Операции по поддержанию мира

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Операции по поддержанию мира
миротворческие операции широкого спектра действия: от превентивного развертывания до поддержания уже достигнутого мира. Проводятся с согласия конфликтующих сторон, а в случае внутреннего конфликта-с согласия политического руководства государства, на территории которого происходил конфликт.

Источник: Курс лекций по политологии для студентов несоциологических направлений.

ОПЕРАЦИИ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА
совокупность мероприятий с участием междуна родного по составу военного, полицейского и гражданского персонала, проводимых в соответствии с мандатом Совета Безопасности ООН, предпринимаемых с согласия основных сторон вооруженного конфликта в поддержку усилий по стабилизации обстановки в районе конфликта, и направленных на создание условий, способствующих политическому урегулированию и поддержание или восстановление международного мира и безопасности. Не имеют непосредственного правового обоснования в Уставе ООН и не проводятся временными коалиционными вооруженными силами, предусмотренными его Главой VII и, в частности, ст. 43–47 (см. Вооруженные силы ООН), в рамках санкционированных СБ ООН принудительных мер. Осуществляются на основании резолюций СБ ООН, в редких и исключительных случаях – ГА ООН, формулирующих цели, задачи и длительность операций, а также устанавливающих параметры необходимых для их осуществления сил и средств. Содержат признаки средств мирного разрешения споров, в частности обследования и посредничества (Глава VI Устава ООН) и мер, принимаемых СБ ООН в случае установления им существования угрозы миру и международной безопасности (Глава VII), однако на практике акты, учреждающие конкретные операции, ссылаются только на Главу VII, чем подчеркивается обязательный характер предусмотренных ими мер. На международный персонал, участвующий в операциях, распространяется действие применимых положений Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г., а также соглашений о статусе операций (сил), подлежащих заключению между ООН и принимающей стороной. Специальная правовая защита предоставляется персоналу в соответствии с Конвенцией о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала от 9 декабря 1994 г. и Факультативным протоколом к ней от 8 декабря 2005 г. Персонал, участвующий в операции, обязан подчиняться правилам поведения и дисциплины, разработанным Секретариатом ООН; лица, нарушающие их, могут быть репатриированы с последующим запретом участвовать в операциях ООН. Специальный административный акт – Бюллетень Генерального секретаря ООН «Соблюдение силами ООН норм международного гуманитарного права» от 6 августа 1999 г. – обязывает военнослужащих, участвующих в операциях, руководствоваться указанными нормами в тех случаях, когда мандат операции допускает применение вооруженной силы для самозащиты или обеспечения исполнения ее задач. Порядок применения оружия регулируется Правилами применения силы и Директивами о применении силы, которыми руководствуются соответственно военные и полицейские компоненты операции. Секретариат ООН заключает с правительствами государствчленов двусторонние соглашения, предусматривающие заблаговременное резервирование государствами национальных военных контингентов, полицейского и гражданского персонала, других ресурсов и поддержание их на условленном уровне готовности в качестве возможного вклада в операции.
Общее руководство операциями осуществляет Генеральный секретарь ООН, политическое руководство на месте – специальный представитель Генерального секретаря, оперативное военное командование – командующий силами миссии. В составе Секретариата ООН образованы Департамент операций по поддержанию мира и Департамент полевой поддержки, руководители которых занимают должности заместителя Генерального секретаря ООН. Департаменты содействуют Генеральному секретарю в управлении миссиями, обобщают накопленный в операциях опыт, разрабатывают рекомендации по совершенствованию подбора и подготовки военных, гражданских, полицейских и иных специалистов, занимаются вопросами финансирования и снабжения миссий, вопросами дисциплины и т.д. В структуре вспомогательных органов ГА ООН действует Специальный комитет по операциям по поддержанию мира (Комитет 34-х), периодически представляющий ГА ООН доклады о проделанной работе по разработке согласованных руководящих принципов проведения операций.
Ранние операции не предусматривали развертывания самостоятельных вооруженных воинских контингентов и осуществлялись международными группами невооруженных военнослужащих-офицеров, наблюдавших за выполнением соглашений о перемирии или прекращении огня, за разъединением вооруженных сил враждующих сторон, их отводом из зон соприкосновения и т.п. путем
выяснения фактов и представления докладов непосредственному командованию и СБ ООН. Первые воинские контингенты, привлекавшиеся к операциям, имели только легкое вооружение, которое они могли применять исключительно для самозащиты. Перед ними ставилась задача разъединения сторон вооруженного конфликта для обеспечения соблюдения перемирия. Позднее воинские контингенты стали наделяться правом применения силы в случае вооруженного воспрепятствования исполнению ими своих обязанностей, соответственно менялось и их оснащение, которое стало включать тяжелую технику и авиацию (ударные вертолеты).
Современные операции носят комплексный, многокомпонентный характер и включают решение не только военных, но и политических, гуманитарных, социальных и экономических задач. Они учреждаются для содействия урегулированию не только межгосударственных, но и – причем все чаще – внутренних конфликтов. Некоторые миссии наделяются функциями временной администрации и правосудия в переходный период. Расширяются и допустимые пределы применения силы военным компонентом О.п.м. Наряду с операциями, учреждаемыми и осуществляемыми ООН, под данное определение подпадают мероприятия, осуществляемые региональными и субрегиональными институтами во взаимодействии с ООН или самостоятельно. Их общее правовое обоснование содержится в Главе VIII Устава. Параллельно и в сотрудничестве с ООН операции проводили Африканский Союз, Европейский
союз, НАТО, СНГ, Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС). Африканский Союз, ЕС, ОДКБ, СНГ имеют развитую нормативную основу для проведения О.п.м.

Источник: Словарь международного права. 2014

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
171.31 кб

Особенности участия фргв операциях по поддержанию мира и безопасности на арабском Востоке

Ханнанова Г.А.
Основное содержание статьи сконцентрировано на анализе вклада Германии в урегулирование кризисных ситуаций на Ближнем Востоке в Северной Африке, а также на выявлении приоритетов, которыми руководствуется германское правительство п
Читать PDF
0.00 байт

Роль операций по поддержанию мира в современной структуре миротворчества Организации Объединенных На

Сазонова К. Л.
В статье рассмотрены особенности проведения операций по поддержанию мира ООН, дана их классификация и основные характеристики.