можно условно подразделить на три категории.
Во-первых, около 10–15% населения открыты к сотрудничеству и полагают, что РФ следует подумать о полноправном членстве в организации. При определенных условиях эта группа может вырасти до 20–25%, позитивно относящихся к этой международной структуре. Они не видят особых причин для существования подобного блока в современных условиях, не верят в то, что НАТО проводит дружественную России политику, но и не стремятся сделать из альянса врага. Как правило, это респонденты в возрасте 18–34 лет, в некоторых случаях и чуть старше, которые имеют средний уровень дохода и живут в больших городах (но не в Москве). Во-вторых, это самая большая группа, насчитывающая около 40–45% опрошенных. Здесь наблюдается негативное отношение к альянсу, хотя о полном единстве мнений говорить, пожалуй, сложно, ибо состав данной категории граждан очень разношерстный. Сюда входят пожилые люди, которые голосуют за КПРФ и помнят о НАТО с советских времен. Кстати, многие из них предпочитают стандартное «затрудняюсь с ответом» — это свидетельствует о том, что не все они «ястребы», а многие просто потерялись в сегодняшних реалиях и апеллируют к неким «маячкам» в своей памяти. Другая часть противников альянса — успешные люди со средними доходами, в основном живущие в Москве или Санкт-Петербурге, с высшим образованием и хорошо информированные о деятельности НАТО. Они опасаются расширения западного влияния и ослабления позиций России в мире, они видят в альянсе некое препятствие для восстановления былого величия нашей страны, рассматривают эту структуру исключительно как проводника интересов США, инструмент для реализации враждебных планов Вашингтона.
В-третьих, постоянно увеличивается доля респондентов, которым безразличен и альянс, и характер наших с ним двухсторонних отношений. Если к этой группе добавить затрудняющихся с ответом, то по некоторым позициям их число будет доходить до 50%. Они больше озабочены внутренними проблемами России и хотели бы видеть ее нейтральной страной. Многие из них хорошо осведомлены о НАТО и не склонны ее бояться, не считая организацию эффективным международным игроком, особенно после относительных неудач по урегулированию в Косово и ликвидации талибов в Афганистане. Иные не информированы о НАТО в достаточной степени и не хотят знать больше — ведь в СМИ почти не говорится об альянсе. В какой-то мере эти люди — жертвы политического дискурса образца 2002 г., когда российские власти, дабы не нагнетать истерии по поводу второй волны расширения НАТО, просто исключили данную тему из общественного обсуждения.
Отношение большинства россиян к НАТО в основном негативное, ее деятельность вызывает озабоченность и страхи. Более того, многие полагают, что альянс, особенно в процессе расширения, представляет угрозу для безопасности России. В то же время этот страх больше напоминает отражение внутренней неудовлетворенности положением России в мире, основывается на неких иррациональных моментах. Для большинства россиян, даже в 1999 г. (49%), было очевидно, что прямого военного столкновения Москвы и Брюсселя ждать не стоит. Поэтому НАТО все больше начинает восприниматься в политической плоскости, как организация-соперник, которая перехватывает инициативу в зоне традиционного влияния РФ. Таким образом, знак «минус» изменяется на безразличие, что в конечном итоге означает некое потепление в восприятии альянса. Это особенно касается форм сотрудничества между Россией и НАТО. Хотя не совсем корректно впрямую сравнивать данные 2005 г. с предыдущими трендами, можно отметить, что в целом отношение опять же довольно устойчивое. 6–10% респондентов хотели бы, чтобы Россия вступила в альянс, и еще 15–20% хотели бы противостоять НАТО. Голоса последних несколько поутихли в 2003–2004 г., однако теперь под влиянием «оранжевых революций» и более жесткой внешнеполитической риторики России их число возросло до 21%. Почти четверть россиян настроены мирно — они не хотели бы присоединения России ни к каким военным блокам.
Наблюдается и растущий прагматизм. За ту или иную форму сотрудничества с НАТО выступают сегодня свыше 50% опрошенных (в 1990-е годы цифра не доходила и до 40%). Что касается направлений взаимодействия, то большинство респондентов называют три главных сферы — усиление роли военных в борьбе с международным терроризмом (47%), ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и спасение на море (35%) и проведение совместных миротворческих операций, в том числе на пространстве бывшего СССР (22%). Набор приоритетов не различается в зависимости от принадлежности к той или иной социально-демографической группе. Единственное исключение составляют жители Дальневосточного федерального округа, которые хотели бы прежде всего сотрудничать в рамках борьбы с катастрофами, а не с терроризмом.
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image66.png" width="439" height="255" alt="" style="border-width:0px;"
 Примечательно, что респонденты выбирают именно те области, в которых уровень взаимодействия двух сторон и так достаточно велик (за исключением, пожалуй, миротворчества, тем более на просторах СНГ). Таким образом, ожидания и реальность совпадают.
Необходимо отметить, что опрошенные выбирают главным образом политические задачи в качестве приоритетных, а не классические военные (подготовка военных кадров, разработка совместных видов вооружений или создание европейской системы противоракетной обороны театра военных действий). Это происходит, вероятно, не только потому, что многие респонденты скептически оценивают эффективность военной машины альянса, но и потому, что НАТО постепенно становится для россиян политической организацией, а не военным блоком образца биполярного противостояния.
Д. В. Поликанов

Источник: Словарь политических терминов.