ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Организация Объединенных Наций
ведущая международная организация государств, созданная в 1945 году в целях поддержания мира и безопасности, развития сотрудничества между народами.

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

Организация Объединенных Наций (ООН)
крупнейшая международная организация государств, созданная в целях поддержания мира и безопасности, развития международного сотрудничества. Основы деятельности этой организации разрабатывались ведущими участниками антигитлеровской коалиции. После Ялтинской конференции, определившей послевоенное устройство мира, 26 июня 1945 г. на учредительной конференции в Сан-Франциско представители 50 государств подписали устав ООН. В состав Организации входят 190 из 210 государств мира. Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН и Секретариат ООН.
Главная задача ООН заключается в создании системы международной безопасности. Пятую часть финансовых поступлений обеспечивают Соединенные Штаты, имеющие практически контрольный пакет акций в большинстве международных финансовых институтах.

Источник: Геоэкономический словарь-справочник

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ (ООН)

Международная организация, созданная и 1945 на основе добровольного соглашения суверенных государств в целях поддержания мира и безопасности и мирного сотрудничества между государствами. Устав ООН вступал в силу 24 октября 1945, подписан 51 страной, в т. ч. СССР, УССР, БССР. Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея, состоящая из представителей всех государств - членов ООН; Совет Безопасности, состоящий из 5 постоянных членов - представителей России, Китая, США, Великобритании и Франции и 10 непостоянных членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на 2 года; Социальный и Экономический совет; Совет по опеке; Международный суд; Секретариат, во главе которого находится Генеральный секретарь. В системе ООН имеется также ряд специализированных международных организаций: МОТ, ЮНЕСКО и др. В настоящее время членами ООН состоят 136 государств.

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

Организация Объединенных Наций
ООН
международная организация государств, создана в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН, предварительно разработанный на конференции в Думбартон-Оксе в 1944 представителями СССР, США, Великобритании и Китая, подписан 26 июня 1945 государствами - участниками учредительной Сан-Францисской конференции 1945 и вступил в силу 24 октября 1945. На 1 сентября 1994 в состав ООН входило 184 государства (в т. ч. Российская Федерация). Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Генеральный секретарь ООН (с 1 января 1992) - Б. Гали (Египет); с 1 января 1997 - Кофи Атта Аннан (Гана). Штаб-квартира в Нью-Йорке. Официальными языками ООН являются английский, испанский, китайский, русский и французский; в Генеральной Ассамблее, Совете Безопасности, Экономическом и Социальном советах официальным является также арабский язык.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Организация объединенных наций
(ООН) - международная организация суверенных государств, учрежденная в 1945 году после ратификации Устава Объединенных Наций, подписанного 51 государством на Учредительной конференции в Сан-Франциско в июне 1945 года. Этот документ предварительно разработан на конференции в Думбартом-Оксе (1944) представителями СССР. США. Великобритании и Китая. На начало 2004 года в ООН входило 191 государство: в первое десятилетие XXI века количество государств, членов ООН, превысило 200 членов. Цели ООН: поддержание международного мира и безопасности; развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения народов: содействие международному сотрудничеству по разрешению проблем экономического, политического, социального, культурного и гуманитарного характера; уважение к правам человека, в первую очередь к политическим правам: выполнение функций центра для согласования совместных действий наций в достижении общих целей. Частью Устава ООН является Статус Международного суда. В структуре ООН - 6 главных органов: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке. Секретариат и Международный суд. Международный суд и др. структуры ООН решительно осуждают и ведут борьбу с охлократией.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

Организация Объединённых Наций
универсальная международная межправительственная организация по обеспечению мира, безопасности и международного сотрудничества. Создана в 1945 г. в целях поддержания и укрепления мира и безопасности, предотвращения и устранения угрозы миру, развития сотрудничества между народами и государствами. Действует
на основании Устава ООН, в ст. 1 которого провозглашены цели ООН: поддержание международного мира, безопасности путём принятия эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии и других нарушений мира; развитие дружественных отношений между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного, гуманитарного характера; поощрение уважения к правам человека и основным свободам для всех людей без каких-либо различий; выполнение функций центрального органа по согласованию усилий государства, направленных на реализацию этих целей. В Преамбуле, ст.ст. 1 и 2 Устава ООН закреплены принципы международного права. Главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея; Совет Безопасности; Экономический и социальный совет (ЭКОСОС); Совет по опеке; Международный Суд и Секретариат. Главные органы, вспомогательные и специализированные учреждения, например ЮНЕСКО, МОТ, ВОИС и др. образуют систему ООН. Приём в члены ООН открыт для всех миролюбивых государств, политика которых свидетельствует о намерении соблюдать принципы Устава ООН. Приём в члены ООН производится по решению Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Возможно исключение из числа членов ООН. В 2000 г. членами ООН были 185 государств. Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке, отделения имеются в Вене и Женеве.

Источник: Словарь-справочник. Международное право. 2013

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
(ООН) Международная организация, основанная в 1945 г. государствами-победителями во Второй мировой войне. В настоящее время членами ООН являются 193 государства. ООН создавалась для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами. Считается универсальным форумом, наделённым уникальной легитимностью, несущей конструкцией международной системы коллективной безопасности, главным элементом современной многосторонней дипломатии. Миссия и деятельность Организации Объединенных Наций определяются целями и принципами, которые изложены в Уставе ООН. Деятельность ООН сконцентрирована на таких сферах как мир и безопасность, разоружение, борьба с терроризмом, устойчивое развитие, изменение климата, здравоохранение, права человека, гуманитарные и чрезвычайные ситуации, гендерное равенство, производство продовольствия. Будучи главным международным форумом, играет роль диалоговой и регулирующей площадки, а также «связующего звена» между правительствами разных стран по ряду международных вопросов. Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат ООН1. Россия считает, что ООН – организация, обладающая уникальной легитимностью, как единственный механизм международного сотрудничества, который опирается на прочную основу международного права. Позиция России о приоритетной роли ООН подтверждается в том числе документально. В Концепции внешней политики Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. утверждается следующее: «Центром регулирования международных отношений и координации мировой политики в XXI веке должна оставаться ООН, которая доказала свою безальтернативность и наделена международной легитимностью. Россия поддерживает усилия по укреплению ее центральной координирующей роли»1. Официальные языки ООН – русский, английский, арабский, испанский, китайский и французский.

Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН)
важнейшая и наиболее универсальная международная организация, созданная в конце второй мировой войны участниками антигитлеровской коалиции на основе добровольного объединения суверенных государств и в целях поддержания и упрочения международного мира и безопасности, развития мирного сотрудничества между ними.
Устав ООН был принят в конце июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско (США) представителями 50 государств- учредителей ООН и вступил в силу 24 октября 1945 г. За полвека число членов ООН увеличилось почти в четыре раза, т.е. в ООН приняты почти все государства мира. Доступ в ООН открыт для всех государств, признающих ее Устав и готовых выполнять его требования. Прием в члены ООН осуществляется Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности ООН. Устав ООН - это общепризнанная всемирная хартия международного права, мирного сосуществования и международного поведения. В своей деятельности ООН руководствуется такими основными принципами, как неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела государств, равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство государств, добросовестное выполнение обязательств, нерушимость границ, территориальная целостность государств, уважение прав человека и др. Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея, состоящая из представителей всех членов ООН; Совет Безопасности - основной постоянно действующий политический орган ООН, на который возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности, состоящий из нескольких постоянных (США, Россия, Великобритания, Франция и Китай) и ряда непостоянных членов, избираемых на два года Генеральной Ассамблеей; Экономический и Социальный Совет; Совет по опеке; Международный Суд; Секретариат. Центральные учреждения ООН находятся в Нью-Йорке. Официальными языками ООН являются английский, испанский, китайский, русский, арабский и французский.

Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ (ООН)
международная организация, созданная на основе добровольного объединения усилий суверенных государств в целях поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Образована по инициативе ведущих держав антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании. В состав ООН на 1 ноября 1999 входило 188 государств. В Уставе ООН (подписан 26 июня, вступил в силу 24 октября 1945) закреплены принципы международного сотрудничества: суверенное равенство всех членов ООН; разрешение международных споров мирными средствами; добросовестное выполнение принятых на себя по Уставу обязательств; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применения; невмешательство ООН в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, за исключением случаев применения принудительных мер по Уставу ООН. Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Кроме Международного суда, расположенного в Гааге, все они размещаются в Нью-Йорке. В систему ООН входит ряд самостоятельных автономных международных организаций: 17 специализированных учреждений ООН (в том числе Всемирный банк, Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда, Международный валютныйфонд, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций и другие) и межправительственные учреждения, связанные с ООН (напр., Международное агентство по атомной энергии). Лит.: Декларация о совершенствовании сотрудничества между Организацией Объединенных Наций и региональными организациями или органами в области поддержания международного мира и безопасности: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи ООН (сорок девятая сессия). Нью-Йорк, 1994; Организация Объединенных Наций: Основные факты. М., 2000; Деятельность Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. М., 1997; Основные сведения об Организации Объединенных Наций. М., 1995; Россия и ООН: Информац.-стат. справ. М., 1995; Громыко А.А. Памятное. М., 1990. Кн. 1; Федоров В.Н. ООН и проблемы войны и мира. М., 1988.

Источник: Геокультурная энциклопедия

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
(ООН) – универсальная международная организация. Создана в 1945 г. по инициативе ведущих стран антигитлеровской коалиции – СССР, США, Китая, Англии и Франции.
Цели ООН: поддержание международного мира и безопасности; принятие эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или др. нарушений мира; разрешение мирными средствами международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира; развитие дружественных отношений между народами; осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера; поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; быть центром для согласования действий государств в достижении целей, стоящих перед ООН. Для достижения этих целей члены ООН обязались действовать в соответствии с принципами: суверенного равенства; добросовестного выполнения обязательств по Уставу ООН; разрешения международных споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость; отказа в международных отношениях от угрозы силой или ее
применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо др. образом, несовместимым с целями ООН; оказания всемерной помощи ООН во всех ее действиях, предпринимаемых в соответствии с Уставом и воздержания от оказания помощи любому государству, против которого она предпринимает действия превентивного или принудительного характера; обеспечения того, чтобы государства, не являющиеся ее членами, действовали в соответствии с принципами ООН, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности. Главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и социальный совет ООН, Международный суд ООН и Секретариат ООН. ООН и ее должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее целей и для самостоятельного выполнения ими своих функций, связанных с деятельностью ООН. Постоянные представительства государств при ООН и их персонал пользуются полными дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Центральная штаб-квартира ООН – Нью-Йорк (США), штаб-квартиры европейского отделения – Женева (Швейцария) и Вена (Австрия).

Источник: Словарь международного права. 2014

организация объединенных наций
(оон) Vereinigte Nationen (UN). United Nations (UN) / United Nations Organization (UNO) ООН была создана в 1945 г. в СанФранциско представителями 51 страны как организация – преемница Лиги Наций. Штаб-квартира находится в НьюЙорке (также в Женеве и в Вене), в 2011 г. в состав ООН входило 193 государства. Главные цели – поддержание мира и безопасности на планете, развитие дружественных отношений между странами, сотрудничество в разрешении международных проблем и в обеспечении уважения прав человека, согласование действий разных стран (Ст. 1 Устава ООН). Существует главная организация ООН и объединения, находящиеся под ее контролем (с собственными уставом, количеством членов и бюджетом). Важнейшие органы ООН: 1) Ежегодная Генеральная Ассамблея (ГА) (каждая страначлен имеет один голос) и ее комитеты (разоружения и безопасности, экономики и финансов, социальных и гуманитарных вопросов, политических вопросов, администрации и бюджета, международного права и т. д.); 2) Совет безопасности (СБ) ООН с 5 постоянными членами (Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки и Франция), которые располагают «правом вето» – правилом «единогласия великих держав» (Германия стремится быть принятой в их число), и 10 непостоянными членами, избираемыми на 2 года, а также их комитеты (например, военноштабной комитет); 3) Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) с 54 членами, места распределяются на основе принципа географического представительства: 14 мест отводятся государствам Африки, 11 – государствам Азии, 6 – государствам Восточной Европы, 10 – государствам Латинской Америки и Карибского бассейна и 13 – государствам Западной Европы и другим государствам (ежегодно избирается 18 членов сроком на 3 года), они координирует деятельность 14 специализированных учреждений ООН, 9 функциональных комиссий и 5 региональных комиссий (ЕЭК, ЭСКАТО, ЭСКЗА, ЭКА, ЭКЛАК), получает доклады от 11 фондов и программ ООН; 4) Международный суд (МС) (15 судей, которые избираются на 9 лет ГА и СБ), сторонами по делам, разбираемым МС, могут быть только государства; местопребывание МС – Дворец мира в Гааге (Нидерланды); 5) Совет по опеке – приостановил свою работу 1 ноября 1994 г. после того, как последняя оставшаяся подопечная территория ООН, Палау, обрела 1 октября 1994 г. независимость; 6) Секретариат, во главе которого стоит Генеральный секретарь (назначается ГА по рекомендации СБ сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок) с Группой старших руководителей, включая верховного комиссара по правам человека, а также специальных представителей и посланников; персонал Секретариата составляет около 44 тыс. сотрудников.

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН)
United Nations Organization; United Nations - UNO, UN) универсальная международная организация, главными целями которой являются поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами на основе принципов равноправия и самоопределения народов. Организация создана 24 октября 1945 г. по инициативе ведущих стран антигитлеровской коалиции (СССР, США, Китая Англии и Франции). Членами ООН являются 185 государств.
Целями ООН, закрепленными в Уставе, являются: поддержание мел народного мира и безопасности; принятие эффективных коллективных мер; предотвращения и устранения угроз миру и подавления актов агрессии или др. нарушений мира; разрешение мирными средствами международных спев ров или ситуаций, которые могут вести к нарушению мира; развитие дружественных отношений международными; осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарной характера; поощрение и развитие уважения к правам и свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; осуществление роли центра по согласованию действий государств, направленных на достижение этих целей.
Члены ООН обязались действовать в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство государств; добросовестное выполнение обязательств по Уставу ООН; разрешение международных споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями ООН; оказание всемерной помощи ООН во всех ее действиях, предпринимаемых в соответствии с Уставом, и отказ в помощи любому государству, против которого она предпринимает действия превентивного или Принудительного характера, и др.
Главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный Совет ООН, Совет по Опеке, Международный Суд ООН и Секретариат ООН во главе с Генеральным секретарем ООН, под руководством которого находится Верховный комиссар по правам человека, отвечающий за усилия ООН по соблюдению прав человека.
В настоящее время существует 17 специализированных учреждений ООН: Всемирный банк, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая ассоциация (ВТО), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО),
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и др.
В связи с кардинальными изменениями мирового политического порядка, а также под влиянием возникающих в функционировании ООН проблем в международном сообществе ведутся широкие дискуссии о путях реформирования этой организации и совершенствования ее деятельности.

