Община
Община
(Community, Коомчулук) – естественно сложившиеся поселенческие образования (село, поселок, город).
Община (коммуна)
коллектив, в котором достаточно сильны внутреннее сцепление, узы товарищества, преданности и долга.
Источник: Политология (глоссарий по книге)
ОБЩИНА
первичная форма социальной организации, возникшая на основе родовых связей и характеризуемая неопосредованным типом социальных отношений.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Община
естественная форма существования людей, связанных органическими узами. Противостоит обществу , в котором вместо органических связей главенствуют нормативы формализованного договора между индивидуумами. Общество регулируется Традицией.
Источник: Геополитический глоссарий
ОБЩИНА
1) в широком смысле — самые различные общности: городские коммуны, сельские общества, землячества, религиозные сообщества, профессиональные объединения и т. п.; 2) в ряде стран (напр., Болгария) низовая административно-территориальная единица; 3) объединение людей, основывающееся на коллективном владении средствами производства и полном или частичном самоуправлении. О. (семейная, родовая и др.) была повсеместно распространена на ранних ступенях развития общества. Различные виды О. существовали также в рабовладельческом и феодальном обществах. Развитие капитализма привело к классовой дифференциации внутри О. и в конечном счете к ее разложению и гибели.
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Община
форма социальной организации - первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма - соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для докапиталистического общества. Община обладает полным или частичным самоуправлением. В дореволюционной России община была замкнутой сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей (после Крестьянской реформы 1861 - собственником земли. В ходе Столыпинской аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским. Общиной называют также древние исторические общности: городская коммуна, религиозная, профессиональная, земляческая община.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
община
Gemeinde. Community Социол.: Группа людей, приверженцев (определенного направления) или община верующих, которая, как правило, существует в рамках местного общества. Полит.: О. означает политический орган управления [муниципалитет. – Примеч. пер.], который в Германии является общественно-правовым органом и согласно ст. 28 ОЗ ФРГ имеет руководящие структуры и исполняет задачи самоуправления (подробности регулируются общинными уставами земель). О. исполняют, кроме того, и государственные задачи, в особенности связанные с ведением актов гражданского состояния (регистрация места проживания и т. д.), здравоохранением, Социально-политической сферой. Задачи, выходящие за пределы отдельной местности (например, представление интересов тех, кто объединен в землячества), или задачи, которые не по силам отдельной общине из-за ограниченных финансовых или управленческих возможностей, исполняются с помощью объединений О. При этом необходимо различать т. н. вынужденные объединения (например, для обеспечения водоснабжения). См.: Коммунальные (муниципальные) уставы
ОБЩИНА
(community) Социальная группа людей, связанных между собой конкретным местом. Однако характер социальных связей и местоположения общины вызывают идеологические споры. Традиционные консерваторы подчеркивают, что в основе общины лежит общность происхождения (кровное родство, сходство, исторические связи) людей, живущих в определенной местности. Считается, что на такой основе объединены сельские поселки, как и национальные группы. Но общность происхождения может восходить к другому месту или к родной земле, как, например, в словосочетаниях типа "еврейская община". Социалистическая теория определяет подобную, консервативную интерпретацию понятия "община" как способ связать между собой имущих и неимущих в рамках капиталистического общества, не позволяя им видеть реальное столкновение их экономических интересов и предотвращая тем самым социальный конфликт. Стремящиеся к этой цели социалисты-реформаторы могут создать общину на основе объединения богатых территорий с бедными для перераспределения богатства и создания желаемых социальных отношений на местном уровне. Консерваторы и социалисты выделяют разные основы существования общины, но и те, и другие определяют присущие ей социальные отношения как нечто большее, чем просто совокупность забот и интересов всех входящих в нее индивидов, что и обеспечивает основу ее долговечности. Либералы в силу своей приверженности идее индивидуальной свободы отказываются понимать основу общины таким образом. Они считают, что община держится на свободно выбираемых связях индивидов, имеющих общие интересы и потребности. Такие объединения могут быть четко