Общечеловеческие интересы и ценности

Найдено 1 определение
Общечеловеческие интересы и ценности
ключевая группа понятий социологии, политологии, философского учения о человеке. Та или иная интерпретация общечеловеческих интересов и ценностей предопределяет направление и характер аргументации множества специализированных отраслей знания: от сферы внутренней политики до теории и особенностей внешнеполитической деятельности.
Важнейшую предпосылку развития системы общечеловеческих интересов и ценностей составил принцип антропоцентризма, в четкой форме выдвинутый Протагором: человек сеть мера всех вещей. Вместе с тем в конкретных условиях древнегреческого общества человеком был свободный гражданин: отсюда берет начало дивергенция и несоответствие вербального провозглашения и фактического применения понятия общечеловеческих интересов и ценностей. Кратко о понятиях, введенных Протагором: антропоцентризм (антропо + греч. kenton - центр) - учение, согласно которому человек с его жизненными интересами - экономическими, политическими, социальными и др., есть центр вселенной и конечная цель всего мироздания; дивергенция (лат. divergero - обнаруживать расхождение): вербальный (лат. verbalis - словесный) - письменное сообщение, делаемое политическим актором или дипломатическим агентом в третьем лице без подписи, приравнивается к устному сообщению. Общечеловеческие интересы и ценности и их аргументация стали особенно значимы в эпоху Европейского Ренессанса: ренессанс (фр. renaissance - возрождение) - общественно-политическое и культурное течение, началось в Италии в XIV веке, в других странах Западной Европы в XV-XVI веках, отражено в трудах и творениях крупнейших мыслителей того времени: писатели Петрарка (1304-1374), Бокаччо (1313-1375); астроном Николай Коперник (1473-1543): философ Джордано Бруно (1548-1600);архитектор, скульптор и живописец Микеланджело (1475-1564): живописцы: Рафаэль (1483-1520). Леонардо да Винчи (1452-1519). Тициан (1477-1576) и многие другие.
Эпоха Возрождения проявила интерес к проблеме соотношения непосредственной полноты и вместе с тем гармонии в переживании всех радостей жизни. В эту же эпоху особенно значимыми стали труды Никколо Макиавелли (1469-1527) - итальянского политического деятеля, мыслителя, существенно повлиявшего на развитие и формирование европейской политической философии (своими трудами: «Государь» (1513): «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1513-1517): «О военном искусстве» (1521): «История Флоренции» (начата в 1520) и др. Политическая деятельность и работы Н. Макиавелли выдвинули политические процессы и политические средства их осуществления на одно из первых мест в школе европейских и в целом мировых интересов и ценностей.
Господствующее положение политики как апробированного средства разрешения общественных проблем складывается и закрепляется по мере универсализации хозяйственно-экономических, военных и культурных форм конкуренции и сотрудничества; в свою очередь, приоритеты политики осмысливаются через категории нравственности, гуманизма, смысло-жизненного содержания политической деятельности. Включение широких народных масс в активную политическую жизнь (особенно после Великой Французской революции XVIII в.), с одной стороны, политизировало сферу повседневных человеческих отношений; с другой стороны, потребовало научного обоснования нравственного смысла человеческих поступков, их дистанцирования от расчетов текущей политической конъюнктуры и сведения к мотивам долгосрочной политической стратегии. В конце XVII столетия Иммануил Кант (1724-1804) - немецкий ученый в трудах: «Критика чистого разума» (1781); «Критика практического разума» (1788); «Критика способности суждения» (1790) и др. формулирует свой знаменитый категорический императив, одной из главных идей которого является правило: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства». Приведенная формула направлена против примитивного политического утилитаризма в мотивации политической деятельности и вместе с тем она не отвергает политического действия, преследующего всеобщие цели и выражающего интересы общества и его граждан.
Проблема общечеловеческих интересов и ценностей в политике - арена жесткой конфронтации на протяжении XIX-ХХ веков. Нет оснований полагать, что она утратила остроту и в XXI столетии. Вероятно, именно XXI век потребует самоотверженных усилий лучших умов и практической деятельности людей науки, образования, просвещения, медицинской практики, которые направлены на службу человеку без различия национальности, государственной принадлежности, уровня культуры, экономического положения, религии и т. д. Развитие международных, военных, экологических процессов в настоящее время показывает нарастающую взаимосвязь всех элементов, из которых складывается в условиях НТР и технологических достижений жизнь современного человека и человечества, а соответственно, право на достойную жизнь, здоровье, на достоинство, на политическую свободу и др. компоненты общечеловеческих интересов и ценностей, которые оказались в прямой зависимости от политических целей и средств, применяемых для их достижения. Общественная деятельность А.Эйнштейна. Б.Рассела. А.Швейцера и многих других, направленная на преодоление катастрофических последствии военно-технического развития ядерных держав, вызвала отклик в СССР у Л.Д.Сахарова, подготовившего аргументацию для Советского правительства в Договор о запрещении ядерных испытаний в трех сферах в пользу отказа от ядерных взрывов в воздухе, на земле и под водой, заключенный в 1963 г. Он впервые продемонстрировал готовность и способность великих держав следовать в международной жизни общечеловеческим интересам и ценностям.
Восстановление престижа общечеловеческих интересов и ценностей как базисных категорий, возвращение их в статус исходных фундаментальных ориентиров внутриполитической и международной жизни - единственный путь к цивилизованным формам политического процесса, опирающегося на всемирно-исторический опыт человечества и его высшие достижения в сфере политической культуры.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013