Источник: Политология: Словарь-справочник

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН)
United Nati-ons Organization - UNO, UN) - международная организация, созданная по инициативе СССР и др. ведущих участников анти-гитлеревской коалиции на основе добровольного объединения усилий суверенных гос-в в целях поддержания и упрочения международного мира и безопасности и развития сотрудничества между ни ми. ООН родилась в итоге великой победы над фашизмом, в к-рую СССР внес решающий вклад. Главными этапами на пути разработки основ деятельности ООН и ее структуры стали Московская (1943), Думбартон-Окс (1944), Крымская (Ялтинская) (1945) и Сан-Францисская (1945) конференции. Устав ООН, подписанный 26.VI 1945 на Сан-Францисской конференции, вступил в силу 24.Х 1945. Ежегодно 24 октября отмечается как День ООН. ООН призвана играть важную роль в деле сохранения мира, предотвращения ядерной войны, прекращения гонки вооружений и разоружения. Целями ООН, закрепленными в ее Уставе, являются: поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров или ситуаций, к-рые могут привести к нарушению мира; развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем эконом., социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и осн. свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; осуществление роли центра по согласованию действий гос-р, направленных на достижение этих целей. Члены ООН обязались действовать в соответствии со следующими принципами: сувереннэе равенство гос-в; добросовестное выполнение обязательств, принятых по Уставу; разрешение международных споров мирными средствами т. обр., чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосно венности или полит, независимости любого гос-ва, так и к.-л. др, образом, несовместимым с целями ООН; оказание ООН всемерной помощи во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и отказ от оказания помощи любому гос-ву, против к-рого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера. ООН призвана обеспечивать, чтобы государства, не являющиеся ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, что может оказаться необходимым для поддержания международного ми ра и безопасности. ООН не может вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого гос-ва, однако этот принцип не исключает применения принудительных мер против того или иного гос-ва на основании Устава. Первоначальными членами ООН является 51 гос-во, в т. ч. 50 участников Сан-Францисской конференции 1945, подписавших и ратифицировавших ее Устав (СССР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Австралия, Аргентина, Бельгия, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Дания, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Ирак, Иран, Канада, Китай, Колумбия, КостаРика, Куба, Либерия, Ливан, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Саудовская Аравия, Сирия, США, Турция, Уругвай, Филиппины, Франция, Чехословакия, Чили, Эквадор, Эфиопия, Югославия, Южно-Африканский Союз - с 31.V 1961 Южно-Африканская Республика), а также Польша, не представленная на конференции, но получившая право подписать Устав в качестве первоначального члена ООН. Ряд гос-в, международных и нац.-освободит, организаций имеет при ООН статус наблюдателя. Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке. Международный Суд и Секретариат. В случае необходимости в соответствии с Уставом учреждаются вспомогательные органы. Штаб-квартира ООН - в Нью Йорке; имеются отделения ООН в Же неве и Вене. В целях развития сотрудничества между гос-вами в эконом., социальной и др. областях действуют специализированные учреждения ООН.

Источник: Краткий словарь дипломатических терминов, 2005 г.

Организация объединенных наций
(ООН) Организация объединенных наций отметила свое 60-летие в обстановке глубокого кризиса. Будучи одним из институтов поствоенного урегулирования, ООН так и не смогла в полной мере приспособиться к реалиям XXI в. Если в начале 1990-х годов еще существовали некоторые надежды, вызванные эйфорией после окончания «холодной войны», то к концу прошлого века стало ясно, что вопрос о «демократизации международных отношений» отложен на неопределенное будущее, а ООН так и не стала эффективным регулятором мировой политики.
Несмотря на неоднократно предпринимавшиеся попытки реформ, «ремонт» ООН был главным образом косметическим. Закостенелые механизмы принятия решений (включая право вето) и неповоротливая бюрократия не позволяют организации подключаться к разрешению кризисов, оперативно реагировать на стремительно возникающие проблемы. Некоторые государства могут позволить себе безнаказанно игнорировать ключевые положения международного права (будь-то операция США и НАТО в Косово или нарушение режима нераспространения ядерного оружия Северной Кореей). Парализованная ООН не в силах помешать нарушителю, обеспечить соблюдение тех глобальных правил игры, за незыблемость которых организация должна была бы нести ответственность.
Разумеется, дело не только в самой ООН — любая наднациональная структура имеет ровно столько власти, сколько ей готовы делегировать страны-члены. Мировое сообщество в его нынешнем состоянии практически не способно прийти к консенсусу по многим вопросам глобальной повестки дня, а тем более сформировать некий общий свод правил, которые принимались бы всеми участниками международных отношений. Великие державы-победительницы во Второй мировой войне или вновь возникшие центры силы тоже не готовы брать на себя бремя ответственности за происходящее в мире. В какой-то степени эту роль пытаются играть Соединенные Штаты, но и их могущество не всесильно, как доказали события в Ираке или ураган «Катрина». К тому же далеко не все государства склонны согласиться с такими функциями единственной сверхдержавы.
В итоге ООН постепенно превращается в большой информационный центр, а также в орган для реализации гуманитарных задач (культура, образование, помощь в чрезвычайных ситуациях и при постконфликтной реабилитации). Кроме того, это все еще хорошая платформа для обмена мнениями на двухсторонней или многосторонней основе. Любые попытки придать организации несколько больший вес или «навесить» на нее дополнительные содержательные обязанности обречены на неудачу — это прекрасно продемонстрировал саммит в рамках юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи в сентябре 2005 г.
Мнение россиян об ООН можно коротко сформулировать следующим образом — организация плоха, но пока ей нет альтернативы. Более того, в последние годы наблюдается интересная тенденция — растет число затрудняющихся как-то прокомментировать роль ООН в мировой политике или высказаться четко по таким важным вопросам, как расширение Совета Безопасности. Еще два года назад население было более категорично и занимало сторону этой международной структуры в ее противостоянии с односторонними действиями США или других игроков.
По мнению трети россиян, роль ООН в мировой политике остается неизменной. Однако четверть все же полагает, что она уменьшается, и лишь 13% считают, что значение организации возрастает. Доля затрудняющихся с ответом увеличилась с 17 до 31%. Особенно много «колеблющихся» среди опрошенных старше 59 лет (44%), которые помнят ООН еще по эпохе биполярного мира. Мнения средних возрастных групп (24-59 лет) разделились практически пополам между теми, кто изменений не видит, и теми, кто фиксирует уменьшение роли ООН.
В целом среди россиян преобладает мнение, что ООН уже не справляется с решением задач, которые ставит современная жизнь, ибо создавалась она в другую историческую эру. Так считают 47%, не согласны с этим утверждением 27% респондентов.
Только 26% видят реальную альтернативу организации, а большинство — 45% — ее не усматривают и не верят в возможность появления новой эффективной структуры. Поэтому, руководствуясь принципом «плохонький, но мой», они склонны все же вносить изменения в деятельность нынешней ООН, нежели полностью ликвидировать ее. Исходя из этого же прагматичного подхода, респонденты затрудняются с определением возможного вклада России в работу ООН. С одной стороны, инвестировать серьезные ресурсы в наследие прошлого, не отвечающее реалиям, кажется безумием. С другой стороны, при отсутствии альтернативы и учитывая, что в ООН Россия пока все-таки имеет какой-то вес, в том числе связанный и с таким номинальным показателем, как постоянное членство в Совете Безопасности, полностью бросать ООН на произвол судьбы россияне не хотят. 37% считают участие в работе ООН важным инструментом влияния нашей страны на мировые процессы, а 40% полагают, что это малозначимая формальность, которая ничего не дает России.
В чем же трудности ООН, и на какие вызовы времени она могла бы адекватно ответить? По мнению респондентов, организация особенно неэффективна в решении таких проблем, как борьба с международным терроризмом (68%), урегулирование вооруженных конфликтов в отдельных регионах мира (62%), содействие социальному прогрессу и преодолению бедности и нищеты (60%), избавление человечества от новых мировых войн (50%), соблюдение основных прав человека (42%).
Неоднозначно оценивается работа ООН по содействию равноправию мужчин и женщин, больших и малых народов, развитию уважения к закону и международному праву (36%–38%).
Скорее со знаком «плюс» воспринимается роль организации в преодолении последствий стихийных бедствий и катастроф (+45 и –35%) и защите культурного достояния народов мира (+41 и –32%). От 15 до 27% опрошенных затрудняются оценить, насколько успешно или безуспешно ООН решает перечисленные задачи. Россияне, таким образом, склонны ставить перед ООН в основном гуманитарные, а не военно-политические задачи глобального уровня.
В этом контексте вполне логично россияне строят свою позицию и по отношению к расширению Совета Безопасности ООН.
Основная часть опрошенных затрудняется с ответом (39% по сравнению с 30% в 2004 г.) или выступает против такого решения (18% против 27% год назад). Видимо, россияне видят даже в такой перестройке ООН недостаточно практического смысла, ибо этим организацию все равно не спасешь и заметно более эффективной не сделаешь. Тем более, что ей приписывают культурно-гуманитарные задачи, для которых мнение Совета Безопасности, по сути, не является определяющим. И все же, следуя в русле экспертных дискуссий в СМИ, идет перегруппировка — желающих поменять хоть что-нибудь стало больше на 9%, вероятно, за счет тех, кто не видит на политической арене альтернативы организации при всех ее недостатках.
В обновленный СБ ООН, по мнению россиян, следует включить не представленные там сегодня Германию (24%) и Японию (20%).
Гораздо реже респонденты указывают Индию (8%) и Бразилию (3%). Вдвое за год (с 22 до 10%) сократилась доля тех, кто считает, что в СБ ООН нужно ввести представителя Европейского союза — внутриевропейский кризис подорвал доверие к ЕС как к единому игроку глобального уровня. Остальные проекты — Япония, Африка и любая другая страна — набрали в сумме лишь 1% голосов населения нашей страны. Итак, респонденты неоднозначно оценивают роль ООН в современном мире. Она скорее неизменна или уменьшается, нежели увеличивается. При этом организация не способна решить те задачи, которые перед ней ставит жизнь, а скорее должна заниматься стихийными бедствиями и охраной мирового культурного наследия. Проблема лишь в том, что никакого нового многостороннего органа, подобного ООН, на международной арене в ближайшее время не предвидится. А потому консервативные россияне склонны все же не ликвидировать эту структуру, а вносить в нее какие-то изменения, хотя и не инвестируя при этом значительные ресурсы в «дискуссионный клуб наций».
Д. В. Поликанов