локализованы. Например, "финансовая община" предполагает как группу людей, имеющих общие, связанные с работой интересы и потребности, так и определенное месторасположение работы (например, Сити в Лондоне или Уолл-стрит в Нью-Йорке). Аналогичным образом "поездки к месту работы" предполагают определенное направление движения автомобилистов, пассажиров, ежедневно ездящих на работу и обратно. Эти поездки могли бы считаться подходящей основой для общины, однако они основаны на свободно выбираемом общении и на личных императивах, управляющих переменой места работы, изменением экономического и социального положения, и потому могут менять как свой характер, так и местонахождение. Например, отмена (государственного) регулирования и информационные технологии изменили организацию финансовых рынков, а развитие предместий и транспортной инфраструктуры изменили характер поездок к месту работы. Однако на практике очень часто термин "община" употребляется не в каком-то определенном смысле, а в качестве понятия, легитимирующего политическую программу.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
Община
форма соц. организации доиндустриальной стадии. Первичная - родовая община характеризуется коллективной собственностью, трудом и потреблением. В период вхождения региона в состав России (XVI - I пол. XIX в.в.) у большинства народов и этнич. групп уже существовала территориальная (соседская, сельская) община со значительными типологическими и стадиальными этнич.и особенностями. В регионе выделяются три основных формы О.: горская, кочевая, казачья. Специфика горских обществ - джамаатов определялась особенностями экологии, природно-ландшафтными условиями Сев. Кав. Они детерминировали комплексный характер горского хозяйства - динамичное сочетание земледелия (включая террасное), садоводства, с альпийским скотоводством, промыслами и частично наездничеством (набеги за добычей на соседей). Соотношение этих отраслей горского хозяйства исследователи определяют с разных позиций, выдвигая в качестве ведущей либо скотоводство, либо земледелие. Жизнестойкость горской общины определялась тем, что она представляла собой территориальное образование, каждый член кот-го, с одной стороны, выступал собственником своего «надела», а с другой стороны, был совладельцем всей территории общины. Дуализм частного и общественного пронизывал не только отношения собственности, но и сферы сознания, культуры, политической жизни и т.д. Хозяйственная среда на основе многоотраслевого хозяйства определяла роль и структуру горской общины. 0. являлась стихийно сложившимся самодостаточным самоуправляемым микрополитическим образованием (а не низшим звеном соц. организации). Территориально горская 0. складывалась из мелких поселков, жители к-рых составляли тейпы, тухумы (территориально-родственные объединения, отличавшиеся по механизмам происхождения и соц. роли у различных народов). Горская община имела сложное сословное членение, стабильный, характерный для данной 0. тип семейно-брачных отношений и т.д. Административное управление и организация власти могли строиться на авторитарных, олигархических (родовая знать) или «демократических» принципах. Публичная власть была упрощена и выступала, как правило, в качестве гражданской повинности. Об-ва-джамааты могли объединяться в «союзы вольных обществ» и союзы (федерации) союзов «вольных обществ». Такая полиструктурная политическая система консервировала этнокульт. дифференциацию и в то же время вырастала из нее. Соц. жизнь регулировалась нормами обычного права (адата) и шариатом (в случае принятия ислама). Высшим органом управления в союзах вольных обществ был сход представителей джамаатов, административное управление осуществлял совет старейшин, избиравшийся из верхушки горских О. У кочевых народов сохранялась соседская община крестьян - скотоводов. В основе «кочевого феодализма» лежала частная собственность на скот, пастбища, что позволяло феодалам регулировать перекочевки, распоряжаться колодцами и т.п. Кочевые общины были разнообразны. Основной самоуправляющейся единицей были патронимии или соседские общины, имевшие определенный район кочевания. Административная и родовая организация не совпадали. Состав кочевых тухумных аулов был непостоянен. Управлялись старейшинами. Кочевые 0. находились под властью кочевой знати. Казачья община была одновременно соц. и военно - промысловой организацией. Высшим органом казачьего самоуправления был круг, в котором, несмотря на существующую соц. дифференциацию, могли участвовать все казаки. Исполнительная власть принадлежала выборным атаманам. Казачьи общины были объединены в войска, находились под контролем военной администрации империи. Все типы 0. на Ю.Р. не были статичны, их роль в самоорганизации этнотерриториальных обществ постоянно эволюционировала.
Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.