Община

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Община
(Community, Коомчулук) – естественно сложившиеся поселенческие образования (село, поселок, город).

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Община (коммуна)
коллектив, в котором достаточно сильны внутреннее сцепление, узы товарищества, преданности и долга.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

ОБЩИНА
первичная форма социальной организации, возникшая на основе родовых связей и характеризуемая неопосредованным типом социальных отношений.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Община
естественная форма существования людей, связанных органическими узами. Противостоит обществу , в котором вместо органических связей главенствуют нормативы формализованного договора между индивидуумами. Общество регулируется Традицией.

Источник: Геополитический глоссарий

ОБЩИНА
1) в широком смысле — самые различные общности: городские коммуны, сельские общества, землячества, религиозные сообщества, профессиональные объединения и т. п.; 2) в ряде стран (напр., Болгария) низовая административно-территориальная единица; 3) объединение людей, основывающееся на коллективном владении средствами производства и полном или частичном самоуправлении. О. (семейная, родовая и др.) была повсеместно распространена на ранних ступенях развития общества. Различные виды О. существовали также в рабовладельческом и феодальном обществах. Развитие капитализма привело к классовой дифференциации внутри О. и в конечном счете к ее разложению и гибели.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

Община
форма социальной организации - первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма - соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для докапиталистического общества. Община обладает полным или частичным самоуправлением. В дореволюционной России община была замкнутой сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей (после Крестьянской реформы 1861 - собственником земли. В ходе Столыпинской аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским. Общиной называют также древние исторические общности: городская коммуна, религиозная, профессиональная, земляческая община.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

община
Gemeinde. Community Социол.: Группа людей, приверженцев (определенного направления) или община верующих, которая, как правило, существует в рамках местного общества. Полит.: О. означает политический орган управления [муниципалитет. – Примеч. пер.], который в Германии является общественно-правовым органом и согласно ст. 28 ОЗ ФРГ имеет руководящие структуры и исполняет задачи самоуправления (подробности регулируются общинными уставами земель). О. исполняют, кроме того, и государственные задачи, в особенности связанные с ведением актов гражданского состояния (регистрация места проживания и т. д.), здравоохранением, Социально-политической сферой. Задачи, выходящие за пределы отдельной местности (например, представление интересов тех, кто объединен в землячества), или задачи, которые не по силам отдельной общине из-за ограниченных финансовых или управленческих возможностей, исполняются с помощью объединений О. При этом необходимо различать т. н. вынужденные объединения (например, для обеспечения водоснабжения). См.: Коммунальные (муниципальные) уставы