Источник: Словарь политических терминов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИИ (ООН)
создана в 1945 на конференции в Сан-Франциско (см.). Устав ее вступил в силу 24. X 1945. В ООН вошли все 50 стран - участниц конференции в Сан-Франциско - и Польша. Кроме того, в ноябре - декабре 1946 были приняты Афганистан, Исландия, Сиам и Швеция, в сентябре - октябре 1947 - Йемен и Пакистан, в апреле 1948 - Бирма, в мае 1949 - Израиль.

ООН была создана для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития дружественных отношений между государствами, осуществления международного сотрудничества в экономической, социальной, культурной и других областях.

ООН основана на принципе суверенного равенства всех ее членов, принявших на себя обязательство разрешать свои международные споры мирными средствами, воздерживаться "в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности, или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных наций" (ст. 2, п. 4 устава).

Устав не дает, однако, ООН "права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от членов организации Объединенных наций представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего устава" (ст. 2, п. 7 устава).

Помимо стран, подписавших устав, прием в члены ООН "открыт для всех других миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся... в уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять" (ст. 4, п. 1).

Прием в члены ООН "производится постановлением Генеральной ассамблеи по рекомендации Совета безопасности" (ст. 4, п. 2). Для одобрения таких рекомендаций Советом безопасности необходимо единогласие всех постоянных членов Совета безопасности.

I. Структура ООН

Основными органами ООН являются: Генеральная ассамблея, Совет безопасности, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.

1. ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ состоит из всех членов ООН. Она может обсуждать все вопросы в пределах устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН, кроме вопросов, стоящих в повестке дня Совета безопасности. Она может выносить по рассматриваемым вопросам рекомендации государствам- членам ООН или органам ООН.

Генеральная ассамблея ежегодно собирается на очередную сессию, открывающуюся в третий вторник сентября, а также и на специальные сессии, если того требуют обстоятельства. Каждый член Генеральной ассамблеи имеет один голос. Решения по важным политическим вопросам "принимаются большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи" (ст. 18 устава). Эти вопросы включают: рекомендации в отношении поддержания международного мира и безопасности, выборы непостоянных членов Совета безопасности, членов Экономического и социального совета, Совета по опеке, прием новых членов в ООН, исключение из ООН, приостановление прав и привилегий членов ООН, вопросы, относящиеся к функционированию системы опеки, и бюджетные вопросы (ст. 18). Другие вопросы принимаются простым большинством голосов.

Генеральная ассамблея имеет 6 главных комитетов: 1) Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности (включая регулирование вооружений); 2) Комитет по экономическим и финансовым вопросам; 3) Комитет по вопросам социальным, гуманитарным и культуры; 4) Комитет по вопросам опеки; 5) Комитет по административным и бюджетным вопросам и 6) Комитет по правовым вопросам. Все делегации входят в состав этих шести главных комитетов.

Генеральная ассамблея создает, кроме того, Генеральный комитет из 14 членов, состоящий из председателя Генеральной ассамблеи, 7 заместителей председателя и 6 председателей главных комитетов, и Комитет по проверке полномочий из 9 членов.

Председатель Генеральной ассамблеи и его заместители избираются на пленарном заседании Ассамблеи, а председатели главных комитетов избираются на заседаниях самих комитетов.

2. СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ состоит из И членов, в т. ч. 5 постоянных членов (СССР, США, Англия, Франция и Китай) и 6 непостоянных, избираемых Генеральной ассамблеей на 2 года.

Государства, срок пребывания которых в составе Совета истек, не могут быть немедленно переизбраны на новый срок.

При первых выборах в январе 1946 непостоянными членами Совета безопасности были избраны: Австралия, Бразилия, Польша, Египет, Мексика, Голландия. На второй сессии Ассамблеи в 1947 вместо Австралии, Бразилии и Польши были избраны Украинская ССР, Канада и Аргентина.

Избранию Украинской ССР предшествовало ожесточенное сопротивление Соединенных Штатов Америки, потерпевших, однако, поражение. Выступая против избрания Украинской ССР вместо Польши, срок пребывания в Совете которой истек, США действовали вопреки положениям ст. 23 устава, предусматривающей, что при выборе непостоянных членов Совета следует уделять внимание "в первую очередь, степени участия членов Организации в поддержании международного мира и безопасности... а также справедливому географическому распределению".

Срок полномочий непостоянных членов Совета безопасности, а равно и членов Экономического и социального совета и Совета по опеке начинается 1. I следующего за их избранием года и кончается 31. XII того года, когда будут избраны их преемники.

Кроме того, если Совет безопасности рассматривает вопрос об использовании вооруженных сил, предоставленных в его распоряжение государством, не являющимся членом Совета, то это государство может принять участие в заседаниях Совета с правом голоса при рассмотрении Советом вопроса об использовании этих сил.

Совет безопасности имеет непрерывную сессию. Председательствуют в нем помесячно все его члены по очереди.

Совет безопасности является главным политическим органом ООН, который согласно уставу несет "главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

Постановления Совета безопасности делятся на две категории: решения и рекомендации. Решения, принимаемые Советом безопасности на основании главы VII устава, обязательны для всех членов ООН.

Органы Совета безопасности.
Совет безопасности имеет следующие органы: Военно-штабной комитет, Комиссия по контролю над атомной энергией и Комиссия по обычным вооружениям.

1. Военно-штабной комитет состоит из начальников штабов или представителей начальников штабов государств - постоянных членов Совета безопасности, т. е. СССР, США, Англии, Франции и Китая. Он должен помогать Совету безопасности "по всем вопросам, относящимся к военным потребностям Совета безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности, к использованию войск, предоставленных в его распоряжение, и к командованию ими, а также к регулированию вооружений и к возможному разоружению" (ст. 47 устава).

2. Комиссия по контролю над атомной энергией учреждена 24. I 1946 решением Генеральной ассамблеи по предложению делегаций СССР, США, Англии, Франции, Китая и Канады, согласованному на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Англии в декабре 1945. Комиссия состоит из представителей всех государств, которые представлены в Совете безопасности, и представителя Канады.

3. Комиссия по обычным вооружениям, учрежденная постановлением Совета безопасности от 13. II 1947, состоит из представителей всех государств, входящих в состав Совета безопасности. Комиссия должна готовить предложения: а) о всеобщем регулировании и сокращении вооружений и вооруженных сил и б) о практических и эффективных гарантиях в связи с общим регулированием и сокращением вооружений.

