Нормативно-правовая база организации органов государственной власти в регионах

Найдено 1 определение
Нормативно-правовая база организации органов государственной власти в регионах
совокупность источников конституционного права, располагаемых в иерархической последовательности по критерию их юридической силы: Федеральная Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, конституции, уставы, законы субъектов Федерации. Система органов государственной власти республик, краев и областей устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом «06 общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», принятом летом 2000 г. Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим, высшим и единственным. Его наименование и структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций. Срок полномочий депутатов одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Федерации и не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается представительным органом государственной власти субъекта Федерации самостоятельно. Большинство законодательных органов субъектов Федерации избираются сроком на 4- 5 лет. Они имеют разный численный состав. Законодательный (представительный) орган государственной власти является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Правомочность заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации определяется его регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности. Заседания являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, уставом субъекта Федерации, законами субъекта Федерации, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности. Решения законодательного (представительного) органа государственной власти принимаются в коллегиальном порядке, однако разнообразие вопросов, решаемых данным органом, обычно создает необходимость выделения в его составе специализированных структурных подразделений. Среди получивших наибольшее распространение структурных единиц законодательного (представительного) органа следует отметить комитеты и комиссии по определенным направлениям деятельности, группы (фракции) депутатов, сформированные по территориальному или партийному признаку. Представительный орган государственной власти субъекта Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать, самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа власти утверждаются самим представительным органом государственной власти субъекта Федерации и предусматриваются отдельной строкой в бюджете субъекта Федерации. Депутаты представительных органов власти избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории региона и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом. Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются региональным законодательством. В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Российской Федерации, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий. Депутат обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. То есть он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия представительного органа государственной власти субъекта Федерации, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. В субъекте Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. Уставом субъекта Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории региона и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, за исключением случаев, когда на день вступления в силу настоящего Федерального закона уставом субъекта Федерации предусмотрено наделение гражданина полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации путем избрания его специально созываемым собранием представителей.
Высшее должностное лицо не может быть одновременно депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Федерации избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд. Наименование должности высшего должностного лица субъекта Федерации устанавливается уставом субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного региона. Высшее должностное лицо субъекта Федерации: а) представляет субъект Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других регионов, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей; б) подписывает договоры и соглашения от имени субъекта Федерации; в) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые представительным органом государственной власти; г) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации в соответствии с региональным законодательством; д) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа государственной власти субъекта Федерации, а также созывать вновь избранный представительный орган государственной власти субъекта Федерации на первое заседание ранее срока, установленного для этого региональным законодательством; е) вправе участвовать в работе представительного органа государственной власти с правом совещательного голоса; ж) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации вправе выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта Федерации в случае издания им актов, противоречащих федеральному и региональному законодательству, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта Федерации не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения. Недоверие также может быть выражено в случае грубого нарушения федерального и регионального законодательства, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан. Решение о недоверии высшему должностному лицу принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов. Принятие решения о недоверии влечет за собой немедленную отставку высшего должностного лица субъекта Федерации и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица уполномоченные на то органы либо должностные лица в соответствии с федеральным и региональным законодательством назначают внеочередные выборы высшего должностного лица субъекта Федерации. Указанные выборы должны проводиться не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица. Глава Российской Федерации вправе приостановить действие акта высшего должностного лица субъекта Федерации, а также действие акта регионального органа исполнительной власти в случае противоречия этого акта Конституции, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Глава Российской Федерации вправе по мотивированному представлению Генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо субъекта Федерации от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Высшее должностное лицо субъекта Федерации, полномочия которого были прекращены указом об отрешении от должности, вправе обжаловать данный указ в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня официального опубликования указа. Верховный Суд должен будет рассмотреть жалобу и принять решение не позднее десяти дней со дня ее подачи. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти региона, обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Финансирование высшего исполнительного органа и возглавляемых им органов исполнительной власти осуществляется за счет средств регионального бюджета, предусмотренных отдельной статьей. В структуре высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации можно выделить три группы подразделений, различающихся характером выполняемых функций. К первой группе относятся подразделения, отвечающие за ту или иную отрасль управления (например, управление сельского хозяйства). Ко второй группе - подразделения, деятельность которых охватывает определенный комплекс вопросов регионального управления, например, финансовое планирование, ревизия и внутренние проверки и т.п. К третьей группе - подразделения, не обладающих собственной компетенцией и осуществляющих обеспечение деятельности остальных структур (вспомогательные службы и подразделения, например, канцелярия). Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. Соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий представляют собой правовую форму передачи федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации друг другу осуществления части своих полномочий. Субъекты Федерации не могут формировать систему органов государственной власти таким образом, чтобы какой-либо из основополагающих принципов конституционного строя был нарушен. В противном случае возможно опротестование в Конституционном Суде Российской Федерации. При этом допускается применение того или иного типа организации органов управления регионом, что может быть обусловлено разными факторами: численности населения региона, его правового статуса, исторических, национальных, культурных традиций, от размеров и географических особенностей территории, от объема и сложности решаемых вопросов, от социальной, политической, экономической ситуации в регионе и др.

Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.