ОБСЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ОБСЕ
нескл., ж., аббрев. (англ. OSCE, Organization for Security and Cooperation in Europe); полит. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая региональная организация по безопасности, в состав которой входят 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки. Прежнее название – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) (англ. Conference for Security and Cooperation in Europe – CSCE). Организация нацелена на предотвращение конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов. Наблюдатели от ПАСЕ и ОБСЕ искали «черную кошку» в прозрачной урне (РГ. 2012.06.03).

Источник: Словарь избирательной кампании словарь. 2016

ОБСЕ
OSCE, Organization for Security and Cooperation in Europe) — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая региональная организация по безопасности, в состав которой входят 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки.
Основными органами ОБСЕ являются саммит (встреча на высшем уровне), Совет министров иностранных дел, Высший совет, а также Постоянный совет под руководством Председателя, занимающего этот пост в течение года.
Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации: контроль над распространением вооружений; дипломатические усилия по предотвращению конфликтов; меры по построению доверительных отношений и безопасности; защита прав человека; развитие демократических институтов; мониторинг выборов; экономическая и экологическая безопасность.
Все государства — участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.
Свою историю ОБСЕ ведет с созванного в 1973 г. по инициативе СССР и социалистических государств Европы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, ставшего постоянно действующим международным форумом представителей 33 европейских государств, а также США и Канады.
Целью создания СБСЕ была выработка мер уменьшения военного противостояния в Европе и формирование модели общей и всеобъемлющей безопасности. Главным итогом Совещаний стал принятый в 1975 г. Заключительный акт СБСЕ («Хельсинские соглашения»), считающийся кульминацией разрядки. Заключительный акт закреплял политические и территориальные итоги Второй мировой войны, в т. ч. нерушимость границ. Таким образом, страны Запада фактически признавали коммунистические режимы в Восточной Европе.
Одновременно все страны-участницы принимали на себя ряд обязательств по укреплению доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях), по вопросам охраны окружающей среды, прав человека и основных свобод (в т. ч. свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования).
Смягчение СССР и соцстран своей позиции по правам человека дало отмашку диссидентам — теперь, когда их стало нельзя арестовывать, они смогли активизировать свою подрывную деятельность.
Деятельность СБСЕ в течение многих лет основывалась только на созываемых каждые 4 года конференциях. В условиях холодной войны Совещание служило постоянным каналом взаимного общения между представителями Востока и Запада.
СБСЕ внесло элемент многосторонности в биполярную ситуацию, способствовало преодолению идеологического раскола между государствами-участниками. Подписание 21 ноября 1990 г. в Париже «Хартии для новой Европы», поставившее точку в холодной войне, дало начало процессу превращения СБСЕ из форума для переговоров и диалога в активно функционирующую структуру.
С развалом СССР СБСЕ пополнилось новыми членами в лице представителей стран Восточной Европы и Средней Азии. Состоявшаяся в 1992 г. Хельсинкская встреча на высшем уровне положила начало превращению СБСЕ из преимущественно политического диалога между государствами-участниками в полноценную трансрегиональную организацию. СБСЕ получила широкие полномочия и возможности принимать меры практического характера для предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов.
На Будапештском саммите в 1994 г. было принято решение о переименовании СБСЕ с 1995 г. в ОБСЕ — Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая должна была стать важным инструментом по мирному урегулированию споров в своем регионе, раннему предупреждению конфликтов, регулированию кризисов и постконфликтному восстановлению.
Но уже на Лиссабонском саммите 1996 г. стала заметна тенденция ОБСЕ к использованию политики двойных стандартов в отношении конфликтов, существующих на пространстве бывших республик СССР. Из инструмента создания неделимого общеевропейского пространства безопасности с едиными для всех принципами и правилами, ОБСЕ превращалось в средство обслуживания интересов отдельных государств и группировок.
С 2003 г. стал очевидным конфликт между Россией и ОБСЕ, настаивающей на выводе Россией войск из Грузии и Приднестровья в соответствии со Стамбульскими соглашениями 1999 г. и осуждающей нашу страну за готовящийся законопроект о НКО, ужесточающий контроль над ними со стороны государства.
Россия подвергала острой критике деятельность наблюдателей ОБСЕ, обеспечивающих мониторинг выборов в СНГ. Так, в 2005 г. глава МИД России С. Лавров обвинил ОБСЕ в отсутствии единого стандарта в оценке выборов, высказав подозрения, что «электоральный мониторинг под “крышей” ОБСЕ используется в качестве спускового крючка для дестабилизации положения в отдельно взятой стране», и происходит это в зависимости от места этой страны «в иерархии чьих-то политических интересов». Речь здесь идет, прежде всего, о выборах последних лет в Грузии, Киргизии, Узбекистане, на Украине, в Казахстане, Белоруссии, Приднестровье, результаты которых представители ОБСЕ объявили «не соответствовавшими стандартам демократического волеизъявления», в то время как наблюдатели от СНГ признавали выборы свободными и демократичными. В первых четырех случаях «легитимация» ОБСЕ «стихийных народных выступлений» привела к «бархатным революциям» и последующей смене государственной власти.
Из-за невозможности прийти к соглашению по этим и другим острым вопросам, начиная с 2003 г. саммиты и заседания ОБСЕ регулярно завершаются без принятия итоговой декларации.
Консенсусную основу принятия решений в ОБСЕ многие эксперты считают одной из причин слабости организации в миротворческой деятельности. Несмотря на то, что всем членам ОБСЕ гарантированы равные права, любым государством может быть использовано право вето, которое способно помешать принятию того или иного решения, пусть даже одобренного всеми остальными странами (яркий пример голосование по Лиссабонскому документу, 20-й параграф которого отражал интересы Азербайджана в нагорно-карабахском конфликте и был отклонен единственным голосом «против», поданным Арменией).
Другим недостатком ОБСЕ является отсутствие у нее формально международно-правового статуса, а следовательно, все ее решения не имеют юридической силы.
Штаб-квартира ОБСЕ расположена в Вене (Австрия). Организация также располагает представительствами в Копенгагене, Женеве, Гааге, Праге и Варшаве.
Штат организации — около 370 чел., занятых в руководящих органах организации, а также около 3000 сотрудников, работающих в регионах. Бюджет — 168,2 млн евро (2006).
Председателем ОБСЕ в 2009 г. является министр иностранных дел Греции Дора Бакоянни. Ген. секретарь ОБСЕ — Марк Перрен де Бришамбо.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
328.82 кб

