НИГИЛИЗМ
Нигилизм
(от лат. «nihil» – ничто) – отрицание общепризнанных моральных норм, ценностей, идеалов.
Нигилизм
латинское "nihil", "ничто") - отрицание онтологического бытийного основания в разных явлениях.
Источник: Политическая философия: глоссарий
НИГИЛИЗМ
1) Отрицание общественных норм и принципов. 2) Отрицание значения культурного наследия прошлых эпох, одно из проявлений декадентства, упадочничества культуры конца 19 и 20 вв.
НИГИЛИЗМ
от лат. nihil - ничто), отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития.
Источник: Словарь по политологии
НИГИЛИЗМ
лат. nihil ничто, ничего) - позиция абсолютного отрицания. Термин "Н." стал общераспространенным благодаря роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" (1862). Н. получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. В России Н. явился мировоззренческой основой революционно-демократических направлений социально-философской и общественно-политической мысли.
Источник: Политология: Словарь-справочник
НИГИЛИЗМ
(от лат. nihil ничто, ничего) — отрицание установившихся общественных норм, ценностей, авторитетов. На ранних этапах общедемократического революционного движения Н. может играть революционизирующую роль, выражать отрицательное отношение к изжившим себя реакционным общественным порядкам. Однако общей чертой Н. является отсутствие четкой положительной программы борьбы. Бывает также И. реакционный, попирающий любые ценности человеческой культуры и морали, цинично утверждающий лишь силу и власть эксплуататорских классов.
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Нигилизм
латинское "nihil", "ничто")
1) отрицание онтологического бытийного основания в разных явлениях;
2) отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. В России термин получил распространение после появления романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862). В русской публицистике 19 в.: у «охранителей» - бранная кличка; у революционных демократов - название участников демократического и революционного движения 1860-х - нач. 1870-х гг., отрицавших крепостнические традиции.
1) отрицание онтологического бытийного основания в разных явлениях;
2) отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. В России термин получил распространение после появления романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862). В русской публицистике 19 в.: у «охранителей» - бранная кличка; у революционных демократов - название участников демократического и революционного движения 1860-х - нач. 1870-х гг., отрицавших крепостнические традиции.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Нигилизм
течение передовой общественной мысли 60-х годов XIX века в России, отрицавшее основы дворянской культуры, идеалистическую философию (см. Идеализм), религиозные предрассудки, косный уклад семейной жизни. Передовая для того времени молодежь, разделявшая эти взгляды, называла себя нигилистами. Нигилисты провозглашали освобождение личности от всякого гнета: семейного, религиозного, политического. И. С. Тургенев изобразил тип нигилиста-нового человека - в романе «Отцы и дети» в лице Базарова, но наделил его отрицательными чертами. С тех пор слово «нигилист» приобрело отрицательный смысл. Нигилистом называют человека, все отвергающего, не признающего никаких истин, правил, авторитетов.
Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940
НИГИЛИЗМ
политический (от лат. nihil — ничто, ничего) — активное отрицание (как рациональное, так и эмоциональное) господствующей политической идеологии, общепризнанных политических норм и ценностей. В России термин «нигилизм» получилширокое распространение после публикации в 1862 г. романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», где нигилистом назван главный герой Базаров (до этого идеи нигилизма именовались в российской журнальной полемике «отрицательным направлением»). Конечным выражением Н.п., как правило, является отрицание политики как таковой: сторонники Н.п. приходят к выводу, что управлять обществом следует исключительно на основе религиозных и нравственных установлений. В ХIХ в. Н.п. наиболее ярко проявился во взглядах основоположников анархизма — М. Штирнера (1806– 1856), П. Прудона (1809–1865), М. Бакунина (1814–1876) и др. В ХХ в. Н.п. стал составной частью левацких, ультрареволюционных установок. Сегодня крайние, наиболее активные разновидности Н.п. существуют в форме политического экстремизма: принципиальное отрицание легальных форм политической борьбы все чаще толкает его сторонников (как левого, так и правого толка) к использованию методов политического террора.
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
Нигилизм
(от лат. nihil - ничто, ничего) - отрицание общественных, политических, национальных, культурных и иных (в том числе правовых) норм и ценностей. Категория «ничто» впервые встречается в учении Парменида, затем у Демокрита. В трудах Платона эта категория приобрела значение «иного». Для Аристотеля нигилизм - это потенциальная неосуществленность значимых политических и социальных целей. В неоплатонизме, в частности у Плотина, категория ничто впервые приобрела нравственно-этическую окраску, стала отождествляться со злом, особенно в политике, когда она противоречит интересам общества.
В XX веке категория «ничто» и «нигилизм» последовательно разработана Хайдеггером: она приобрела ярко выраженный политический и социальный смысл. (Учение Хайдеггера, особенно значимо его лекции оказали влияние на формировании политического мышления Ханны Арендт (1906-1975) - одной из самых глубоких и оригинальных мыслителей в истории XX столетия, автора знаменитых работ: «Истоки тоталитаризма» (1951): «Положение человека» (1958): «Между прошлым и будущим: восемь упражнений в политической мысли» (1961); «О революции» (1963); «О насилии» (1970); «Кризисы республики» (1972) и др. См. также: Бердяев И.А. О назначении человека. М., (1993).
