Нравственный политический процесс

Найдено 1 определение
Нравственный политический процесс
процесс улучшения моральных нравов и политической деятельности государства и индивида. В XX веке возникли пессимистические теории, противопоставляющие идее исторического процесса идею многообразия исторического нравственного и политического опыта человечества Л.Тойнби (1889-1975), идею цикличности исторического развития П.Сорокин (1889-1966), теории о неизбежности противоречий между цивилизацией, культурой, нравственностью и политикой (Освальд Шпенглер (1880-1936)). О. Шпенглер, в частности, полагал, что цивилизация, как технологическое развитие, приводит к гибели культуры, вытеснению нравственности бездумным интеллектом, к дегуманизации политики. Еще раньше появилась идея о том, что развитие эгоистических установок, формируемых не только экономическим, но и политическим состоянием общества, формирует в сознании и целях идею максимального удовлетворения материальных интересов и потребностей, что ведёт к вырождению нравственности. Эта идея высказывалась еще мыслителем рубежа ХУИ-ХУШ вв. Джамбаттиста Вико. Он сформулировал теорию круговорота, согласно которой нации в своем поступательном развитии обязательно приходят к новому варварству, к политической деформации общества, к безнравственности. Идеи нравственного процесса критиковали Ж.Ж.Руссо (Жан Жак Руссо (1712-1778) - французский философ-просветитель, политический мыслитель, выдвинул в качестве социально-политической доктрины идею общественного договора). В работах «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755): «Об общественном договоре, или Принцип политического права» (1762) и др. работах он показал, что общественный прогресс, цивилизация поработили и все больше губят человечество, развращают души людей. Одно из средств их спасения - формирование гражданского общества, которое, по мнению Руссо, только и способно поддержать гражданский мир и повлиять на политику в процессе ее гуманизации. По образному выражению Руссо, пустыня лучше, чем современное общество людей, разделенных и политически несвободных в результате возникновения частной собственности.
Многие возражения против идеи нравственного прогресса были выдвинуты учеными под впечатлениями ухудшения нравов вследствие опустошительных мировых войн XX века, а также вследствие процессов урбанизации, нарушивших традиционные механизмы детерминации политического поведения, вызвавшие рост преступности, усилившие отчуждение людей.
С другой стороны, в конце XX - начале XXI столетия можно обнаружить и обратные процессы, - очевидные свидетельства улучшения нравов. Это выражается в фактах признания равенства всех людей, в осуждении всех форм холокоста, расовой дискриминации, в устойчивых (часто небезуспешных) попытках исключения войн как средства решения политических и экономических противоречий между государствами, в разработке международных юридических документов, направленных на охрану человека и среду его обитания. Нравственный нрофссс также выражается в росте общемирового чувства ответственности людей за судьбы будущих поколений и вообще всего живого на земле - это и экологическое движение «зеленых», особенно мощное в Германии в первом и втором десятилетии XXI века, и запрещение (в том числе в России - мораторий на проведение смертной казни) - все это современные подтверждения того, что человек добровольно, а не по политическому принуждению расширяет сферу свой нравственной ответственности и деятельности, принимает на себя дополнительные политические и моральные обязательства. Все это говорит в пользу признания тезиса о том, что нравственный прогресс не только продолжается, но и набирает силу.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013