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

ОБЩИНА
(community) Социальная группа людей, связанных между собой конкретным местом. Однако характер социальных связей и местоположения общины вызывают идеологические споры. Традиционные консерваторы подчеркивают, что в основе общины лежит общность происхождения (кровное родство, сходство, исторические связи) людей, живущих в определенной местности. Считается, что на такой основе объединены сельские поселки, как и национальные группы. Но общность происхождения может восходить к другому месту или к родной земле, как, например, в словосочетаниях типа "еврейская община". Социалистическая теория определяет подобную, консервативную интерпретацию понятия "община" как способ связать между собой имущих и неимущих в рамках капиталистического общества, не позволяя им видеть реальное столкновение их экономических интересов и предотвращая тем самым социальный конфликт. Стремящиеся к этой цели социалисты-реформаторы могут создать общину на основе объединения богатых территорий с бедными для перераспределения богатства и создания желаемых социальных отношений на местном уровне. Консерваторы и социалисты выделяют разные основы существования общины, но и те, и другие определяют присущие ей социальные отношения как нечто большее, чем просто совокупность забот и интересов всех входящих в нее индивидов, что и обеспечивает основу ее долговечности. Либералы в силу своей приверженности идее индивидуальной свободы отказываются понимать основу общины таким образом. Они считают, что община держится на свободно выбираемых связях индивидов, имеющих общие интересы и потребности. Такие объединения могут быть четко локализованы. Например, "финансовая община" предполагает как группу людей, имеющих общие, связанные с работой интересы и потребности, так и определенное месторасположение работы (например, Сити в Лондоне или Уолл-стрит в Нью-Йорке). Аналогичным образом "поездки к месту работы" предполагают определенное направление движения автомобилистов, пассажиров, ежедневно ездящих на работу и обратно. Эти поездки могли бы считаться подходящей основой для общины, однако они основаны на свободно выбираемом общении и на личных императивах, управляющих переменой места работы, изменением экономического и социального положения, и потому могут менять как свой характер, так и местонахождение. Например, отмена (государственного) регулирования и информационные технологии изменили организацию финансовых рынков, а развитие предместий и транспортной инфраструктуры изменили характер поездок к месту работы. Однако на практике очень часто термин "община" употребляется не в каком-то определенном смысле, а в качестве понятия, легитимирующего политическую программу.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Община
форма соц. организации доиндустриальной стадии. Первичная - родовая община характеризуется коллективной собственностью, трудом и потреблением. В период вхождения региона в состав России (XVI - I пол. XIX в.в.) у большинства народов и этнич. групп уже существовала территориальная (соседская, сельская) община со значительными типологическими и стадиальными этнич.и особенностями. В регионе выделяются три основных формы О.: горская, кочевая, казачья. Специфика горских обществ - джамаатов определялась особенностями экологии, природно-ландшафтными условиями Сев. Кав. Они детерминировали комплексный характер горского хозяйства - динамичное сочетание земледелия (включая террасное), садоводства, с альпийским скотоводством, промыслами и частично наездничеством (набеги за добычей на соседей). Соотношение этих отраслей горского хозяйства исследователи определяют с разных позиций, выдвигая в качестве ведущей либо скотоводство, либо земледелие. Жизнестойкость горской общины определялась тем, что она представляла собой территориальное образование, каждый член кот-го, с одной стороны, выступал собственником своего «надела», а с другой стороны, был совладельцем всей территории общины. Дуализм частного и общественного пронизывал не только отношения собственности, но и сферы сознания, культуры, политической жизни и т.д. Хозяйственная среда на основе многоотраслевого хозяйства определяла роль и структуру горской общины. 0. являлась стихийно сложившимся самодостаточным самоуправляемым микрополитическим образованием (а не низшим звеном соц. организации). Территориально горская 0. складывалась из мелких поселков, жители к-рых составляли тейпы, тухумы (территориально-родственные объединения, отличавшиеся по механизмам происхождения и соц. роли у различных народов). Горская община имела сложное сословное членение, стабильный, характерный для данной 0. тип семейно-брачных отношений и т.д. Административное управление и организация власти могли строиться на авторитарных, олигархических (родовая знать) или «демократических» принципах. Публичная власть была упрощена и выступала, как правило, в качестве гражданской повинности. Об-ва-джамааты могли объединяться в «союзы вольных обществ» и союзы (федерации) союзов «вольных обществ». Такая полиструктурная политическая система консервировала этнокульт. дифференциацию и в то же время вырастала из нее. Соц. жизнь регулировалась нормами обычного права (адата) и шариатом (в случае принятия ислама). Высшим органом управления в союзах вольных обществ был сход представителей джамаатов, административное управление осуществлял совет старейшин, избиравшийся из верхушки горских О. У кочевых народов сохранялась соседская община крестьян - скотоводов. В основе «кочевого феодализма» лежала частная собственность на скот, пастбища, что позволяло феодалам регулировать перекочевки, распоряжаться колодцами и т.п. Кочевые общины были разнообразны. Основной самоуправляющейся единицей были патронимии или соседские общины, имевшие определенный район кочевания. Административная и родовая организация не совпадали. Состав кочевых тухумных аулов был непостоянен. Управлялись старейшинами. Кочевые 0. находились под властью кочевой знати. Казачья община была одновременно соц. и военно - промысловой организацией. Высшим органом казачьего самоуправления был круг, в котором, несмотря на существующую соц. дифференциацию, могли участвовать все казаки. Исполнительная власть принадлежала выборным атаманам. Казачьи общины были объединены в войска, находились под контролем военной администрации империи. Все типы 0. на Ю.Р. не были статичны, их роль в самоорганизации этнотерриториальных обществ постоянно эволюционировала.

Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
103.51 кб

Община диаспоры как элемент этнополитической системы региона

Ведяйкин Денис Владимирович
Рассматриваются характеристики общины диаспоры как ключевого элемента этнополитической структуры региона.
Читать PDF
354.85 кб

Друзская община в политической жизни стран Ближнего Востока

Кулагин Артем Абдаллаевич
Данное интервью посвящено современному положению друзской общины в политической жизни стран Ближнего Востока.
Читать PDF
253.47 кб

О сущности понятия «Мусульманская община»

Филь Мария
Читать PDF
210.95 кб

Община братьев Люмьер

Марченков А. А.
Набросок сценария фильма о владимирском киноклубе «Политехник»
Читать PDF
387.05 кб

Русская община в Латвии

Гапоненко Александр Владимирович
В статье рассматривается роль русской общины в жизни современного латвийского общества, раскрываются механизмы дискриминации русского населения и формы его мобилизации. Анализируются также отношения общины с Россией и Европой.
Читать PDF
584.39 кб

Вариация на кръвните групи в албанското население в община Прешево в Южна Сърбия

Насер Камбери, Зибиде Камбери, Aмиp Aсотич, Фестим Камбери
Читать PDF
4.41 мб

IV Масловские чтения по проблеме «Православная община в XXI веке»

Читать PDF
5.15 мб

Американская сельская община как культурно-образовательный центр сельскохозяйственной общины

Горбачев В. В.
Читать PDF
358.33 кб

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ ДЕМОКРАТИИ? САЛАФИТСКАЯ ОБЩИНА ФРГ: ИДЕОЛОГИЯ, СТРУКТУРА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОТЕНЦИАЛ

Белинский Андрей Викторович
В статье на примере салафитской общины ФРГ рассматривается феномен исламского радикализма в современном мире. Большое внимание уделяется становлению и эволюции религиозной доктрины салафизма с IX в. до современности.
Читать PDF
265.48 кб

ШИИТСКАЯ ОБЩИНА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ КУВЕЙТА

Кириченко В.
Анализ ситуации вокруг шиитских сообществ в ряде арабских государств. Особое внимание уделяется положению шиитов в Кувейте и их влиянию на отношения Кувейта с другими странами региона.
Читать PDF
2.25 мб

Сельская община Дагестана как естественная среда формирования толерантных отношений

Абдуразакова Диана Мусаевна
Читать PDF
237.25 кб

Исламская община в Адыгее: внутренняя неоднородность и тенденции развития

Цветков О. , Ханаху Р.
Читать PDF
83.12 кб

Община в мусульманской традиции Центральной Азии

Нурулла-Ходжаева Н.Т.
Социальные структуры общинного типа, сохраняясь веками, не противоречили принятым базовым религиозным установкам. Ислам не может быть орудием сам по себе, каким его часто пытаются сегодня представить.
Читать PDF
512.33 кб

«Русская община» как способ политической самоидентификации русских в Латвии

Волков Владислав Викторович
Читать PDF
457.36 кб

Идеальное государство Платона и раннехристианская община: опыт сравнительного анализа

Соловьева А. А.

Похожие термины:

  • Русская община в Эстонии

    большая часть неэстонского населения, объединенная этническим происхождением, русским языком, русской культурой и русской историей.
  • Земельная община

    форма землевладения, при которой земля составляла общую собственность всех членов общины. Русская земельная община, возникшая еще при первобытно-общинном строе, претерпев ряд изменений, сохранил
  • ПАЛАТА ОБЩИН

    нижняя палата парламентов Великобритании и Канады.
  • ВЛАСТЬ В ОБЩИНЕ

    (community power) Вопрос о том, кто в общине принимает решения, стал предметом дебатов, обративших на себя внимание в американской политической науке в 1950–60-х гг. и дискуссии, которые велись в других стран
  • ПЕРВОБЫТНО- ОБЩИННЫЙ СТРОЙ

    Первый, древнейший в истории человечества общественный строй (общественно-экономическая формация), для к-рого характерны: низкий уровень производительных сил и коллективная (общественная) собст
  • Совет общины

    Gemeinderat. Сommunity council Совет общины представляет собой (согласно ст. 28, абз. 1 ОЗ ФРГ, коммунальным уставам земель) избранное народное представительство общин (также: представительство общины). См.: Комму