В XX веке категория «ничто» и «нигилизм» последовательно разработана Хайдеггером: она приобрела ярко выраженный политический и социальный смысл. (Учение Хайдеггера, особенно значимо его лекции оказали влияние на формировании политического мышления Ханны Арендт (1906-1975) - одной из самых глубоких и оригинальных мыслителей в истории XX столетия, автора знаменитых работ: «Истоки тоталитаризма» (1951): «Положение человека» (1958): «Между прошлым и будущим: восемь упражнений в политической мысли» (1961); «О революции» (1963); «О насилии» (1970); «Кризисы республики» (1972) и др. См. также: Бердяев И.А. О назначении человека. М., (1993).
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
Нигилизм
Глубокая уверенность в отсутствии какого-либо «смысла жизни», отрицание высших ценностей, циничное и разочарованное презрение к принципам действия, доходящая до веры в то, что их нет. Нигилизм характеризует эпоху, когда ничто не имеет значения, потому что всё одинаково, когда исчезло всякое подлинное чувство священного, когда главное занятие — потребительство и удовлетворение непосредственных материальных нужд. Жизненно важные ценности (продолжение рода, защита территории, дух сообщества, забота о будущих поколениях, продолжение традиции, эстетические ценности т. д.) оставлены в пользу имитации этики на основе искусственных ценностей (гуманитаризма, антирасизма, вульгаты демократизма, псевдосоциальных и псевдоэкологических теорий, опровергаемых фактами). Нигилизм это прямой продукт буржуазного духа, эгоистического и расчётливого. Как доказывает нынешний поворот мировой экономики, главная забота правящей системы — достижение краткосрочных финансовых прибылей и «максимальной рентабельности» при полном отсутствии заботы даже о таких секторах, как здравоохранение.
Это нигилистическое, в основе своей, поведение, потому что оно предполагает, что кроме непосредственных материальных нужд ничто другое не имеет никакой ценности. Оно соответствует утрате всякого исторического сознания и отказу от всего высшего, выходящего за пределы индивидуального, материального эгоизма. Мы переживаем сегодня апогей нигилизма: отрыв людей от своих корней, торжество рынка ради рынка, исчезновение настоящего чувства жизни, подмененного простыми стратегиями обогащения и выживания. Но искомого «счастья» люди не находят и впадают в отчаяние, что выражается в неслыханном количестве самоубийств, а также в извращенности и мрачности современного искусства (пластических искусств, театра, кино и литературы, последнее слово которых —- «поиск абсурда»), сведении комического к насмешкам, замены смеха зубоскальством, а трагедии — нытьём. Мы наблюдаем утрату своего смысла западными идеологиями, лишёнными серьёзных проектов, общее самолюбование, демографическое самоубийство европейцев и диктатуру мира, не имеющего цели, который, похоже, не знает, что катится к катастрофе. Некоторые видят лекарство против нигилизма в исламе. Ислам, действительно, что угодно, только не нигилизм. Проблема заключается в том, что речь идёт в данном случае о замене одного зла другим, потому что цель ислама — уничтожение европейской цивилизации. Излечить Европу от нигилизма сможет только взрыв, потому что во времена больших кризисов, когда ставкой является материальное и физическое выживание, в результате парадоксального диалектического возврата люди вновь обретают понятие о чем-то высшем, нежели их существование. За определенным порогом возрождение предполагает трагедию. (См. «Конвергенция катастроф», «Священное», «Торгашеское общество»).
Это нигилистическое, в основе своей, поведение, потому что оно предполагает, что кроме непосредственных материальных нужд ничто другое не имеет никакой ценности. Оно соответствует утрате всякого исторического сознания и отказу от всего высшего, выходящего за пределы индивидуального, материального эгоизма. Мы переживаем сегодня апогей нигилизма: отрыв людей от своих корней, торжество рынка ради рынка, исчезновение настоящего чувства жизни, подмененного простыми стратегиями обогащения и выживания. Но искомого «счастья» люди не находят и впадают в отчаяние, что выражается в неслыханном количестве самоубийств, а также в извращенности и мрачности современного искусства (пластических искусств, театра, кино и литературы, последнее слово которых —- «поиск абсурда»), сведении комического к насмешкам, замены смеха зубоскальством, а трагедии — нытьём. Мы наблюдаем утрату своего смысла западными идеологиями, лишёнными серьёзных проектов, общее самолюбование, демографическое самоубийство европейцев и диктатуру мира, не имеющего цели, который, похоже, не знает, что катится к катастрофе. Некоторые видят лекарство против нигилизма в исламе. Ислам, действительно, что угодно, только не нигилизм. Проблема заключается в том, что речь идёт в данном случае о замене одного зла другим, потому что цель ислама — уничтожение европейской цивилизации. Излечить Европу от нигилизма сможет только взрыв, потому что во времена больших кризисов, когда ставкой является материальное и физическое выживание, в результате парадоксального диалектического возврата люди вновь обретают понятие о чем-то высшем, нежели их существование. За определенным порогом возрождение предполагает трагедию. (См. «Конвергенция катастроф», «Священное», «Торгашеское общество»).
Источник: Регионоведение (Юг России краткий тематический словарь). 2004 г.