Непредсказуемость в политике

Найдено 1 определение
Непредсказуемость в политике
принципиальный тезис о невозможности предугадать или с помощью логических рассуждений точно определить в ближайшем обозримом или отдаленном будущем результат конкретных тех или иных политических акций, с достоверностью спрогнозировать их политические последствия.
В западной политологии и социологии концепция непредсказуемости в политике созвучна идея нелогического действия, разработанная итальянским политологом и социологом В.Парето (Вильфредо Парето (1848-1923) - итальянский ученый, автор таких работ, как «Социалистические системы» (1902); «Руководство по политической экономии» (1906); «Трактат по всеобщей социологии» (1916); «Разум и общество» (1935); «Трансформация демократии» (1921) и др.). В.Парето подчеркивал иррациональный и алогичный характер человеческого поведения вообще и политического поведения в частности, отчетливо проявившийся, по его мнению, в ходе истории. Любые теоретические построения, любые идеологии по В.Парето, являются только оправданием политического действия и имеют целью придать последнему внешне логический характер, тогда как истинный мыслительный и практический процесс не может не быть логичным. Это происходит оттого, что сама природа человека, по его мнению, иррациональна и специфически человеческое состоит не в разуме, а в чувствах, являющихся истинными движущими силами истории, и в политических интересах, реализуемых с помощью государства. Очевидно, подобный взгляд страдает односторонностью, как и безоговорочный рационализм просветительного толка. Однако иррациональные моменты в позиции политических явлений, в проектировании и прогнозировании политического процесса действительно существуют и. более того, они неизбежны. Не существует полностью рациональных общественных процессов вообще, а в политике тем более: политика - лишь вероятностный процесс со значительной долей непознанных или непознаваемых явлений, субъективных и эмоциональных моментов и аспектов. Самыми уязвимыми, с точки зрения соответствия конкретных усилий ожидаемым результатам, являются действия акторов политического процесса. Каждый из них, вторгаясь в политическую сферу со своим видением политической ситуации, с верой в собственные силы, свои возможности и способности, с надеждой на успех, может и сам порождать непредсказуемые события и терять контроль над политическими событиями неподвластным или внешним силам или случайностям внутреннего порядка. Коллективный разум политических сил, партий, правительств, коллективного политического руководства, даже опирающегося на «мозговые центры», в принципе сталкивается с теми же проблемами непредсказуемости в политике. Поэтому наиболее надежной гарантией относительно предсказуемой политической, экономической и социальной, равно как и внешнеполитической деятельности государств и правительств, политического руководства и политических элит, может быть следование историческому и мировому опыту: национальному и интернациональному, отраженному развитым политическим знанием (в лице политологии), аккумулированным и согласованным коллективным действиям политических сил внутри государств и на международной арене. Так, в августе 2011 года в Соединенных Штатах Америки в целях недопущения технического дефолта в политическом компромиссе между демократами и республиканцами был учтен исторический опыт Великой депрессии в 30-е годы, опыт мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 г., опять же начавшегося в США и др. странах, событий мировой истории подобного рода (в т. ч. российского дефолта в августе 1998 года), хотя в силу уже отмеченной непредсказуемости политики, многие аналитики в России и за рубежом прогнозировали неизбежность появления новых проблем и в США, и в Европе, и в мире в целом.
В политической жизни стран и народов невозможно обойтись без конкретных планов, крупно-масштабных политических и социально-экономических программ, долговременных прогнозов социально-политического развития отдельных государств. регионов, мирового сообщества в целом. Важно, однако, чтобы в этих программах, планах и прогнозах максимально учитывались реальные условия жизни всего человечества и отдельного человека, действительные потребности государств, наций и народов, классов и социальных слоев, групп и конкретных социально значимых политических личностей, принималась во внимание многовариантность возможных промежуточных и конечных результатов социально-политического развития, а также фактор непредсказуемости многих социально-политических усилий. Отсюда неизбежна политическая борьба, порожденная непредугаданными событиями, а в конечном счете - ошибкой в политике, а не реальными политическими причинами. По этой причине в политике исключительно важен прогностический анализ, методология которого быстро развивается в конце XX века и особенно в XXI столетии.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013