ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
Главная задача ООН заключается в создании системы международной безопасности. Пятую часть финансовых поступлений обеспечивают Соединенные Штаты, имеющие практически контрольный пакет акций в большинстве международных финансовых институтах.
Источник: Геоэкономический словарь-справочник
Международная организация, созданная и 1945 на основе добровольного соглашения суверенных государств в целях поддержания мира и безопасности и мирного сотрудничества между государствами. Устав ООН вступал в силу 24 октября 1945, подписан 51 страной, в т. ч. СССР, УССР, БССР. Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея, состоящая из представителей всех государств - членов ООН; Совет Безопасности, состоящий из 5 постоянных членов - представителей России, Китая, США, Великобритании и Франции и 10 непостоянных членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на 2 года; Социальный и Экономический совет; Совет по опеке; Международный суд; Секретариат, во главе которого находится Генеральный секретарь. В системе ООН имеется также ряд специализированных международных организаций: МОТ, ЮНЕСКО и др. В настоящее время членами ООН состоят 136 государств.
международная организация государств, создана в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН, предварительно разработанный на конференции в Думбартон-Оксе в 1944 представителями СССР, США, Великобритании и Китая, подписан 26 июня 1945 государствами - участниками учредительной Сан-Францисской конференции 1945 и вступил в силу 24 октября 1945. На 1 сентября 1994 в состав ООН входило 184 государства (в т. ч. Российская Федерация). Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Генеральный секретарь ООН (с 1 января 1992) - Б. Гали (Египет); с 1 января 1997 - Кофи Атта Аннан (Гана). Штаб-квартира в Нью-Йорке. Официальными языками ООН являются английский, испанский, китайский, русский и французский; в Генеральной Ассамблее, Совете Безопасности, Экономическом и Социальном советах официальным является также арабский язык.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
на основании Устава ООН, в ст. 1 которого провозглашены цели ООН: поддержание международного мира, безопасности путём принятия эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии и других нарушений мира; развитие дружественных отношений между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного, гуманитарного характера; поощрение уважения к правам человека и основным свободам для всех людей без каких-либо различий; выполнение функций центрального органа по согласованию усилий государства, направленных на реализацию этих целей. В Преамбуле, ст.ст. 1 и 2 Устава ООН закреплены принципы международного права. Главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея; Совет Безопасности; Экономический и социальный совет (ЭКОСОС); Совет по опеке; Международный Суд и Секретариат. Главные органы, вспомогательные и специализированные учреждения, например ЮНЕСКО, МОТ, ВОИС и др. образуют систему ООН. Приём в члены ООН открыт для всех миролюбивых государств, политика которых свидетельствует о намерении соблюдать принципы Устава ООН. Приём в члены ООН производится по решению Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Возможно исключение из числа членов ООН. В 2000 г. членами ООН были 185 государств. Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке, отделения имеются в Вене и Женеве.
Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.
Устав ООН был принят в конце июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско (США) представителями 50 государств- учредителей ООН и вступил в силу 24 октября 1945 г. За полвека число членов ООН увеличилось почти в четыре раза, т.е. в ООН приняты почти все государства мира. Доступ в ООН открыт для всех государств, признающих ее Устав и готовых выполнять его требования. Прием в члены ООН осуществляется Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности ООН. Устав ООН - это общепризнанная всемирная хартия международного права, мирного сосуществования и международного поведения. В своей деятельности ООН руководствуется такими основными принципами, как неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела государств, равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство государств, добросовестное выполнение обязательств, нерушимость границ, территориальная целостность государств, уважение прав человека и др. Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея, состоящая из представителей всех членов ООН; Совет Безопасности - основной постоянно действующий политический орган ООН, на который возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности, состоящий из нескольких постоянных (США, Россия, Великобритания, Франция и Китай) и ряда непостоянных членов, избираемых на два года Генеральной Ассамблеей; Экономический и Социальный Совет; Совет по опеке; Международный Суд; Секретариат. Центральные учреждения ООН находятся в Нью-Йорке. Официальными языками ООН являются английский, испанский, китайский, русский, арабский и французский.
Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии
Источник: Геокультурная энциклопедия
Цели ООН: поддержание международного мира и безопасности; принятие эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или др. нарушений мира; разрешение мирными средствами международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира; развитие дружественных отношений между народами; осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера; поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; быть центром для согласования действий государств в достижении целей, стоящих перед ООН. Для достижения этих целей члены ООН обязались действовать в соответствии с принципами: суверенного равенства; добросовестного выполнения обязательств по Уставу ООН; разрешения международных споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость; отказа в международных отношениях от угрозы силой или ее
применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо др. образом, несовместимым с целями ООН; оказания всемерной помощи ООН во всех ее действиях, предпринимаемых в соответствии с Уставом и воздержания от оказания помощи любому государству, против которого она предпринимает действия превентивного или принудительного характера; обеспечения того, чтобы государства, не являющиеся ее членами, действовали в соответствии с принципами ООН, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности. Главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и социальный совет ООН, Международный суд ООН и Секретариат ООН. ООН и ее должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее целей и для самостоятельного выполнения ими своих функций, связанных с деятельностью ООН. Постоянные представительства государств при ООН и их персонал пользуются полными дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Центральная штаб-квартира ООН – Нью-Йорк (США), штаб-квартиры европейского отделения – Женева (Швейцария) и Вена (Австрия).
Источник: Словарь международного права. 2014
Целями ООН, закрепленными в Уставе, являются: поддержание мел народного мира и безопасности; принятие эффективных коллективных мер; предотвращения и устранения угроз миру и подавления актов агрессии или др. нарушений мира; разрешение мирными средствами международных спев ров или ситуаций, которые могут вести к нарушению мира; развитие дружественных отношений международными; осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарной характера; поощрение и развитие уважения к правам и свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; осуществление роли центра по согласованию действий государств, направленных на достижение этих целей.
Члены ООН обязались действовать в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство государств; добросовестное выполнение обязательств по Уставу ООН; разрешение международных споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями ООН; оказание всемерной помощи ООН во всех ее действиях, предпринимаемых в соответствии с Уставом, и отказ в помощи любому государству, против которого она предпринимает действия превентивного или Принудительного характера, и др.
Главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный Совет ООН, Совет по Опеке, Международный Суд ООН и Секретариат ООН во главе с Генеральным секретарем ООН, под руководством которого находится Верховный комиссар по правам человека, отвечающий за усилия ООН по соблюдению прав человека.
В настоящее время существует 17 специализированных учреждений ООН: Всемирный банк, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая ассоциация (ВТО), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО),
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и др.
В связи с кардинальными изменениями мирового политического порядка, а также под влиянием возникающих в функционировании ООН проблем в международном сообществе ведутся широкие дискуссии о путях реформирования этой организации и совершенствования ее деятельности.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Несмотря на неоднократно предпринимавшиеся попытки реформ, «ремонт» ООН был главным образом косметическим. Закостенелые механизмы принятия решений (включая право вето) и неповоротливая бюрократия не позволяют организации подключаться к разрешению кризисов, оперативно реагировать на стремительно возникающие проблемы. Некоторые государства могут позволить себе безнаказанно игнорировать ключевые положения международного права (будь-то операция США и НАТО в Косово или нарушение режима нераспространения ядерного оружия Северной Кореей). Парализованная ООН не в силах помешать нарушителю, обеспечить соблюдение тех глобальных правил игры, за незыблемость которых организация должна была бы нести ответственность.
Разумеется, дело не только в самой ООН — любая наднациональная структура имеет ровно столько власти, сколько ей готовы делегировать страны-члены. Мировое сообщество в его нынешнем состоянии практически не способно прийти к консенсусу по многим вопросам глобальной повестки дня, а тем более сформировать некий общий свод правил, которые принимались бы всеми участниками международных отношений. Великие державы-победительницы во Второй мировой войне или вновь возникшие центры силы тоже не готовы брать на себя бремя ответственности за происходящее в мире. В какой-то степени эту роль пытаются играть Соединенные Штаты, но и их могущество не всесильно, как доказали события в Ираке или ураган «Катрина». К тому же далеко не все государства склонны согласиться с такими функциями единственной сверхдержавы.
В итоге ООН постепенно превращается в большой информационный центр, а также в орган для реализации гуманитарных задач (культура, образование, помощь в чрезвычайных ситуациях и при постконфликтной реабилитации). Кроме того, это все еще хорошая платформа для обмена мнениями на двухсторонней или многосторонней основе. Любые попытки придать организации несколько больший вес или «навесить» на нее дополнительные содержательные обязанности обречены на неудачу — это прекрасно продемонстрировал саммит в рамках юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи в сентябре 2005 г.
Мнение россиян об ООН можно коротко сформулировать следующим образом — организация плоха, но пока ей нет альтернативы. Более того, в последние годы наблюдается интересная тенденция — растет число затрудняющихся как-то прокомментировать роль ООН в мировой политике или высказаться четко по таким важным вопросам, как расширение Совета Безопасности. Еще два года назад население было более категорично и занимало сторону этой международной структуры в ее противостоянии с односторонними действиями США или других игроков.