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ состоит из 18 членов, избираемых Генеральной ассамблеей на три года. Государства, срок пребывания которых в Совете истек, могут быть немедленно переизбраны на новый трехгодичный срок.

Экономический и социальный совет должен изучать международные вопросы в областях: экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и т. п., составлять по ним доклады и делать рекомендации Генеральной ассамблее, членам ООН и заинтересованным специализированным учреждениям, предоставлять Совету безопасности необходимую информацию и помощь. По правилам процедуры Экономический и социальный совет имеет не менее трех сессий в год.

Экономический и социальный совет имеет следующие постоянно действующие комиссии: 1) по экономике и занятости, 2) по транспорту и связи, 3) по статистике, 4) социальную, 5) по правам человека, 6) по защите прав женщин, 7) налоговую, 8) демографическую (по населению), и четыре временных комиссии: экономическую комиссию для Европы, экономическую комиссию для Азии и Дальнего Востока, экономическую комиссию для Латинской Америки и комиссию но наркотикам.

4. СОВЕТ ПО ОПЕКЕ учрежден для управления территориями, которые включены в систему опеки последующими соглашениями. Цели этой системы определены гл. XII устава ООН (см. Опека международная).

5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД. Главным судебным органом ООН является Международный суд, состоящий из 15 судей, избираемых параллельно Генеральной ассамблеей и Советом безопасности на 9 лет; судьи по истечении этого срока могут быть переизбраны.

При первых выборах (6. II 1946) международными судьями избраны представители СССР, Канады, Польши, Египта, Китая, Мексики, Югославии, Норвегии, Бельгии, США, Франции, Сальвадора, Бразилии, Англии и Чили.

Все члены ООН являются участниками статута Международного суда.

6. СЕКРЕТАРИАТ ООН возглавляется генеральным секретарем, избираемым Генеральной ассамблеей по рекомендации Совета безопасности на 5 лет. По истечении этого срока он может быть вновь переизбран. При решении Советом безопасности вопроса о выдвижении кандидата на пост генерального секретаря необходимо единогласие всех его постоянных членов. Первым генеральным секретарем ООН избран Трюгве Ли (см.), бывший министр иностранных дел Норвегии.

Персонал Секретариата назначается генеральным секретарем.

Секретариат имеет 8 отделов: 1) по делам Совета безопасности; 2) экономический; 3) социальный; 4) по опеке и сбору информации о несамоуправляющихся территориях; 5) общественной информации; 6) по правовым делам; 7) по вопросам конференции и общих служб и 8) административно-финансовое управление. Эти отделы возглавляются помощниками генерального секретаря.

7. ДРУГИЕ ПОСТОЯННЫЕ ОРГАНЫ ООН. Кроме вышеперечисленных основных органов ООН учреждены еще следующие:

1) Комиссия международного права создана по решению 2-й сессии Генеральной ассамблеи. Она состоит из 15 членов - специалистов в области международного права, избираемых Генеральной ассамблеей на трехгодичный срок. Комиссия должна заниматься вопросами прогрессивного развития международного права и его кодификации.

2) Консультативный комитет по административным и бюджетным вопросам состоит из 9 членов, избираемых Генеральной ассамблеей на 3 года.

3) Комитет по взносам состоит из представителей десяти стран, избираемых Генеральной ассамблеей на 3 года. Комитет в соответствии с пунктом 2 ст. 17 устава подготовляет шкалу взносов членов ООН, т. е. устанавливает, какую долю расходов ООН должно нести каждое государство - член ООН.

4) Ревизионная коллегия состоит из представителей трех стран- членов ООН, избираемых Генеральной ассамблеей на 3 года.

8. ОРГАНЫ AD HOC. Кроме постоянно действующих органов могут быть созданы еще органы ad hoc.

На второй сессии Генеральной ассамблеи (IX- XI 1947) англо-американский блок добился вопреки положениям устава ООН учреждения т. н. межсессионного комитета, а также специального комитета по греческому вопросу и временной комиссии по Корее.

а) Межсессионный комитет Генеральной ассамблеи ("Малая ассамблея") был создан на период между второй и третьей сессиями Ассамблеи из представителей всех стран- членов ООН. На третьей сессии Ассамблеи существование этого незаконного органа было продлено еще на год. Создание этого органа находится в прямом противоречии с положениями устава и представляет собой попытку англо-американского блока умалить значение и роль Совета безопасности. Поскольку создание межсессионного комитета является нарушением принципов устава, СССР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Польша, Чехословакия и Югославия отказались участвовать в его работе.

б) Специальный комитет по греческому вопросу создан в составе Австралии, Бразилии, Китая, Франции, Мексики, Голландии, Пакистана, Англии, США, СССР и Польши. Делегации СССР и Польши заявили, что они не будут участвовать в работе этого органа, т.к. создание такого комитета нарушает суверенитет Болгарии, Албании и Югославии и является грубым нарушением принципов ООН.

в) Временная комиссия по Корее создана в составе Австралии, Канады, Чили, Сальвадора, Франции, Индии, Филиппин, Сирии и Украинской ССР. Поскольку предложение делегации СССР пригласить представителей корейского народа к участию в обсуждении вопроса о Корее было отклонено, СССР, УССР, БССР, Польша, Чехословакия и Югославия отказались участвовать в голосовании при решении этого вопроса. Украинская ССР, избранная в состав временной комиссии по Корее, отказалась участвовать в работе этой комиссии.

9. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ООН.

Специализированными учреждениями называются организации, "созданные Межправительственными соглашениями и облеченные широко международной, определенной в их учредительных актах, ответственностью в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобных областях" (ст. 57 устава). Такими специализированными учреждениями являются: 1) Всемирная организация здравоохранения, 2) Международная организация (или бюро) труда, 3) Организация по продовольствию и сельскому хозяйству, 4) Организация по вопросам образования, науки и культуры, 5) Международная организация по гражданской авиации, 6) Международный валютный фонд, 7) Международный банк восстановления и развития, 8) Международный союз электросвязи, 9) Всемирный почтовый союз, 10) Международная организация по делам беженцев, И) Межправительственная консультативная организация по морскому транспорту. СССР является членом Международного союза электросвязи и Всемирного почтового союза.

II. Деятельность ООН

За время своего существования органы ООН занимались рассмотрением многих больших политических, экономических и других вопросов в области международных отношений. Наиболее важными из этих вопросов являются: 1) учреждение контроля над атомной энергией, 2) регулирование и сокращение вооружений и вооруженных сил, 3) борьба с пропагандой новой войны, 4) принцип единогласия постоянных членов Совета безопасности, 5) греческий вопрос, 6) испанский вопрос, 7) индонезийский вопрос, 8) инцидент в проливе Корфу, 9) палестинский вопрос.

I. Контроль над атомной энергией. 24. I 1946 Генеральная ассамблея учредила комиссию "для рассмотрения проблем, возникших в связи с открытием атомной энергии, и других связанных с этим вопросов".

Первое заседание комиссии по контролю над атомной энергией состоялось 14. VI 1946. На этом заседании представитель США Барух предложил учредить международную власть (Authority), обладающую широкими полномочиями и почти ничем не ограниченным правом вмешиваться в экономику любой страны, в работу любых отраслей промышленности и даже правом издавать законы, обязательные для всех стран мира. На следующем заседании комиссии, 19. VI 1946, представитель СССР от имени Советского правительства предложил заключить конвенцию о запрещении производства и применения оружия, основанного на использовании атомной энергии в целях массового уничтожения людей.

II. VI 1947 Советское правительство в дополнение и в развитие своего предложения относительно заключения конвенции о запрещении атомного оружия представило на рассмотрение комиссии основные положения, которые должны лечь в основу международного соглашения о контроле над атомной энергией. В этих положениях предусматривалось учреждение в рамках Совета безопасности Международной контрольной комиссии для осуществления мероприятий по контролю над атомными предприятиями. Условия и организационные принципы международного контроля над атомной энергией, состав, права и обязанности Международной комиссии должны определяться особой конвенцией, заключаемой в соответствии с конвенцией по запрещению атомного оружия. Международная контрольная комиссия должна состоять из представителей стран - членов Атомной комиссии, учрежденной 24. I 1946.

