НЕЙТРАЛИТЕТ

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Нейтралитет
невмешательство в отношения противоборствующих сторон, отказ принимать ту или иную позицию.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

НЕЙТРАЛИТЕТ
1.уклонение от вмешательства в коллизию или конфликт между двумя сторонами; 2. Политика и особый правовой статус государств, принципиально уклоняющегося от участия в войнах и в военно-политических союзах.

Источник: Политический глоссарий conflicts.org

НЕЙТРАЛИТЕТ
лат. neutralis — не принадлежащий никому) — международно-правовой статус государства, предполагающий отказ от участия в вооруженных конфликтах, войнах, а также от вступления в военно-политические блоки и союзы.

Источник: Новейший политологический словарь

НЕЙТРАЛИТЕТ

1) Невмешательство в чужой спор, в борьбу между двумя сторонами. 2) Политическое и правовое положение государства, не вмешивающегося в войну между двумя сторонами и сохраняющего с ними мирные отношения.

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

Нейтралитет
(от лат. -"ни тот, ни другой") - невмешательство в борьбу между двумя сторонами, особый правовой статус государства, внешнеполитический курс которого характеризуется неучастием его в вооруженных конфликтах и военно-политических союзах.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

НЕЙТРАЛИТЕТ
(neutrality) Правовая позиция, согласно которой государство либо не участвует в войне, либо проводит политику неучастия в войне. Нейтрал вправе требовать уважения от воюющих сторон в ответ на его строгий нейтралитет.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Нейтралитет
(от лат. «neuter» – ни тот, ни другой) – политика и правовой статус государства, уклоняющегося от участия в войне, военных действиях между государствами или сторонами конфликта, в военно-политических блоках. Различают две формы нейтралитета: временный и постоянный.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

Нейтралитет
(neutrality) – официальная позиция государства, связанная с отказом вступать в различные военно-политические союзы и организации. В современном мире о «вечном» нейтралитете заявили: Швейцария (почти 300 лет не участвует в военных конфликтах), Швеция, Коста-Рика (одно из немногих государств, которое не имеет своей армии), Туркменистан.

Источник: Политика. Основные понятия справочник словарь.

Нейтралитет
нем. Neutralitat, от лат. neuter ни тот, ни другой)
1) неучастие в войне, уклонение от вмешательства в коллизию или конфликт между двумя сторонами;
2) политика и особый правовой статус государств, принципиально уклоняющего уклоняющегося от участия в войнах и в военно-политических союзах.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Нейтралитет
невмешательство в чужие споры. В международном праве — невмешательство государства в войну между другими странами и сохранение с ними мирных отношений. Например, в соответствии с Государственным договором о восстановлении независимой и демократической Австрии это государство обязалось соблюдать постоянный нейтралитет, не вступать ни в какие военные союзы и не допускать создания на своей территории иностранных военных баз.

Источник: Политология: понятия и дефиниции

Нейтралитет
(нем. - ncutralitat; от лат. neuter - ни тот, ни другой): 1) уклонение от вмешательства в коллизию или конфликт между двумя сторонами; 2) политика и особый правовой статус государства или группы государств, принципиально уклоняющихся от участия в военно-политических союзах или участия в войнах.
Например, в Европе в XX и XXI веках позиции политического нейтралитета занимали Швеция. Швейцария. Люксембург. Сан-Марино и ряд других государств.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

нейтралитет
Neutralität. Neutrality (лат. neutralis, neuter – ни тот ни другой; средний). Общ.: Неприсоединение третьей стороны (лица, государства). Спец.: 1) В международных отношениях Н. означает невмешательство одного государства в возникший между другими государствами конфликт. 2) В сфере международного права Н. означает принятое на себя путем одностороннего заявления или принуждения обязательство одного государства не вмешиваться в военные конфликты третьих стран.

