НГО/НКО

Найдено 1 определение
НГО/НКО
аббр. от словосочетаний «негосударственные организации» и «некоммерческие организации») — сеть всевозможных общественных движений, комитетов, фондов, институтов и прочих учреждений, относящих себя к сфере гражданского общества.
Первые НГО/НКО, основанные в начале ХХ в. Дж. Рокфеллером, Э. Карнеги, Г. Фордом, объявили своей целью снять с государства бремя помощи науке, искусству, охране окружающей среды и т. д. В действительности эти фонды открывались для уменьшения налогооблагаемой базы, создания постоянно действующего механизма влияния на социально-культурные процессы и повышения репутации своих хозяев в глазах общественности.
Вскоре стало очевидно, что НГО/НКО способны решать и иные задачи. Фонд Форда (Ford Foundation), основанный в 1930-е гг. Г. Фордом, после Второй мировой войны перешел в управление Совета Попечителей и одним из первых включился в холодную войну. В 1952–54 гг. его президентом был Ричард Биссель, вскоре ставший замдиректора ЦРУ, затем его сменил Дж. Макклой (бывший президент Всемирного Банка, замминистра обороны США), который создал в фонде особый отдел для совместных операций с ЦРУ. Уже с 1950 г. фонд начал выполнять задачи, поставленные перед ним американским истеблишментом и обусловленные противоборством двух супердержав — США и СССР. В конце 1980-х гг. фонд начинает прямую финансовую поддержку диссидентских и «правозащитных» организаций в СССР, Польше, Венгрии и Чехословакии, «чтобы ускорить процесс демократизации и экономического реформирования этих государств». Если учесть, что годовой бюджет Фонда Форда достигает 600 млн долларов, можно оценить объем этой поддержки. И это лишь один из многочисленных каналов финансирования холодной войны.
Еще более активную деятельность развил на территориях стран Восточной Европы американский финансовый спекулянт Дж. Сорос и его фонды, в т. ч. институт «Открытое общество» (Open Society Institute). Свою цель Сорос определяет как создание в незападных странах «открытых» структур, которые бы постепенно выводили из-под контроля государства и общества культурные, образовательные, социальные и другие функции, формировали бы правовое сознание жителей этих стран по привнесенным извне образцам и открывали страны для беспрепятственного доступа ТНК.
ЦРУ рассматривает НГО/НКО как «лучшее прикрытие финансовых расходов». «Сотрудничество с уважаемыми и престижными фондами позволяет ЦРУ финансировать практически неограниченные суммы на программы, воздействующие на молодежные группы, университеты, издательства и другие частные институты, включая правозащитные организации», — говорилось в материалах слушаний Конгресса США по деятельности ЦРУ (1976). Там же указывалось, что из 700 грантов, потраченных основными американскими фондами на «международные проекты», от ЦРУ было получено почти 50% сумм. С ЦРУ, Государственным департаментом США или крупнейшими ТНК явным или тайным образом связано большинство НГО и НКО.
Их основная цель — шпионаж, воздействие на массовое сознание и финансирование проектов, связанных с продвижением западных интересов и интересов частного бизнеса на территории др. государств под прикрытием благотворительности, борьбы за права человека, распространения религиозных и гуманитарных идей, практик и т. п.
Часто итогом деятельности НГО и НКО являются «бархатные революции», направленные на десуверенизацию государств и установку в них режимов управляемой демократии. Например, на Украине, по данным министерства юстиции, на 1 января 2004 г. было зарегистрировано 399 международных организаций, 421 благотворительная организация с международным статусом, 179 структурных ячеек неправительственных общественных организаций зарубежных государств.
Сеть негосударственных организаций (НГО) на Украине развивается в первую очередь благодаря иностранной денежной помощи. За годы независимости Украины сложился активно действующий институт зарубежных доноров НГО.
Насколько большое значение придается деятельности НГО/НКО, стало понятно в декабре 2005 г., после обнародования поправок, которые собиралась принять Государственная Дума РФ к законопроекту «О некоммерческих организациях». Эти поправки, внесенные группой представителей всех фракций во главе с адвокатом А. Макаровым, должны были ужесточить государственный контроль над подобными учреждениями, действующими на территории России. В частности, законопроект предполагал усиление контроля над расходованием средств НГО/НКО и запрет для иностранных некоммерческих объединений создавать на российской территории филиалы или представительства.
Тогда свою чрезвычайную обеспокоенность выразили представители Государственного департамента США, группы по академическим обменам, церковь мормонов и свидетели Иеговы, а также заместитель госсекретаря США Томас Бернс, проведший разговор на повышенных тонах с работниками российского МИДа. В те же дни были озвучены и сомнения в целесообразности дальнейшего членства России в«Большой восьмерке».
Наибольшее возмущение вызвали у представителей западного истеблишмента пункты законопроекта, предписывающие отказ в регистрации тем некоммерческим организациям, цели, задачи и формы деятельности которых противоречат Конституции РФ или направлены на осуществление экстремистской деятельности, либо же легализацию денежных средств, полученных противоправным путем.
Беспрецедентное давление на Россию, значительно превосходящее, например, давление, которое испытывала Москва в разгар уголовного преследования ЮКОСа, заставило В. Путина поднять вопрос о необходимости внести серьезные изменения в законопроект о поправках. Одновременно в декабре 2005 г. прозвучало заявление от директора Службы внешней разведки РФ С. Лебедева, не исключающего, по его словам, вероятности использования иностранными спецслужбами в своих целях гуманитарных миссий и неправительственных организаций. «Гуманитарные миссии, неправительственные организации очень привлекательны для всех разведок мира», — пояснил он. И добавил: «Разведчику необходимо прикрытие, маска, ширма».
В России в 2005 г. по официальным данным существовало 65 тыс. НПО, почти четверть их финансировалась непосредственно Госдепартаментом США. В то же время в самой Америке работает всего 26 подобных организаций, и ни одна из них не финансируется правительством России.
«Лидерами» в финансировании российских правозащитных организаций являются частные «благотворительные» фонды Ford Foundation и Open Society Institute и американские государственные НКО — Агентство США по международному развитию (USAID), участвовавшее в приватизации в России, и Национальный фонд развития демократии (NED).

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия