Ненасилие в политике

Найдено 1 определение
Ненасилие в политике
концепция, признающая необходимость, целесообразность и оправданность отказа от использования насилия, силы вообще при решении каких бы то пи было политических и социальных проблем, славящая в основу политической деятельности принципы гуманизма и требования общечеловеческой морали и нравственности. Идея ненасилия родилась в древневосточных религиозных культах. Она представляла собой неотъемлемую часть общемировоззренческих систем индуизма, буддизма и конфуцианства. В то же время следует отметить, что в древнеиндийских традициях нет таких поляризованных понятий, как Бог и Сатана, введенных Христианством, а утверждается, что каждому явлению присущи добро и зло, которые проявляются в том или ином соотношении в зависимости от обстоятельств. Принцип ненасилия здесь по существу сводится к непротивлению политической власти, к сознательному подчинению необходимости, к принятию идеи человеческой несвободы.
Концепция ненасилия получила определенное отражение и развитие в иудаизме, древнегреческой традиции (у Платона и Аристотеля), исламе и христианстве. В них она связывается с идеалом социальной гармонии и мирной жизни. В то же время христианство не ограничивается этими общими принципами, а вырабатывает концепцию жертвенности, свой подход к ненасилию, заключающийся в идеях самопожертвования и любви к ближнему.
Переход христианства в ранг государственной религии ознаменовался отступлением от принципа ненасилия, особенно политического, а значит, антигосударственного. По мнению Августина Блаженного (354—430) - (основные сочинения: «О граде божием», «Исповедь» и др.), из любви к ближнему христианин может нарушить обет непротивления и прийти ему на помощь, применив даже оружие, а не только силу. Такая трактовка ненасилия, оправдывала любое насилие, что и подтвердилось в жестких и кровавых похода и событиях средневековья в XI-ХIV веках.
Возрождение идей ненасилия стало одной из целей западной Реформации. Однако, учитывая негативный опыт политизации христианского учения, протестантизм стремился не просто вернуться к ранним христианским заповедям, а перевести их в плоскость нравственности, в принципы практического политического поведения.
В новейшее время принципы ненасилия в политике нашли наиболее полное выражение в учении о непротивлении злу насилием Л.Н.Толстого (Лев Николаевич Толстой (1828-1914) - выдающийся русский писатель, граф, академик с 1900 года: основные работы: «Детство» (1852); «Отрочество» (1852-1854); «Юность» (1855-1857); «Казаки» (1863); грандиозный эпохальный роман «Война и мир» (1863-1869); «Анна Каренина» (1873-1877); «Воскресенье» (1869-1899); «Живой труп» (1900) и много других выдающихся произведений): в принципах политической деятельности Индиры Ганди. (Индира Ганди, род. 1917, премьер-министр Индии в 1966 и с 1980 г., дочь Дж. Неру, активная участница национально-освободительного движения за независимость Индии от английского колониального владычества, один из лидеров партии Индийский национальный конгресс). В представлении Л.Н.Толстого, зло имеет своего рода цепную реакцию: раз возникнув, оно порождает ответные действия, которые, даже будучи оправданными, как правило, не удерживаются в рамках справедливости, порождают новое зло, причем еще в больших масштабах, чем прежнее. И так происходит до бесконечности - до всеобщей катастрофы. Поэтому единственным средством остановить этот разрушительный процесс является решимость воздержаться от возмездия за причиненное зло, в том числе и от права на самооборону. В учении Л.Н.Толстого своеобразно переплетаются христианские идеи с традиционным подходом восточных религий.
Сочетание того и другого характерно и для Индиры Ганди. У Ганди ненасилие выступает уже не как отказ от борьбы, а как одна из форм борьбы, как самое эффективное средство борьбы с насилием. Для Ганди недостаточно личного самопожертвования, его конечной целью является усовершенствование мира, преобразование его средствами любви и глубочайшего уважения к человеку. В этом заключается наиболее сильная сторона учения Ганди, но в этом же состоял и узел противоречий для Ганди как мыслителя, политика и человека-гуманиста. В политической сфере её универсальная нравственная этика ненасилия приводит к столкновению с определенным прагматизмом ненасильственных действий, преследующих конкретные политические цели борьбы за независимость Индии от британского господства. Став политическим деятелем. Ганди была вынуждена отступать от своих политических идеалов, идти на политический компромисс с социальными и политическими силами, не разделявшими ее принципов.
В наши дни нет оснований утверждать, что ненасилие заложено в природе человека или является универсальным принципом мироздания. Но, по-видимому, столь же безосновательным является и утверждение обратного. Конец XX века и начало XXI столетия показывают, что современное развитие межгосударственных отношений, снятие с них всякого рода идеологических предубеждений открывают путь к установлению нового мирового порядка и разработке решения современных глобальных проблем. В пользу этого пути говорят такие факторы, как усложнение характера и структуры межгосударственных связей и отношений, расширение мирохозяйственных связей государств, глобализация целого ряда проблем, превращение постоянной ракетно-ядерной угрозы в стимул изъятия войны из сферы политики.
Термин «мировой порядок», родившийся в первой половине 70-х годов XX века к предложениях «Группы 77», прочно вошел в политический, социальный, дипломатический и научным лексикон. Ом обозначает новую систему взаимоотношений на международной арене, основанную на неприменении силы и равноправном сотрудничестве государств. Неотъемлемой частью этой системы является также повсеместное утверждение прав и свобод человека, независимо от его государственной, национальной, социальной, политической и иной принадлежности.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF

Соотношение насилия и ненасилия в политике

Нижников С. А.
В статье выявляются три логически возможных варианта соотношения насилия и ненасилия в политике: вариант Макиавелли (только благая политическая цель оправдывает любые средства), макиавеллистский (цель оправдывает любые средства) и
Читать PDF

«Политика ненасилия» – contradictio in adjecto

Сагикызы Аяжан
В современном философско-политологическом дискурсе воздается должное высокому гуманистическому пафосу учений о ненасилии. Невозможно исключить силу из политики.
Читать PDF

Насилие и ненасилие: политико-философский анализ

Пыхтеева Е. В.
В статье с позиций институционального и этического подходов дается комплексный анализ насилия и ненасилия как средств достижения политических целей.