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

НЕЙТРАЛИТЕТ
neutrality от лат. neutralis - не принадлежащий ни к тому, ни к другому) - 1) невмешательство в чужие споры, чужие дела, дистанцирование от политического противоборства; 2) международно-правовое положение государства, взявшего на себя обязательство в случае войны не принимать участия в ней на стороне той или иной из воюющих стран, а последние в свою очередь, обязуются не допускать агрессивных действий по отношению к нейтральному государству; в мирное время -отказ от участия в военных блоках.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

НЕЙТРАЛИТЕТ
Международно-правовой статус государства, предполагающий отказ от участия в вооруженных конфликтах и от вступления в военно-политические блоки и союзы2. Различают следующие виды нейтралитета: 1. Постоянный, который оформляется в международном порядке (Швейцария, Австрия). 2. Договорный, представляющий собой соглашение, договор о применении принципа нейтралитета в отношениях между двумя или несколькими государствами. 3. Традиционный – принцип, соблюдаемый определенным государством в течение длительного времени его существования, развития, то есть ставший традицией. 4. Позитивный – принцип и политика отдельных государств, проводящих политику неприсоединения к военным блокам, союзам.

Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.

НЕЙТРАЛИТЕТ
лат. neuter ни тот, другой) - политика неучастия в мирное время - отказ от участия в военных союзах и блоках. Нейтральное государство имеет право на неприкосновенность его территории, граждан, участвующих в военных действиях. Существуют различные формы H. а) вооруженный (соблюдение Н. полной готовности к войне); б) виртуальный (соблюдение Н. в конкретной войне); в) позитивный (неучастие в военных союзах); г) постоянный (обязательства государства никогда не принимать участия в войне, кроме самообороны от агрессии, и не участвовать в Военных блоках).
Права и обязанности нейтральных государств, т.е. их правовой статус, регламентируются международным право-Нейтральными государствами являют Швеция (с 1814), Швейцария.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Нейтралитет
невмешательство в спор между двумя сторонами. Нейтралитет в международных отношениях-невмешательство государства в войну, происходящую между другими державами, и сохранение с ними мирных отношений. В международной практике различают нейтралитет дружественный, или доброжелательный, по отношению к воюющей стороне, и вооруженный, когда нейтральное государство на случай нарушения его нейтралитета приводит свои вооруженные силы в состояние военной готовности. Во второй империалистической войне капиталистические государства, провозгласившие нейтралитет, на деле примыкают к одной из группировок воюющих держав. Так, например, Соединенные Штаты Америки, прикрываясь политикой нейтралитета, снабжают оружием Англию и Францию и тем самым содействуют дальнейшему разжиганию войны. Подлинный нейтралитет в современной войне соблюдает только Советский Союз.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

НЕЙТРАЛИТЕТ
(нем. Neutralität, от лат. neuter — ни тот, ни другой) 1) невмешательство в чужой спор, в борьбу между двумя сторонами; 2) особый правовой статус государства, внешнеполитический курс к-рого характеризуется неучастием его в вооруженных конфликтах (войнах) и в военно-политических союзах. Он может осуществляться в военное и мирное время. Различают: постоянный Н. (оформлен в международном порядке Швейцарией и Австрией); договорный; традиционный (соблюдаемый в течение длительного времени Швецией); позитивный (получивший широкое распространение в послевоенные годы в связи с образованием независимых развивающихся государств, проводящих политику неприсоединения к военным и политическим союзам). В случае вооруженного нападения на нейтральное государство последнее в соответствии с Уставом ООН имеет право на индивидуальную или коллективную самооборону.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

НЕЙТРАЛИТЕТ
от лат. neutialis - не принадлежащий ни тому ни другому) - международно-правовой статус государства и соответствующая линия его внешней политики, согласно которым оно не входит ни в какие военно-политические блоки (союзы), а в случае войны между другими государствами не участвует в ней и не поддерживает ни одну из сторон.
Н. - один из важных путей обеспечения национально- государственных интересов соответствующих стран и их вклада в дело мира и международной безопасности. Он проявляется в различных формах, но особо следует выделить постоянный Н. отдельных стран, которого более или менее последовательно эти страны придерживаются десятилетиями и даже столетиями (напр., Швеция с 1814 г., Швейцария с 1815 г., Австрия с 1955 г. и др.). Международно-правовой статус Н. закрепляют Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг., Женевская конвенция 1949 г. и др. документы, согласно которым нейтральные государства пользуются правом неприкосновенности их территории, имущества, граждан, правом защиты своего Н. силой оружия и т.д. Эти государства не должны оказывать помощь военным действиям какой-либо из воюющих сторон. Одной из коллективных форм своеобразного проведения политики Н. является международное движение неприсоединения.

Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии

НЕЙТРАЛИТЕТ
нем. Neutralitat; от лат. neuter ни тот, ни другой) - принцип внешнеполитической деятельности государства. Предполагающий его неучастие в вооруженных конфликтах, а в мирное время - отказ от участия в военных союзах и блоках. Данный принцип оформляется как особый правовой статус государства. Рассматривается как политика, т.е. целесообразная, сознательная деятельность высших лиц государства, осуществляющих от имени государственных органов и народов действия, направленные на стабилизацию мирных отношений, их развитие в сторону человечности, гуманистичности.
Различают следующие виды нейтралитета: 1. Постоянный, который оформляется в международном порядке (Швейцария, Австрия). 2. Договорный, представляющий собой соглашение, договор о применении принципа нейтралитета в отношениях между двумя или несколькими государствами. 3. Традиционный - принцип, соблюдаемый определенным государством в течение длительного времени его существования, развития, то есть ставший традицией. 4. Позитивный - принцип и политика отдельных государств, проводящих политику неприсоединения к военным блокам, союзам.
Устав ООН предусматривает норму, в соответствии с которой в случае нападения на нейтральное государство оно имеет право на индивидуальную защиту или коллективную самооборону.
Следует отметить, что принцип нейтралитета и его виды не остаются неизменными. Происшедший в мире процесс перехода от "биполярного" к "однополярному и многополярному" сотрудничеству, изменение геополитической обстановки, ее региональных составляющих и т. д., происходящая модернизация, реформирование государств и обществ, переход их на рельсы открытости, рынка и демократии автоматически не ведут к закреплению этого принципа во взаимоотношениях между государствами. Рост сепаратизма, национализма, локализма и т. п. способствует нарушению принципа нейтралитета.

Источник: Словарь по политологии

НЕЙТРАЛИТЕТ
от лат. neuter - ни тот, ни другой) - особый международно-правовой статус государства. В международном праве различаются Н. в военное время (эвентуальный) и Н. постоянный. Под эвентуальным Н. понимается заявление определенного государства в случае возникновения войны о неучастии его в этой войне ни на стороне к.-л. воюющего государства, ни самостоятельно. Эвентуальный Н. соблюдается только на случай данной войны и в принципе может быть отменен односторонним актом государства, заявившего о Н. Между народно-правовые нормы, касающиеся Н. в военное время, содержатся в 5-й и 13-й Гаагских конвенциях 1907, а также в Лондонской декларации о праве морской войны 1909 и некоторых др. актах. В соответствии с этими документами территория нейтрального государства неприкосновенна и не может быть театром военных действий; воюющим сторонам запрещается проводить через нее войска, транспорты с оружием, др. военными материалами и т. п. На территории нейтрального государства запрещается создание в целях помощи воюющим сторонам военных формирований и учреждений для вербовки. Нейтральное государство вправе с помощью вооружен ной силы отражать покушение на его Н. Под нейтралитетом постоянным понимается международно-правовой статус государства, в соответствии с которым оно обязано не участвовать в вооруженных конфликтах, могущих возникнуть между др. государствами, не входить в военные союзы и блоки, не предоставлять свою территорию для иностранных войск и военных баз. Постоянный Н. может быть негарантированным или гарантированным к.-л. государствами (напр. великими державами). В настоящее время статус постоянно нейтрального государства имеют Швейцария (согласно решениям Венского конгресса 1814-15 я Парижскому акту относительно при знания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории от 8 (20) XI 1815), Австрия (в соответствии с Государственным договором о восстановлении независимой и демократической Австрии 1955 и Федеральным конституционным законом о нейтралитете Австрии от 26 Х 1955), Мальта (в соответствии с Декларацией правительства Республики Мальта относительно нейтралитета Мальты от 14.V 1981). Декларация о Н. Мальты принята к сведению в итоговом документе Мадридской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Политику Н. проводит Швеция. Однако положение о ее Н. не зафиксировано ни в конституционных актах страны, ни в к.-л. международном договоре. Поэтому можно говорить о традиционном Н. Швеции. В офиц. шведских заявлениях и внешнеполитических документах концепция Н. определяется как «политика свободы от союзов в мирное время, имеющая целью сохранение нейтралитета Швеции в случае воины». Суверенная воля страны, провоз гласившей Н., должна уважаться др. государствами. В международном праве существует также понятие невоюющего государства. Так, во время второй мировой войны ряд государств заявили о том, что они не будут соблюдать Н., но вместе с тем и не примут участия в военных действиях. Статус невоюющего государства не должен служить противоправным целям (помощи агрессору), т. к. это является нарушением принципов и норм международного права. Примером противоправной деятельности может служить позиция ряда стран во время второй мировой войны, которые, заявив, что они придерживаются статуса невоюющего государства, завуалировано, а подчас и открыто помогали державам «оси».