17. VI 1947 комиссия по контролю над атомной энергией, большинство которой поддерживало представителя США, решила не рассматривать советское предложение, а обсуждать это предложение попутно с вопросами, стоящими в плане работы комиссии, составленном по указке США.

Были созданы шесть т. н. "рабочих групп", в которых представитель СССР не участвовал. Эти группы подготовили шесть "рабочих документов" по вопросам о функциях международного контрольного органа.

В этих документах предусматривалось предоставление международному контрольному органу широких прав, включая право собственности на все атомные предприятия во всем мире и право эксплуатации их; право собственности на все запасы атомного сырья (урана, тория и т. п.), на все химические и металлургические предприятия, обрабатывающие атомное сырье, на все предприятия, способные использовать "ядерное горючее" (так называются уран, торий и другие расщепляющиеся материалы) для производства силовой энергии (напр., электроэнергии); право выдавать лицензии на строительство и эксплуатацию атомных предприятий и право отбирать эти лицензии; право производить геологические разведки запасов атомного сырья в любой части мира, включая военные и запретные зоны и т. д.

Предоставление контрольному органу таких прав несовместимо с принципами суверенитета государств и принципами устава ООН, а также противоречит резолюции Генеральной ассамблеи от 24. I 1946 о запрещении атомного оружия.

Представитель СССР в Атомной комиссии возражал против этих неприемлемых предложений. Однако представители США, опираясь на большинство комиссии, добились их принятия и включения во второй доклад Атомной комиссии Совету безопасности.

10. IX 1947 этот второй доклад был одобрен большинством комиссии и направлен Совету безопасности.

18. V 1948 правительство США, отклонявшее на протяжении двух лет все предложения Советского Союза о запрещении атомного оружия, опираясь на послушное ему большинство членов Атомной комиссии, добилось решения о приостановке ее работы на неопределенное время якобы потому, что Советский Союз не согласен на установление т. н. "международного контроля".

На третьей сессии Ассамблеи СССР предложил рекомендовать Совету безопасности и Атомной комиссии продолжить работу и подготовить проекты конвенции о запрещении атомного оружия и конвенции об установлении эффективного международного контроля над атомной энергией с тем, чтобы эти конвенции были подписаны и введены в действие одновременно. Это предложение, имеющее целью найти согласованное решение такой важной проблемы, было отвергнуто большинством Ассамблеи, идущим в фарватере политики США, стремящихся сохранить за собой свободу действий в производстве атомного оружия. США и Англия добились принятия Ассамблеей угодной им резолюции, санкционирующей фактический срыв работы Атомной комиссии.

2. Всеобщее сокращение и регулирование вооружений. 29. X 1946 на пленарном заседании Генеральной ассамблеи глава делегации СССР В. М. Молотов внес предложение о всеобщем сокращении вооружений.

Несмотря на сопротивление, оказанное представителями США, Великобритании и ряда других государств, обсуждение вопроса о сокращении вооружений увенчалось победой советской дипломатии.

14. XII 1946 Генеральная ассамблея единогласно приняла резолюцию о "Принципах, определяющих общее регулирование и сокращение вооружений", в которой она рекомендовала Совету безопасности приступить к разработке практических мероприятий, существенных для установления общего регулирования и сокращения вооружений и вооруженных сил; Атомной комиссии-выполнить обязанности, возложенные на нее резолюцией Генеральной ассамблеи от 24. I 1946 "в качестве существенного шага на пути достижения неотложной цели запрещения и изъятия из национальных вооружений атомного оружия". "С целью обеспечения того, чтобы общее запрещение, регулирование и сокращение вооружений коснулось основных видов оружия современной войны", в рамках Совета безопасности будет учреждена международная система, действующая через специальные органы.

28. XП 1946 представитель СССР в Совете безопасности через генерального секретаря от имени правительства СССР предложил Совету безопасности "приступить к разработке практических мероприятий по осуществлению решения Генеральной ассамблеи... о всеобщем регулировании и сокращении вооружений и вооруженных сил..." и учредить комиссию, которой "поручить в течение одного или двух месяцев, но не позже чем в трехмесячный срок подготовить и представить Совету безопасности свои предложения..." 13. II Совет безопасности создал Комиссию по обычным вооружениям, которая по настоянию американцев и англичан лишена права заниматься вопросами, относящимися к атомному оружию.

Вследствие саботажа делегаций стран англо-американского блока комиссия в течение года не наметила никаких практических мероприятий.

Чтобы резолюция Генеральной ассамблеи о сокращении вооружений и запрещении атомного оружия не осталась лишь на бумаге, правительство СССР внесло в сентябре 1948 на третьей сессии Ассамблеи предложение о сокращении на одну треть в течение одного года вооружений и вооруженных сил всех пяти постоянных членов Совета безопасности и о запрещении атомного оружия как оружия агрессии. Для наблюдения за проведением в жизнь этих мероприятий СССР предложил учредить в рамках Совета безопасности международный контрольный орган.

Это предложение СССР отвечало чаяниям и надеждам всех миролюбивых народов мира. Однако представители США и Англии заняли совершенно противоположную позицию. Они стремились затянуть и сорвать решение вопроса о запрещении атомного оружия и сокращении вооружений и вооруженных сил. Опираясь на покорное ему большинство Ассамблеи, англо-американский блок добился отклонения советского предложения.

3. Борьба с поджигателями новой войны. 18. IX 1947 глава делегации СССР на второй сессии Генеральной ассамблеи А. Я. Вышинский внес от имени правительства СССР предложение о борьбе с поджигателями новой войны. Предлагалось осудить "ведущуюся реакционными кругами в ряде стран и, в особенности, в Соединенных Штатах Америки, Турции, Греции преступную пропаганду новой войны", указать, что допущение и тем более поддержка такого рода пропаганды новой войны является нарушением долга, принятого на себя членами ООН, и "призвать правительства всех стран запретить под страхом уголовного наказания ведение в любой форме пропаганды войны... как общественно опасной деятельности, угрожающей жизненным интересам и благополучию миролюбивых народов". Далее предлагалось подтвердить необходимость скорейшего проведения в жизнь решений Ассамблеи от 14. XП 1946 о сокращении вооружений и от 24. I 1946 об исключении из национальных вооружений атомного оружия и всех других основных видов вооружения.

Предложение СССР обсуждалось в течение 6 дней (22-27. X).

Делегации США и Англии выступили против этого предложения. Представитель США Остин призывал "убить советское предложение", т. к. оно якобы противоречит свободе слова и информации. Однако под напором общественного мнения делегация США была вынуждена голосовать за резолюцию, осуждающую поджигателей войны. Принятие этой резолюции явилось крупной политической победой Советского Союза.

4. Принцип единогласия постоянных членов Совета безопасности. Предусмотренный ст. 27 устава принцип единогласия постоянных членов Совета безопасности при решении последним политических вопросов, или предоставление постоянным членам Совета безопасности т. н. "права вето", означает, что решение по любому вопросу, кроме процедурных, может быть принято лишь при условии, если за это решение подано не менее 7 голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. От соблюдения этого принципа зависит, справится ли ООН с возложенными на нее задачами. "Можно ли рассчитывать на то, - сказал И. В. Сталин в своем докладе 6. XI 1944, - что действия этой международной организации будут достаточно эффективными? Они будут эффективными, если великие державы, вынесшие на своих плечах главную тяжесть войны против гитлеровской Германии, будут действовать и впредь в духе единодушия и согласия. Они не будут эффективными, если будет нарушено это необходимое условие".

Необходимость соблюдения принципа единства великих держав признавалась во время войны политическими деятелями и других стран.

На конференции в Сан-Франциско принцип единогласия постоянных членов Совета безопасности был одобрен и изложен в ст. 27 устава. Этот принцип был гарантирован далее в ст. 108 и 109 устава, в которых указывается, что поправки к уставу, принятые двумя третями голосов Ассамблеи или Генеральной конференции, созываемой на основе ст. 109 для пересмотра устава, и ратифицированные двумя третями членов ООН, не могут вступить в силу, если не все постоянные члены Совета безопасности ратифицировали эти поправки.

