Неоконсерватизм

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Неоконсерватизм
разновидность консервативного идейно-политического течения, ориентированного на сохранение и развитие традиционных общественных ценностей.

Источник: Политико-терминологический словарь

Неоконсерватизм
новейший вариант социального консерватизма, в котором основное внимание уделено необходимости возврата к власти как авторитету и традиционным ценностям.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Неоконсерватизм
консерватизмпозднеиндустриальногоипостиндустриального общества,идеологиянаиболее реакционной части современной западной элиты. Неоконсерватизм соединяет проповедь либертарианства с призывами беречь традиционные ценности (семья, церковь, государство), характерные для молчаливого большинства, обывателей, средних слоев, от разрушающего влияния «крикливого меньшинства», леволиберальных интеллектуалов.

Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.

НЕОКОНСЕРВАТИЗМ
греч. neos — новый и лат. conservo — сохраняю, предохраняю) — современная идеология, дополняющая идеи классического консерватизма теорией правового, социально ориентированного государства. В отличие от классического консерватизма, противостоявшего либерализму и социализму, современный неоконсерватизм во многом существенно сближается с идеалами неолиберализма и социал-демократии. К наиболее известным разновидностям неоконсерватизма относятся христианско-католический консерватизм, традиционализм, технократизм, рейганизм в США, тэтчеризм в Великобритании и пр.

Источник: Новейший политологический словарь

НЕОКОНСЕРВАТИЗМ
разновидность идеологии консерватизма. Потребность в переходе от "индустриального общества" к "постиндустриальному" ("информационному"), в более радикальных средствах для обеспечения экономического подъема привела в 70-х гг. к оформлению Н. В экономической области неоконсерваторы обратились к классической либеральной теории рыночного хозяйства, предусматривавшей решительное ограничение вмешательства государства. В противовес либеральной доктрине "государства всеобщего благоденствия" неоконсерваторы разработали концепцию "правового социального государства". Они выступают за сильное государство, рассматривая его прежде всего как охранительный институт, обеспечивающий порядок и стабильность. В Н. органически сочетаются две тенденции: уважение классического либерализма к свободе отдельного индивида и традиционная для консерваторов защита таких ценностей, как религия, семья, закон, порядок, протестантская этика.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Неоконсерватизм
социально-политическое течение современной западной политической мысли, сочетающее трезвый реализм в оценке политических внутренних и внешних реалий с ориентацией на сохранение и укрепление традиционных общественных ценностей. Неоконсерватизму предшествовало консервативное идейно-политическое течение научной мысли, которое было представлено двумя направлениями: одно так называемое континентальное, автократическое. представленное французским ученым Жозефом де Местром (1753-1821). другое - англо-американское, умеренное, основателем которого считается Эдмунд Бёрк (1729-1797) - английский политический деятель, автор знаменитою сочинения «Рассуждения о революции во Франции» (1790). признанного выдающимся изложением основ консервативной теории и ряда других трудов - «Защита естественного общества» (1756); «Мысли о причине существующего недовольства» (1770) и др.
Одной из разновидностей консерватизма является либертатизм – экономо-центрическое направление в современном консерватизме (неоконсерватизме), основанное на идее максимизации индивидуальной свободы, прежде всего свободы личного выбора, как главного жизненного принципа. (Идеологи: Р.Нозик, Л. Фон Мизес, М.Фридман и др.). Особую роль в разработке этой концепции неоконсерватизма сыграли труды Фридриха Хайека (1899-1992) - англо-британского политолога и экономиста, классика современного либерализма, автора многих работ, среди которых особенно выделяются манифест «Дорога к рабству» (1944); «Индивидуализм и экономический порядок» (1948); «Контрреволюция науки» (1952); «Основной закон свободы» (1960); «Права, законодательство и свобода» (1-й том - «Правила и порядок» (1973); 2-й том - «Мираж социальной справедливости» (1976); 3-й том - «Политический строй свободного народа» (1979) и др.
Дополнительную ясность в понимании сущности неоконсерватизма вносит тезис Г.Рормозера в работе «Кризис либерализма»: «Новый консерватизм не должен повторять ошибок консерваторов 20-х годов XX века, а именно вырождаться в слепой антилиберализм. Современное общество без либерализма вообще нежизнеспособно. Либерализм нуждается в существовании определенного противовеса в виде разумного и просвещенного консерватизма, который бы корректировал его, постоянно поворачивал бы лицом к социальной и политической действительности».