Противоречия между Германией и Россией в рамках ОБСЕ (1990-е годы)

Егоров Александр Игоревич
Исследуется проблема использования ресурса ОБСЕ при реализации национальных интересов ФРГ и РФ. Анализируются трансформационные процессы в ОБСЕ, которые способствовали уменьшению влияния Москвы на европейском континенте.
Читать PDF
52.47 кб

Деятельность миссии обсе в Таджикистане (1990-2005)

Дронов Василий Владимирович
В статье рассматривается деятельность миссии ОБСЕ в Центральной Азии: история возникновения, особенности и сложности миссии ОБСЕ в Таджикистане.
Читать PDF
121.01 кб

Деятельность Узбекистана в ОБСЕ и НАТО

Нишанов Д. Б.
В статье анализируются некоторые основные направления сотрудничества Узбекистана с ОБСЕ и НАТО в 90-е годы, уделяется внимание изменчивым последствиям американского присутствия в Республике Узбекистан.
Читать PDF
136.27 кб

Казахстан между Востоком и Западом: к вопросу о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году

Фаизова Рената Сергеевна
В статье рассматриваются основные направления деятельности Республики Казахстан на посту Председателя ОБСЕ в 2010 г.
Читать PDF
429.98 кб

Казахстан и ОБСЕ: направления развития высшего образования

Ахметова Гудьнас Кенжетаевна
Читать PDF
171.86 кб

Рамки международного участия на Южном Кавказе: посредничество обсе в нагорно-карабахском конфликте (

Геукджан Оганес
Цель настоящей статьи — рассмотрение и анализ посреднической деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в нагорно-карабахском конфликте с 1992 по 1996 год, а также внутренних и внешних факторов, став
Читать PDF
146.58 кб

Опыт работы ОБСЕ в Чечне, 1995-2003 годы

Скагестад Одд Гуннар
К 1995 году Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ранее она называлась "Конференция по безопасности и сотрудничеству в Европе"), постепенно вырастая из своего эмбрионального состояния (начальные инициативы периода
Читать PDF
139.37 кб

Деятельность обсе в области молдово-приднестровского урегулирования

Цуканова Ольга Владимировна
В настоящей работе проделан анализ специфики Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) как международной организации и ее подходов к проблеме безопасности в приднестровском регионе, определена роль миссии ОБСЕ в
Читать PDF
322.16 кб

Создание Минской группы ОБСЕ и ее роль в процессе урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха

Аветисян Рафаэл Самвелович
Рассматривается деятельность Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе по поиску путей мирного урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе (центр г. Степанакерт).
Читать PDF
732.21 кб

Роль Франции в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ и варианты решения Нагорно-карабахского к

Акопян Эдуард Гагикович
Отношения Армении с Францией важны, прежде всего, с точки зрения урегулирования Нагорно-карабахского конфликта. Процесс урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе приобрел международный характер в марте 1992 года.
Читать PDF
2.34 мб

Председательство ФРГ в ОБСЕ в 2016 году в контексте российско-германских отношений

Безрукова Ангелина Юрьевна
Германия займет председательствующий пост в ОБСЕ в 2016 году.
Читать PDF
192.68 кб

Будущее ОБСЕ: взгляд из европейского союза

Звягина Дарья Александровна
Предметом исследования являются позиции наиболее влиятельных европейских стран («еврограндов») по ключевым вопросам безопасности в Европе.
Читать PDF
0.00 байт

Роль многосторонней дипломатии в условиях глобализации на примере обсе

Э. Т. Мехдиев
Рассматриваются вопросы, касающиеся современного развития дипломатии. В работе отмечается возросшая роль и значение многосторонней дипломатии в решении глобальных проблем.
Читать PDF
0.00 байт

Сотрудничество Республики Таджикистан с обсе как фактор стабильности и безопасности в Центральной Аз

Алиева Р.
The Cooperation of Tajikistan with OSCE as a Factor of Stabilization and Security in Central Asia R. Alieva Key words: foreign policy, international cooperation, regional conflict, national security.
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы коммуникации между Советом ОБСЕ и Азербайджаном

Воевода Андрей Владимирович, Маммедов Гасым Маммедов
В статье исследуются проблемы коммуникации между Азербайджаном и Советом ОБСЕ, выявляются причины и предлагаются пути их разрешения.

Похожие термины:

  • ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе)

    (англ. Organization on Security and Cooperation in Europe (OSCE)) – региональное объединение, созданное для поддержания безопасности и развития сотрудничества, действенный инструмент обслуживания интересов Запада. Члена
  • БДИПЧ ОБСЕ

    аббрев. Бюро демократических институтов и прав человека, один из институтов ОБСЕ – Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшей региональной организации по безопасности, в с