Вскоре, однако, после вступления устава ООН в силу принцип единогласия постоянных членов Совета начал подвергаться ожесточенным нападкам со стороны ряда держав, являвшихся соавторами устава. Англия и США стремились подорвать принцип единогласия с помощью подчиненных им малых стран.

На второй части первой сессии Ассамблеи Куба предложила включить в повестку дня вопрос о созыве на основании ст. 109 устава Генеральной конференции членов ООН с целью "изменения п. 3 ст. 27 устава с тем, чтобы исключить положение, известное как право вето". Австралия также предложила включить в повестку вопрос о применении ст. 27 устава.

Советская делегация решительно выступила против ограничения прав постоянных членов Совета. Глава делегации СССР В. М. Молотов в своем выступлении на пленарном заседании Ассамблеи 29. X 1946 указал, что "отказ от принципа единогласия великих держав, - что, в сущности, и скрывается за предложением об отмене "вето", - означал бы на деле ликвидацию организация Объединенных наций, так как этот принцип является фундаментом данной организации". Ликвидировать принцип единогласия великих держав стремятся те "люди и целые влиятельные группировки... которые не хотят мириться на меньшем, чем покорность всех народов их диктату, их золотому мешку".

Предложение Австралии указать в резолюции Ассамблеи, что "в ряде случаев использование и угроза использования права вето" не соответствовали целям и принципам устава, было отклонено. Делегации всех пяти великих держав голосовали против этого пункта.

Отклонено было и предложение о созыве Генеральной конференции. Ассамблея приняла резолюцию, в которой рекомендовала постоянным членам Совета консультироваться между собой, а Совету-"принять порядок и процедуру, не нарушающие положения устава", но способствующие быстрому выполнению Советом его функций, и при принятии этого порядка и процедуры учесть взгляды, выраженные членами ООН. Делегация СССР голосовала против этой резолюции, делегации США и Англии - за резолюцию, делегации Франции и Китая воздержались.

На второй сессии Ассамблеи Аргентина и Австралия вновь внесли предложение о созыве Генеральной конференции с целью пересмотра устава. В своем выступлении на пленарном заседании Ассамблеи 18. IX 1947 глава делегации СССР А. Я. Вышинский заявил по этому вопросу, что "укрепление организации Объединенных наций возможно лишь на основе уважения политической и экономической независимости государств, на основе уважения суверенного равенства народов, а также последовательного и безусловного соблюдения одного из важнейших принципов организации Объединенных наций - принципа согласованности и единогласия великих держав при решении важнейших вопросов по поддержанию международного мира и безопасности. Это находится в полном соответствии с особой ответственностью этих держав за сохранение всеобщего мира и является гарантией защиты интересов всех стран - членов организации Объединенных наций, больших и малых.

Советский Союз считает своим долгом решительно бороться против всякой попытки поколебать этот принцип, какими бы мотивами эти попытки ни прикрывались".

Делегация США предложила передать вопрос о принципе единогласия постоянных членов Совета безопасности на рассмотрение межсессионного комитета, само создание которого противоречит положениям устава. Делегации Англии, Франции и Китая поддержали это предложение, и оно было принято Ассамблеей.

Делегация СССР голосовала против этой резолюции. Глава советской делегации заявил на пленарном заседании Ассамблеи 21. XI 1947, что эта резолюция "является прямым покушением на правило единогласия, являющееся в свою очередь одним из важнейших и основных принципов ООН, одним из могучих и реальных средств, обеспечивающих единство великих держав, основой сотрудничества миролюбивых народов. Эта резолюция завершает собой определенный этап похода против принципа единогласия, похода, ведущегося под руководством правительства Соединенных Штатов Америки, на котором и должна лежать вся полнота ответственности за последствия, которые неизбежно повлечет за собой принятие и реализация этой резолюции".

На третьей сессии Ассамблеи США, Англия, Франция и Китай внесли и добились одобрения Ассамблеей резолюции, в которой Совету безопасности рекомендуется решать процедурным голосованием ряд важных политических вопросов. Одобрение этого проекта является прямым нарушением устава ООН.

5. Греческий вопрос. В феврале 1946 правительство СССР предложило обсудить вопрос о необходимости вывода английских войск из Греции. Представитель СССР А. Я. Вышинский в своем письме, отметив крайне напряженное положение в Греции, указал, что наличие британских войск в Греции не вызывается необходимостью, что оно на деле превратилось в средство давления на внутриполитическое положение в стране и используется реакционными элементами в Греции против демократических сил страны. Советское правительство потребовало вывода английских войск из Греции.

Ввиду противодействия, оказанного Великобританией, США, Китаем, Австралией и рядом других членов Совета безопасности предложению СССР, Совет не принял никакого решения.

4. XII 1946 греческое правительство обратилось в Совет безопасности с жалобой на своих северных соседей (Албанию, Югославию и Болгарию), обвиняя их в оказании помощи греческим партизанам. Совет безопасности рассматривал этот вопрос на протяжении почти 8 месяцев. На Балканы была послана специальная комиссия, в которой были представлены все члены Совета безопасности, для исследования положения на месте.

Не добившись своих целей в Совете безопасности, правительство США решило перенести этот вопрос на Генеральную ассамблею.

На второй сессии Ассамблеи делегация США внесла проект резолюции, в котором ответственность за положение в Греции возлагалась на Албанию, Югославию и Болгарию. В предложении США предусматривалось, далее, учреждение специального комитета по Балканам, который должен наблюдать за проведением в жизнь резолюции Ассамблеи и рекомендовать, если по его мнению это необходимо, созыв специальной сессии Ассамблеи.

Делегация СССР возражала против предложения делегации США, т. к. оно лишь ухудшало положение на Балканах и нарушало суверенитет Югославии, Болгарии и Албании. Делегация СССР внесла проект резолюции, в котором предлагалось: а) правительство Греции должно положить конец пограничным инцидентам на северных границах Греции; б) отозвать из Греции иностранные войска и иностранные военные миссии; в) создать специальный комитет, которому поручить надзор за тем, чтобы предоставляемая Греции иностранная экономическая помощь использовалась лишь в интересах греческого народа, и т. д.

Делегация США, опираясь на механическое большинство, добилась принятия своего предложения. Глава делегации СССР А. Я. Вышинский заявил, что функции и полномочия создаваемого комитета несовместимы с суверенитетом членов ООН и противоречат уставу ООН, что СССР не будет поэтому участвовать ни в выборах комитета по Балканам, ни в работе этого комитета. Аналогичные заявления сделали делегаты Польши, БССР, УССР, Чехословакии и Югославии.

Внутреннее положение в Греции вследствие усилившегося вмешательства США и Англии в ее дела ухудшилось. Деятельность Специального комитета, направленная к тому, чтобы облегчить подавление народно-освободительной борьбы в Греции и подкрепить искусственные обвинения, выдвинутые греческими монархо-фашистами против северных соседей Греции, лишь осложнила положение на Балканах.

На третьей сессии Ассамблеи делегация СССР предложила отозвать из Греции иностранные войска и военный персонал и упразднить Балканскую комиссию. Под нажимом англо-американского блока это предложение было отклонено Ассамблеей. Англо-американское большинство продемонстрировало тем самым свое нежелание обеспечить нормальную обстановку в Греции и добиться установления добрососедских отношений между Грецией и ее северными соседями.

6. Испанский вопрос. 9. IV 1946 правительство Польши обратилось к генеральному секретарю с просьбой включить в повестку дня Совета безопасности вопрос об Испании. В письме указывалось, что деятельность режима Франко уже вызвала международные трения и создала угрозу международному миру и безопасности.

Совет безопасности обсуждал испанский вопрос с 17. IV по 26. VI 1946. Представитель Польши предложил Совету безопасности принять резолюцию, обязывающую всех членов ООН немедленно порвать дипломатические отношения с Франко. Представитель СССР поддержал это предложение, но под давлением США большинство членов Совета безопасности отклонило предложение Полыни.