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

НЕОКОНСЕРВАТИЗМ
возникшее в 1970-е гг. идеологическое течение на Западе.
Приставку «нео» («новый») консерватизм получил в результате некоего обновления после довольно долгого перерыва, когда он потерял популярность.
После Второй мировой войны, победы СССР, успехов восстановлении страны, запуска первого спутника и человека в космос, проведения фестивалей молодежи, успеха национально-освободительных движений, во всем мире победу одерживала левая идеология.
Обновленный консерватизм интегрировал в себе все, что противостояло левому, т. е. оказался смесью традиционного консерватизма (без крайностей антисемитизма, фашизма, традиционализма, клерикализма) и либерализма. По меткому выражению И. Кристола, неоконсерватор — это «либерал, схваченный за горло реальностью». Зачастую еще вчера они были либералами и даже социал-демократами, но глобальные проблемы современности, углубление культурного и экономического кризиса, проблемы управляемости демократического государства заставили их мыслить по-новому.
Как ни парадоксально, но мыслить по-новому для многих означало мыслить консервативно. В сущности неоконсерватизм стал попыткой спасти либерально-демократические ценности консервативными средствами. Как пишет Кальтенбруннер, современные консерваторы «консервативны, потому что они либеральны».
Чтобы сохранить ценности свободы и демократии в современном мире, надо иметь серьезный противовес в лице сильного государства, способного противостоять партикуляризму отдельных социальных групп. Такое государство призвано обеспечивать сохранение традиционных ценностей, поддержку семьи, религии, образования, культуры. В широком смысле неоконсерватизм представляет собой целый спектр очень разных идейно-политических течений. Как говорил видный лидер германской социал-демократии В. Брандт, «сегодня консервативным характеризуется совершенно разное, подчас взаимоисключающее поведение».
Неоконсерватизм отличается тем, что интегрирует в качестве существенных многие либеральные ценности: например, уменьшение государственного регулирования; свободу частного предпринимательства. Если раньше консерваторы и либералы противопоставляли религию и свободу, то у неоконсерваторов сама свобода стала «религией», т. е. обязывающей нормой, со своим культом и жрецами, своими заклинаниями и формулами, внешними символами, которым поклоняются, ставят памятники, пропагандируют, насаждают.
В программе неоконсерваторов возрождение авторитета традиционных социальных институтов: семьи, школы, церкви, а также национального самосознания, индивидуальной свободы и единства нации, противостояние социальным программам, миграции, в интересах «коренных» наций, геополитический прагматизм во внешней политике.
Согласно одной типологизации неоконсерватизма, в нем выделяется 3 основных направления.
Во-первых, это либертаризм, как экономоцентрическое течение, представленное именами Ф. Хайека, М. Фридмана и всех, кто исповедует т. н. философию либертаризма. В ее основе лежит идея свободы индивида от всякого принуждения. Проблема справедливости и равенства рассматривается здесь через призму свободной конкуренции, в которую вступают свободные индивиды в условиях рыночной экономики: «Свободный рынок способен сам обеспечить каждому члену общества возможности для проявления своих способностей»; «Нет — социальной защите!».
Другое направление неоконсерватизма по сути является этноцентрическим. Наиболее яркое выражение оно находит в идеологии «новых правых» во Франции (прежде всего в лице их лидера А. де Бенуа) и ставит во главу угла проблемы культуры и этноса. С точки зрения «новых правых», европейская культура должна «вспомнить» о своих кельтско-германских корнях и освободиться от чуждого ей по духу влияния иудейско-христианской и арабской (исламской) традиции. В этом варианте неоконсерватизма ярко видно отличие от консерватизма старого, в котором к религии, особенно христианской, было позитивное отношение. Причем, чаще всего претензии предъявляются не религии как таковой, а христианству, которое, по мнению многих неоконсерваторов, породило в Европе XIX–XX вв. социализм и коммунизм.
