направление древнегреческой мысли 111-У1 веков, впитавшее многие элементы предшествующих научных систем, в первую очередь платонизма (Платон (427-347 до н. э.), в частности его идей, содержащихся в работах: «Государство». «Политика». «Законы» об этической традиции изучения политики, которая нашла воплощение в модели совершенного государства, о роли и месте человека в социально-политической структуре общества, о позитивной программе его политического переустройства и др.
Неоплатонизм возник в школе мыслителей, работавших над применением взглядов Платона, а также Аристотеля (384-322 до н.э.) - великого древнегреческого мыслителя, энциклопедиста, систематизатора научного знания, воспитателя Александра Македонского, который впоследствии реализовал многие идеи своего учителя во внутренней и особенно во внешней политике. В числе многих других научных систем неоплатонизм развивал дальше аристотелевские идеи о неразделенности политических и морально-этических вопросов, об особом видении целей любого политического сообщества и политики вообще, о выделении Аристотелем в рамках собственно политической науки знания о государстве, которые дают не только общие теоретические объяснения, но и приносят практическую политическую пользу, о достижении в результате правильной политики блага и счастья дня людей (в частности, в работах «Никоманова этика» и «Эвдемова этика» и. конечно, в глубоких трудах: «Политика». «Афинская полития» и др.).
Зачинателем неоплатонизма считается Аммоний Саккас (ум около 242 года до н. э.). Он выдвигал требование согласования идей Платона и Аристотеля, создал учение о единстве духовного начала и его влиянии на политическую жизнь общества. Римская школа неоплатонизма (III век) создала теоретическую школу, её основатель П.Плотин, имя которого стало символом неоплатонических традиций. Учеником Плотина был Порфирий - автор Введения и Комментария к «Категориям» Аристотеля.
В афинской школе (Плутарх, Сирион, Прокл, Дамаскин) преобладали теоретические вопросы философии и политики. Традиции неоплатонизма прослеживаются и в восточной мысли, в частности в сочинениях Климента Александрийского, Оригена и др. Влияние неоплатонизма прослеживается у ряда мыслителей эпохи Возрождения (Николай Кузанский. Ф.Патриццы. Дж.Бруно) и Нового времени (Спиноза. Лейбниц. Беркли). В XX веке традиции неоплатонизма оказались наиболее близкими русской философии и политической мысли о политическом, государственном всеединстве русской нации и в решении внутренних политических проблем и в борьбе с внешними врагами. (Литература: Лосев А.Ф. Философская проза неоплатонизма. История греческой литературы. М.. I960: Соловьев В.С. Оправдание добра / Соч, в 2-х тт. М., 1988; Татаркевич В. О счастье и совершенстве государства и человека. М„ 1981; Hurka Th.Perfectionism. NY., 1993 и др.).
Неоплатонизм
Неоплатонизм
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013