образовательная политика
образовательная политика
Bildungspolitik. Education policy В общем смысле О.п. охватывает политическую и общественную (также церковную) деятельность и законодательные меры, которые в финансовом, организационном и содержательном смысле относятся к народному образованию. О.п. и народное образование в Германии относятся почти исключительно к компетенции федеральных земель. Значительные компетенции местных властей и децентрализация в немецком народном образовании, а также участие федерации в проведении политики в области высшего образования (закон о высшей школе, задачи общества в деле осуществления закона о содействии созданию высших школ) требуют всесторонней координации действий (в последнее время также из-за процесса европеизации О.п.). Одновременно основные общественно-политические и культурнополитические различия во взглядах партий в сфере образовательной политики выявляются с особой четкостью (например, споры об одинаковом общем среднем образовании или сохранении прежней системы с гимназиями и др. рода школами). В законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. образование понимается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Участниками отношений в сфере образования являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения. Принципами О.п. в России являются: 1) признание приоритетности сферы образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов России в условиях многонационального государства; 5) создание благоприятных условий для интеграции систем образования России и других государств на равноправной и взаимовыгодной основе; 6) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях; 7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для его самореализации и свободного развития способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, свобода педагогических работников в выборе форм и методов обучения и воспитания; 8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека; 9) автономия образовательных организаций, предусмотренные законом академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; 10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; 11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; 12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.