ОБЩЕЕ БЛАГО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ОБЩЕЕ БЛАГО
(common good) Благо, не подлежащее делению и являющееся общим (т.е. разделяемым всеми) для некоторого числа людей или для сообщества (коллектива). Согласно одной из точек благо коллектива есть не что иное, как благо каждого человека. Другие исследователи считают, что благо или благополучие такой общественной единицы, как сообщество, может быть до некоторой степени отделено от блага индивидов, его составляющих. Шумпетер (Sсhumpeter), критикуя общее благо, указывал на то, что демократическая теория стремится всячески ему способствовать, однако раскрыть его содержание совершенно невозможно. Тем не менее такие понятия, как мир (покой) и община, могут служить примерами общего блага, поскольку каждое из них может стать достоянием любого человека, если ими будет пользоваться каждый.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Общее благо
одна из целей политики, провозглашенная античной политической теорией, в частности, в сочинении Аристотеля «Политика». Мысль об общем благе чрезвычайно содержательна, она включает идеи справедливости - категории права и социально-политических наук. Под общим благом и справедливостью Аристотель понимал соответствие политического действия закону, разумность полисной жизни, высшую политическую и нравственно-правовую инстанцию в общественных делах. Общее благо и справедливость способствуют установлению необходимых политических и правовых отношений в обществе, в то же время они совпадают с нравственностью в ее социальной значимости.
Государство в его адекватных формах (например, полис для античных авторов, просвещенная монархия для Гегеля) мыслится представителями этой традиции обоснованием общей справедливости как воплощенного разума, предметного выражения разумности человека. Поэтому справедливость и благо государства ставятся выше блага отдельных индивидов. Платон, отвечая устами Сократа на возражение, что его идеальное государство делает людей не слишком-го счастливыми, подчеркнул: «Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы кое-кто был в нем счастлив, но так, чтобы оно было счастливо в целом» (Платон. Соч. В 3-х гг. Т.З.М., 1971. С.207).
Государство является разумным выходом из такого состояния, когда попираются благо и справедливость, оно должно «довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, как, впрочем, и человеку, которую они допустили бы у других по отношению к себе» (Т. Гоббс. Левиафан). Справедливость и благо в этом случае измеряются благополучием граждан. Нравственно санкционированный общественной целью становится «наибольшее счастье наибольшего числа людей» (Иеремия Бентам - английский философ, социолог, юрист: 1748-1832).
Плодотворность идей общего блага и справедливости в полной мере сказалась в Новое время, в XVII-XVIII вв., когда готовились проекты гражданского общества и правового государства и начались первые буржуазные революции под лозунгами социальной справедливости и общественного блага. В XIX веке эта концепция стала предметом тщательного и практически ориентированного исследования идеологов либерализма и демократии, таких как упомянутый выше И.Бентам. Дж. С.Милль и многих других (Джон Стюарт Милль (1806-1873) - английский экономист, социолог, политический деятель, теоретик либерализма - автор многочисленных работ, среди которых: «Принцип политической экономии» (1848); «О свободе» (1859) - совместно с женой Г.Тейлор; «Утилитаризм» (1863); «Огюст Конт и позитивизм» (1865); «Обзор философии сэра Вильяма Гамильтона» (1865) и др.).
Концепция общего блага и справедливости стала предметом обширных политических, социальных, экономических и философских изысканий в XX веке. Она была конкретизирована в формуле, разработанной ранее В.Парето: «благо общества не может быть общим, если кто-либо не охватывается им». В этой интерпретации концепция «общего блага» стала одним из слагаемых теорий социального и политического развития, ориентированным на развитие практической политики. Производными от политики «общее благо» стали в наше время понятия «образ жизни», «стиль жизни», «качество жизни», «уровень жизни», «жизненные стандарты» и т. п. Однако и прежде и теперь, вне зависимости от изысканий политических исследователей и реальных установок каких бы то ни было властей и политических режимов, государство, даже если оно не ориентировано на политический процесс общества и благоденствие народа, объективно вынуждено создавать ряд общих благ таких, как охрана территории, организация снабжения, связи, транспорта, поддержка отношений с другими государствами. Степень подлинно социальной ориентации политики позволяет различать действительно прогрессивные политические режимы от государств, не способных к достижению целей, отвечающих интересам граждан общества. Тем не менее, аргументация общего блага и социальной справедливости фигурирует в легитимирующих оправданиях политики самых разных государств (а нередко и антинародных государств) и правительств, способных представлять в качестве общего блага и социальной справедливости групповые, корыстные и эгоистические классовые, партийные и личные цели. Современные теории об общем благе и социальной справедливости фокусируются вокруг концепции американского профессора Дж. Ролса, которая имеет синтетический характер, обобщая различные теории и аспекты общего блага и социальной справедливости. Концепция Дж.Ролса предлагает идеально-типичную модель в либерально-демократических обществах. ее нормативной основой является принцип: «каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных политических свобод, совместных с подобными схемами политических свобод для других»: «Социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы они были: а) к наибольшей ожидаемой выгоде наименее преуспевших в делах:б) доступ к должностям, открытым для всех в условиях честного равенства возможностей» (Литература: Аристотель. Никоманова этика. Кн.У: Т.Гоббс. Левиафан. Гл. 13-15: И.Кант. Метафизика нравственности. 4.1. Метафизические начала учения о праве; Дж.Ролс. Теория справедливости. Новосибирск. 1995; работы М.Бснтама, Дж.Милля. Г.Тейлора и др.).

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
1.26 мб

ГЛОБАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, ПРОФЕССИЯ ЭКОНОМИСТА И ОБЩЕЕ БЛАГО

Тироль Жан
Эта лекция была прочитана в ноябре 2018 г. в Финансовом университете в Москве, Россия, для преподавателей и студентов.
Читать PDF
335.68 кб

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ: ПРАВО, ПРАВДА, ОБЩЕЕ БЛАГО И НАСИЛИЕ. (РЕФЕРАТ)

Белинский Андрей Викторович
Данная работа представляет собой реферат статьи С. Стюарт, посвященной ценностям российской политической элиты. В реферируемом тексте рассматривается отношение элиты к таким понятиям, как право, правда, общее благо и насилие.
Читать PDF
209.66 кб

Оценка беспристрастности, равенства и ориентации на общее благо в различных методах измерения качест

Леванчук Валентина Александровна
Данное исследование представляет собой сравнительный анализ трех различных методов измерения качества делиберации относительно реше ния ими главных противоречий концепций беспристрастности, равенства и общего блага теории делибера

Похожие термины:

  • общее (всеобщее) благо

    (Коллективная воля) Gemeinwohl. Common good / Common weal Политико-социологическое понятие для определения совместных интересов общества, которые часто противопоставляются индивидуальным или групповым интерес