В октябре 1946 по предложению делегаций Бельгии, Чехословакии, Дании, Норвегии и Венесуэлы испанский вопрос был поставлен на рассмотрение Ассамблеи. Генеральная ассамблея приняла резолюцию, в которой указыралось, что "фашистское правительство Франко в Испании, насильно навязанное испанскому народу с помощью держав оси и оказавшее существенную помощь державам оси в войне, не представляет испанского народа", и рекомендовалось "лишить правительство Франко права вхождения в международные учреждения, созданные Объединенными нациями или поставленные с ними в связь", а всем членам ООН "немедленно отозвать из Мадрида своих послов и посланников".

В осуществление этой резолюции члены ООН, имевшие в Испании своих послов и посланников, отозвали их. Только Аргентина, вопреки решению Ассамблеи, назначила своего посла в Испанию.

На второй сессии Ассамблеи вновь обсуждался испанский вопрос. Делегации США, Аргентины и ряда других стран, в первую очередь латиноамериканских, добились того, что 2-й пункт резолюции первой сессии Ассамблеи о лишении правительства Франко права вступать в международные учреждения, созданные ООН, и об отозвании из Мадрида послов и посланников государств - членов ООН - был исключен из резолюции. Этим самым США и страны, идущие в фарватере американской политики, показали свою заинтересованность в сохранении очага фашизма в Ев

Источник: Дипломатический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
288.18 кб

Организация объединённых Наций

«Новосибирская модель ООН» в Новосибирском государственном университете экономики и управления проводится с 2009 года кафедрой мировой экономики, международных отношений и права как важный методологический и практический элемент о
Читать PDF
555.89 кб

Принципы Организации Объединенных Наций и политика великих держав

Дханапала Джаянта
В выступлении раскрываются основные принципы и направления современной международной политики. Особое внимание уделяется роли Организации Объединенных Наций в глобальном развитии.
Читать PDF
113.81 кб

Современные дискуссии о реформировании организации Объединенных Наций

Беленкова Елена Юрьевна
В статье рассматриваются современные дискуссии о реформировании ООН в начале ХХI в.
Читать PDF
336.55 кб

Участие Германии в миротворческих миссиях организации Объединенных Наций

Айрапетян Марианна Сосиковна
Статья посвящена вопросу участия Германии в миротворческих миссиях Организации Объединенных Наций. ФРГ поддерживает ООН при выполнении задач во всем мире и содействует достижению целей организации.
Читать PDF
16.02 мб

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ: векторы сотрудничества

Р. Жанбулатова, А. Малинбаева
Авторы в данной статье рассматривают основные направления сотрудничества Казахстана с ООН международной организацией, которая является действительно глобальной как по составу своих членов, так и по широте поставленных перед нею за
Читать PDF
106.11 кб

Оон: история и современность. К 65-летию создания организации Объединенных Наций

Громыко Анатолий Андреевич
24 октября 2010 г. мировое сообщество отмечает 65-летие Организации Объединенных Наций.
Читать PDF
142.25 кб

Реформирование Организации Объединенных наций в контексте международных отношений

Сепелева Наталия Владимировна
В статье автор акцентирует внимание на реформировании ООН, ее Совета Безопасности, а также проблемах, связанных с глобализацией и последствиями кризисов.
Читать PDF
459.09 кб

Участие «Великих держав» в миротворческой деятельности организации Объединенных Наций

Сазонова К.Л.
Статья посвящена актуальной в настоящее время проблеме миротворчества в рамках деятельности ООН.
Читать PDF
171.38 кб

Участие российской милиции в миротворческой деятельности организации объединенных наций

Мельников Александр Борисович
Читать PDF
139.66 кб

Анализ позиций «Великих держав» по вопросу реформирования организации Объединенных Наций

Сазонова К. Л.
В статье произведен анализ позиций так называемых «великих держав», являющихся постоянными членами Совета Безопасности ООН и обладающих ядерным оружием, по проблеме реформирования Организации объединенных Наций.
Читать PDF
387.86 кб

Роль организации Объединенных Наций в консолидации глобального движения коренных народов

Юдин Валерий Иванович
Статья посвящена раскрытию институционального влияния Организации Объединенных Наций на организационные структуры, программные требования и тактику глобального движения коренных народов.
Читать PDF
151.52 кб

ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Пинчук Андрей Юрьевич
Настоящая статья посвящена институциональным аспектам деятельности ООН в борьбе против терроризма.
Читать PDF
709.60 кб

Деятельность Европейского союза в рамках организации Объединенных наций в области прав человека

Исаева Марина Юрьевна
Права человека сегодня являются важным аспектом деятельности как отдельных государств, так и международных организаций. Ключевыми игроками на мировой арене в этой сфере являются Европейский союз и Организация Объединенных Наций.
Читать PDF
117.29 кб

Необходимость реформирования оон и пути его реализации (к 70-летию организации Объединенных наций)

Мутагиров Джамал Зейнутдинович
За 70 лет Организация Объединенных Наций показала как сильные, так и слабые стороны.
Читать PDF
255.01 кб

Деловая игра «Заседание Организации Объединённых Наций но вопросу о беженцах и перемещённых лицах»

Филиппова Татьяна Владимировна
В статье показана важность деловой игры для формирования целостного миропонимания и современного научного мировоззрения. Даётся методическая разработка деловой игры по актуальной теме «Беженцы».

Похожие термины:

  • ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН)

    крупнейшая международная организация государств, созданная в целях поддержания мира и безопасности, развития международного сотрудничества. Основы деятельности этой организации разрабатывали
  • УСТАВ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

    многостороннее международное соглашение, разработанное главными государствами антигитлеровской коалиции (СССР, США, Англией, Францией и Китаем) в годы Второй мировой войны и окончательно соглас
  • СЕФАКТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

    (Европейская экономическая комиссия (CEFACT) ООН) – является межправительственным органом, мандат которого связан с содействием международной торговле товарами и услугами и осуществлением меропри
  • ЭДИФАКТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

    – правила ООН для электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте, опубликованы как международный стандарт ISO 9735. Представляют собой систему электронного безбумажного оборота
  • СЕКРЕТАРИАТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

    один из главных органов ООН, призванный обслуживать работу др. органов ООН и осуществлять их решения и рекомендации. Выполняет административно-технические функции ООН, в частности готовит некото
  • ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

    коалиционные силы, формируемые из национальных воинских контингентов, предоставляемых государствами – членами ООН в распоряжение Совета Безопасности ООН, применяемые по его решению и под его ру
  • МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

    один из шести главных органов ООН и главный судебный орган этой организации. Статут Международного суда, подписанный 26 июня 1945 г. и вступивший в силу 24 октября 1945 г., составляет неотъемлемую часть У
  • СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ

    центральный постоянно действующий орган ООН, на который Устав ООН возлагает главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Он уполномочен действовать от имени всех г
  • ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

    (ПРООН) – вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, координирующий планирование программы технического сотрудничества, осуществляемой системой ООН. Создана по рекомендации Экономическо
  • КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

    специализированные структурные подразделения Организации Объединенных Наций, образованные в соответствии с Уставом ООН на постоянной или временной основе. Их целью является координация усилий
  • ВОЕННЫЕ НАБЛЮДАТЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

    невооруженные военнослужащие, как правило, офицеры, выделяемые разными государствами в распоряжение ООН, действующие в составе международных групп. Создаются решением Совета Безопасности ООН дл
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМИТЕТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

    вспомогательные органы, создаваемые главными органами ООН, и в первую очередь Генеральной Ассамблеей, вспомогательные органы для обсуждения и решения определенных конкретных вопросов и выполне
  • ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

    один из главных органов ООН. Состоит из всех государств-членов, каждый из которых наделен по Уставу ООН равными правами. Генеральная Ассамблея ООН в соответствии с Уставом ООН может обсуждать любы
  • ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

    согласно Уставу ООН (ст. 97) является главным административным должностным лицом Организации. Назначается Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности ООН. Г.с. ООН действует в э