Общественно-политические движения
Общественно-политические движения
многочисленные организации, непосредственно не участвующие в борьбе за власть, но являющиеся субъектами (акторами) политического процесса.
Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.
Общественно-политические движения
это добровольные, самоуправляемые и институционализированные объединения, созданные на основе политических интересов с целью произвести изменения в обществе. В соответствии с целями, масштабами предполагаемых изменений, общественно-политические движения можно разделить на реформаторские (преобразования политических структур) и радикальные (преобразования основ политической организации). Национальные общественно-политические движения пытаются добиться изменений в политике и экономике, вызвать сдвиги в классовых и стратификационных структурах. Реформаторские общественно-политические движения используют инструментальную стратегию - стремятся достичь политической власти и её средствами усилить предполагаемые изменения в институтах и организации общества. Для радикальных общественно-политических движений характерна экспрессивная стратегия - стремление достичь автономии, политической эмансипации для своих членов. Также выделяют умеренные общественно-политические движения, их требования соответствуют Конституции РФ. К ним относятся: создание на территориях республик национально-культурных автономий; политическая, правовая и социальная защита граждан различных народов, их объединение; содействие социально-экономическому развитию национально-территориальных районов; укрепление многосторонних этнических связей между народами, проживающими на территории республик и доминирующим этносом. Цели умеренных общественно-политических движений на Юге России сопровождаются стратегией поддержки существующих государственных структур власти. Национальные общественно-политические движения сочетают инструментальный и экспрессивный виды стратегий в зависимости от внешних политических условий. На Юге России в кавказских республиках в настоящее время зарегистрировано 56 общественно-политических движений.
Наибольшее их количество в Республике Дагестан, а наименьшее - в Республике Адыгея, как полиэтничной и моноэтничной территориях. Формированию и функционированию сепаратистских общественно-политических движений на Юге России способствовала общественно-политическая ситуация: демократические процессы конца 1980-х - начала 1990-х гг., ведущих к развитию периферийного этнонационализма. Раскол политической элиты с последующей декоммунизацией привели к утрате федерального контроля на территориях национальных республик. В Чеченской Республике возникновение сепаратистского общественно-политического движения (ОКЧН) сопровождалось возрождением идей национальной государственности в условиях социальной напряженности. Мобилизация сепаратистского движения обеспечивалась его поддержкой политической и экономической элитами и харизматическим лидером Д.Дудаевым, тогда как социальный состав движения (молодёжь из сельских мест, большая часть мужского безработного населения) определялся экономическим кризисом. Возрождение вайнахской идеи и институционализация новых ценностей и норм способствовали возникновению оппозиции («Даймокх» и др.), роспуску парламента и утверждению власти ОКЧН в лице её лидера с целью суверенизации Чеченской Республики. Возникновение новой военизированной внутренне-организационной структуры движения спровоцировало военный конфликт с Россией, что повлекло снижение авторитета общественно-политического движения среди местного населения, а также отрицательное отношение большинства субъектов федерации к вводу российских войск. В настоящее время в отношении сепаратистских движений на Юге России проводится политика федерального контроля и предотвращения развития сепаратизма для сохранения целостности территории РФ.
Наибольшее их количество в Республике Дагестан, а наименьшее - в Республике Адыгея, как полиэтничной и моноэтничной территориях. Формированию и функционированию сепаратистских общественно-политических движений на Юге России способствовала общественно-политическая ситуация: демократические процессы конца 1980-х - начала 1990-х гг., ведущих к развитию периферийного этнонационализма. Раскол политической элиты с последующей декоммунизацией привели к утрате федерального контроля на территориях национальных республик. В Чеченской Республике возникновение сепаратистского общественно-политического движения (ОКЧН) сопровождалось возрождением идей национальной государственности в условиях социальной напряженности. Мобилизация сепаратистского движения обеспечивалась его поддержкой политической и экономической элитами и харизматическим лидером Д.Дудаевым, тогда как социальный состав движения (молодёжь из сельских мест, большая часть мужского безработного населения) определялся экономическим кризисом. Возрождение вайнахской идеи и институционализация новых ценностей и норм способствовали возникновению оппозиции («Даймокх» и др.), роспуску парламента и утверждению власти ОКЧН в лице её лидера с целью суверенизации Чеченской Республики. Возникновение новой военизированной внутренне-организационной структуры движения спровоцировало военный конфликт с Россией, что повлекло снижение авторитета общественно-политического движения среди местного населения, а также отрицательное отношение большинства субъектов федерации к вводу российских войск. В настоящее время в отношении сепаратистских движений на Юге России проводится политика федерального контроля и предотвращения развития сепаратизма для сохранения целостности территории РФ.
Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.