По мнению трети россиян, роль ООН в мировой политике остается неизменной. Однако четверть все же полагает, что она уменьшается, и лишь 13% считают, что значение организации возрастает. Доля затрудняющихся с ответом увеличилась с 17 до 31%. Особенно много «колеблющихся» среди опрошенных старше 59 лет (44%), которые помнят ООН еще по эпохе биполярного мира. Мнения средних возрастных групп (24-59 лет) разделились практически пополам между теми, кто изменений не видит, и теми, кто фиксирует уменьшение роли ООН.
В целом среди россиян преобладает мнение, что ООН уже не справляется с решением задач, которые ставит современная жизнь, ибо создавалась она в другую историческую эру. Так считают 47%, не согласны с этим утверждением 27% респондентов.
Только 26% видят реальную альтернативу организации, а большинство — 45% — ее не усматривают и не верят в возможность появления новой эффективной структуры. Поэтому, руководствуясь принципом «плохонький, но мой», они склонны все же вносить изменения в деятельность нынешней ООН, нежели полностью ликвидировать ее. Исходя из этого же прагматичного подхода, респонденты затрудняются с определением возможного вклада России в работу ООН. С одной стороны, инвестировать серьезные ресурсы в наследие прошлого, не отвечающее реалиям, кажется безумием. С другой стороны, при отсутствии альтернативы и учитывая, что в ООН Россия пока все-таки имеет какой-то вес, в том числе связанный и с таким номинальным показателем, как постоянное членство в Совете Безопасности, полностью бросать ООН на произвол судьбы россияне не хотят. 37% считают участие в работе ООН важным инструментом влияния нашей страны на мировые процессы, а 40% полагают, что это малозначимая формальность, которая ничего не дает России.
В чем же трудности ООН, и на какие вызовы времени она могла бы адекватно ответить? По мнению респондентов, организация особенно неэффективна в решении таких проблем, как борьба с международным терроризмом (68%), урегулирование вооруженных конфликтов в отдельных регионах мира (62%), содействие социальному прогрессу и преодолению бедности и нищеты (60%), избавление человечества от новых мировых войн (50%), соблюдение основных прав человека (42%).
Неоднозначно оценивается работа ООН по содействию равноправию мужчин и женщин, больших и малых народов, развитию уважения к закону и международному праву (36%–38%).
Скорее со знаком «плюс» воспринимается роль организации в преодолении последствий стихийных бедствий и катастроф (+45 и –35%) и защите культурного достояния народов мира (+41 и –32%). От 15 до 27% опрошенных затрудняются оценить, насколько успешно или безуспешно ООН решает перечисленные задачи. Россияне, таким образом, склонны ставить перед ООН в основном гуманитарные, а не военно-политические задачи глобального уровня.
В этом контексте вполне логично россияне строят свою позицию и по отношению к расширению Совета Безопасности ООН.
Основная часть опрошенных затрудняется с ответом (39% по сравнению с 30% в 2004 г.) или выступает против такого решения (18% против 27% год назад). Видимо, россияне видят даже в такой перестройке ООН недостаточно практического смысла, ибо этим организацию все равно не спасешь и заметно более эффективной не сделаешь. Тем более, что ей приписывают культурно-гуманитарные задачи, для которых мнение Совета Безопасности, по сути, не является определяющим. И все же, следуя в русле экспертных дискуссий в СМИ, идет перегруппировка — желающих поменять хоть что-нибудь стало больше на 9%, вероятно, за счет тех, кто не видит на политической арене альтернативы организации при всех ее недостатках.
В обновленный СБ ООН, по мнению россиян, следует включить не представленные там сегодня Германию (24%) и Японию (20%).
Гораздо реже респонденты указывают Индию (8%) и Бразилию (3%). Вдвое за год (с 22 до 10%) сократилась доля тех, кто считает, что в СБ ООН нужно ввести представителя Европейского союза — внутриевропейский кризис подорвал доверие к ЕС как к единому игроку глобального уровня. Остальные проекты — Япония, Африка и любая другая страна — набрали в сумме лишь 1% голосов населения нашей страны. Итак, респонденты неоднозначно оценивают роль ООН в современном мире. Она скорее неизменна или уменьшается, нежели увеличивается. При этом организация не способна решить те задачи, которые перед ней ставит жизнь, а скорее должна заниматься стихийными бедствиями и охраной мирового культурного наследия. Проблема лишь в том, что никакого нового многостороннего органа, подобного ООН, на международной арене в ближайшее время не предвидится. А потому консервативные россияне склонны все же не ликвидировать эту структуру, а вносить в нее какие-то изменения, хотя и не инвестируя при этом значительные ресурсы в «дискуссионный клуб наций».
Д. В. Поликанов
Источник: Словарь политических терминов.
Источник: Дипломатический словарь