В основе третьего и, очевидно, наиболее близкого к консерватизму ортодоксальному, течения остается верность традициям, вечным ценностям и институтам.
Неотрадиционалистам близки идеи, высказанные когда-то Э. Берком, Ж. де Местром и де Токвилем, однако они признают, что «каждое новое поколение нуждается в новом понимании консервативного», т. е. «того, как следует консервативно думать и действовать в данное время».
Для анализа общественных проблем они используют новейшие достижения политической и философской антропологии (А. Гелен), этологии (К. Лоренц), системных исследований (Н. Луман). Значительную роль в т. н. «консервативном наступлении» 1970–80-х гг. сыграл австрийский политолог Г.К. Кальтенбруннер, занимавший антиклерикальную позицию.
В работе «Трудный консерватизм» (1975) он сформулировал 6 основных принципов неоконсерватизма:
1. Преемственность (верность традициям, создание материальных и духовных условий сохранения духовного наследия и идентичности общества).
2. Стабильность (важнейшее условие сохранения ценностей в обществе все более нарастающих революционных изменений).
3. Порядок (гарант стабильности и преемственности, обеспечивающийся такими общественными институтами как семья, профессия, право, государство).
4. Государственный авторитет (сила, способная противостоять разрушительному влиянию групповых интересов и проводящая единую политическую линию).
5. Свобода (возможность индивидуальной и общественной инициативы — в рамках «авторитета и порядка».
6. Пессимизм (недоверие к планам строительства рая на земле, неверие в абсолютную справедливость и гармонию: «определенная доля пессимизма предохранит от иллюзии о счастье для всех, о достижении такого счастья путем реформ»).
Большие место в неоконсервативной мысли занимает творчество немецкого философа Г. Рормозера, призывавшего к консервативному контрнаступлению на левую идеологию, разрушающую, по его мнению, идентичность немцев, и либерализм, приведший к абсолютизации индивидуализма и атомизации общества. В книге «Кризис либерализма» (1994) Г. Рормозер обращается к учению Г. Гегеля о нравственном государстве, функция которого состоит не только в упорядочивании отношений внутри общества согласно определенным формальным правилам, но и в наделении общества неким духовным смыслом.
Предоставленное само себе, лишенное духовного смысла, противопоставляющее себя истории, государству и религии общество разлагается; а жизнь человека лишается иного смысла, кроме удовлетворения потребностей (см. Общество потребления). Для реактуализации гражданских добродетелей, по мнению Рормозера, необходим возврат к христианству. Немецкий ученый обращается к опыту России, считая дехристианизацию советского общества выпадением из истории, а мощное христианское возрождение в 1990-е гг. — признаком того, что Россия гораздо раньше многих стран вернулась на рельсы консерватизма.
На примере России Рормозер демонстрирует также неспособность либерализма справиться я тяжелыми кризисными ситуациями в экономике и социальной сфере: «либерализм функционирует лишь в условиях нормального положения, когда существует относительно высокий уровень благосостояния и сильное среднее сословие выступает в роли стабилизирующей силы».
Критикуя либерализм за его утилитарность, антиисторичность, идеологичность, притязания на всеобщность, Рормозер, тем не менее, подчеркивает, что новый консерватизм не должен повторять ошибок консерваторов 1920-х гг., а именно вырождаться в слепой антилиберализм, поскольку без таких элементов либерализма, как возможность личной инициативы, открытость общественных процессов, современное общество нежизнеспособно. Консерватизм должен стать для либерализма тем противовесом, который бы «постоянно поворачивал его лицом к действительности».
Неоконсерваторами были Р. Рейган, М. Тэтчер, Дж. Буш-ст., Дж. Буш-мл. и др.
Теоретики неоконсерватизма — Лео Страус, Г.-К. Кальтенбруннер, Г. Рормозер, С. Хантингтон, П. Бьюкенен.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

|

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
91.74 кб

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: ЖИРНОВ, Н. Ф. КОНСЕРВАТИЗМ И НЕОКОНСЕРВАТИЗМ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ

Кузнецов Игорь Иванович
Читать PDF
350.54 кб

Неоконсерватизм как современный политический проект США

Зашихина Инга Михайловна
Автор в качестве темы статьи предлагает современное идеологическое течение США неоконсерватизм. В статье дается критический анализ современного идеологического проекта США.
Читать PDF
380.28 кб

Неоконсерватизм во внешней политике Р. Рейгана (1980-е гг. )

Крысенко Дмитрий Сергеевич
В статье определены основные подходы к анализу процессов формирования внешней политики США в период 1980-х гг.; установлена эволюция геостратегической конфигурации мира в течение заключительного периода «холодной войны».
Читать PDF
164.94 кб

Неоконсерватизм: реконструкция идеологической доктрины реформистского консерватизма

Шепелев Максимилиан Альбертович
В статье рассматриваются идейные истоки имировоззренческие основания реформистского консерватизма какисторического этапа и одного из основных направлений в современнойконсервативной идеологии; раскрываются особенности интерпретаци
Читать PDF
494.89 кб

Некоторые аспекты социо-культурной динамики британского постиндустриализма в политике неоконсерватив

Дмитриев Илья Витальевич
В статье рассматрена политика неоконсервативных кабинетов М. Тэтчер в отношении некоторых категорий английского социокультурного пространства.
Читать PDF
145.10 кб

Плюралистическое общество в условиях неоконсервативной волны

Посадский А. В., Посадский С. В.
Читать PDF
145.10 кб

Плюралистическое общество в условиях неоконсервативной волны

Посадский Александр Владимирович, Посадский Сергей Владимирович
Читать PDF
229.47 кб

Концептуальные основы неоконсерватизма

Жирное Николай Федорович
Читать PDF
7.20 мб

«Неоконсервативная волна» в современной России: фаза очередного цикла или стабильное состояние?

Бызов Леонтий Георгиевич
За политической и социальной стабилизацией, характерной для последнего десятилетия, стоит в первую очередь существенный ценностный сдвиг общества.
Читать PDF
245.14 кб

Российско-американские отношения в каспийском регионе на новом этапе неоконсервативной стратегии (20

Шенин Сергей Юрьевич
Статья посвящена изучению процесса формирования новых политических условий в каспийском регионе после окончания операции «Иракская свобода» в мае 2003 г.
Читать PDF
128.05 кб

Изменение неоконсервативной повестки: идеологические и политические предпосылки (из истории американ

Матвиенко Роман Александрович
В статье исследуется изменение неоконсервативной повестки дня и перенос внимания неоконсерваторов с идеологических и внутриполитических вопросов на проблемы внешней политики.
Читать PDF
259.73 кб

Введение к сборнику «Размышления неоконсерватора»

Ирвинг Кристол
Читать PDF
321.23 кб

Генезис американского консерватизма: от федералистов до неоконсерваторов

Хворостяный А. А.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности неоконсервативной внешней политики (на примере сша)

Безруков Алексей Эдуардович
В статье рассматривается влияние неоконсерватизма на внешнеполитическую стратегию США. Автор показывает, что несмотря очевидные провалы, неоконсервативная парадигма по-прежнему выступает основой внешнеполитического курса США.
Читать PDF
0.00 байт

НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ КАК ФАКТОР НЕОКОНСЕРВАТИВНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ: СПЕЦИФИКА ЭВОЛЮЦИИ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

Тян Валентин Васильевич
В статье рассмотрена проблема неотрадиционализма, в том числе российского, на современной эмпирической базе. Автор исследования считает, что неотрадиционализм, как фактор неоконсервативной модернизации, двойствен и иррационален.