Источник: Краткий словарь дипломатических терминов, 2005 г.

Нейтралитет
позиция, политика и статус государства, при которых оно не участвует в войнах, конфликтах или спорах между другими государствами (от лат. neuter – ни тот, ни другой).
Институт Н. складывался в течение нескольких веков, но наибольшее развитие получил в XVIII в. и особенно в конце XIX – начале XX в. Во время войны провозглашение государством Н. создавало для этого государства международно-правовой статус нейтральной стороны. Этому соответствовали особые права и обязанности нейтрального государства, а также права и обязанности воюющих сторон, признававших этот статус. Нормы международного права, определявшие правила Н. государства во время войны, были регламентированы 5-й и 13-й Гаагскими конвенциями 1907 г. о правах и обязанностях нейтральных держав во время сухопутной и морской войны. Главной обязанностью нейтрального государства являлось неучастие в войне своими вооруженными силами и неоказание военной помощи воюющим. Основным правом нейтрального государства была неприкосновенность его территории, а также его право продолжать свою торговлю с другими нейтральными странами и даже мирную торговлю с воюющими сторонами. Кроме того, нейтральное государство было вправе защищать свой Н. вооруженной силой. Военные корабли воюющих сторон могли проходить по территориальным водам нейтрального государства и пользоваться ограниченное время их портами, но не для военных целей. Нейтральное государство обязано было не допускать создания на своей территории военных баз воюющих сторон и препятствовать вооружению или снаряжению в его водах любого корабля, предназначенного для участия в военных действиях. Однако нейтральное государство могло не мешать своим гражданам-добровольцам служить в войсках воюющих стран, хотя при этом они утрачивали свой нейтральный статус. В подкрепление своего статуса нейтральное государство могло заключать с воюющими соглашения или пакты о Н.
Согласно Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. нейтральная страна может выступать как покровительница, т. е. может, с согласия воюющих сторон, посылать санитарные формирования для оказания помощи лицам, взятым под защиту в соответствии с названными конвенциями. Однако в XX в. во время Первой и Второй мировых войн Н. многих стран неоднократно грубо нарушался агрессивными державами, особенно фашистской Германией, которая в 1940 г. оккупировала нейтральные Данию, Норвегию, Бельгию, Голландию и Люксембург. После Второй мировой войны и принятия Устава ООН как приоритетного международного закона правила Н. находятся полностью в зависимости от положений Устава (гл. VII), предусматривающих обязанность государств действовать в борьбе с угрозой миру, нарушением мира или актами агрессии в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН. Нейтральный статус не лишает государство права на отражение иностранной агрессии как самостоятельно, так и с помощью других государств на основе Устава ООН.
В XIX в. некоторые страны были признаны постоянными нейтральными государствами, т. е. нейтральными как во время войны, так и во время мира, не участвующими ни в военных планах или программах вооружений (кроме вооружений для самих себя и самообороны), ни в военных блоках или союзах, ни в политических конфликтах. Примером такого признания с 1815 г. и по сей день является Швейцария. В 1955 г. Австрия приняла декларацию и закон, в которых провозгласила постоянный Н. «в целях действительного и постоянного утверждения своей внешней независимости и неприкосновенности своей территории». Она заключила государственный договор о постоянном Н. с участием СССР, США, Великобритании и Франции и обязалась в будущем «не вступать ни в какие военные союзы и не допускать создания военных опорных пунктов чужих государств на своей территории». В качестве постоянно нейтрального государства Австрия была принята в ООН. Н. стал важной предпосылкой для проведения этой страной самостоятельного внешнеполитического курса. Тем самым она оказалась в состоянии довольно часто выступать в качестве эффективного посредника в сложных международных ситуациях. В 1950-е годы в условиях холодной войны и разделения мира на блоки значительная группа стран третьего мира во главе с Индией, Индонезией и Югославией создала нейтралистское движение, к которому присоединились многие независимые развивающиеся государства Азии, Африки, Латинской Америки. Проводя независимый миролюбивый курс, охарактеризованный как политика позитивного (конструктивного) нейтрализма, они отказались от участия в военных блоках и объединились в поддержку интересов стран третьего мира, деколонизации и разоружения. В дальнейшем они организовались как мощное движение неприсоединившихся государств, охватившее большинство стран мира. (В.Л. Олеандров)

Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.

НЕЙТРАЛИТЕТ
от лат. neuter, т. е. ни тот, ни другой) - политическое и юридическое положение государства, не принимающего участия в войне между другими государствами и не оказывающего военной помощи ни той, ни другой воюющей стороне. В качестве политического поведения, выражающегося в неучастии в войне и в поддержании мирных отношений с обеими воюющими сторонами, Н. известен и в древности и в средние века. Однако тогда практика Н. не получила сколько-нибудь широкого развития, поскольку не существовало всеобщих и регулярных политических и экономических связей между государствами.

Как более или менее сложившийся юридический институт, определяющий в полном объеме взаимные права и обязанности воюющих и не участвующих в войне государств, Н. развивается уже в новое время. В 17 в. самый термин "Н." прочно входит в международный обиход.

Содержание правил Н. изменялось в каждую историческую эпоху под влиянием экономических, социальных и политических условий данной эпохи и в частности характера войн. В период абсолютизма этот институт носил весьма заметную печать феодальных порядков и практики феодальных войн. Обязанности нейтрального государства ограничивались воздержанием от вооруженного участия в войне, но оно могло предоставлять свою территорию для прохода войск одного из воюющих, позволять воюющему производить на ней вербовку войск и т. д.

Напротив, в эпоху капитализма устанавливается взгляд, что Н. означает полное воздержание от какого бы то ни было содействия государству, ведущему войну, и строго беспристрастное отношение к обеим воюющим сторонам. Этот взгляд на протяжении 19 в. получает признание как в теории, так и на практике. Известный русский юрист-международник Ф. Ф. Мартенс писал: "В настоящее время Н. может быть только абсолютным. Те различия, которые и теперь еще допускаются некоторыми писателями, доказывающими, что Н. бывает "полный" и "неполный", "договорный" и "благожелательный", не имеют никакого значения".

Правила H., сложившиеся в практике войн 19 в. главным образом в виде обычаев, были кодифицированы на Гаагской конференции 1907 в двух конвенциях: 5-й - о правах и обязанностях держав и лиц в случае сухопутной войны и 13-й - о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны, и затем дополнительно - в Лондонской декларации о праве морской войны 1909 (не ратифицированной, но признававшейся на практике). В основных чертах они сводятся к следующему.

Территория нейтральных государств неприкосновенна. Воюющим запрещается проводить через нее войска и военные транспорты; в случае если войска воюющей стороны окажутся на территории нейтрального государства, последнее обязано их интернировать. Нейтральное государство обязано также не допускать на своей территории формирования военных отрядов в пользу воюющих. Оно не вправе производить снабжение воюющих оружием и военными материалами. Все запреты и ограничения нейтральное государство должно применять одинаково к обеим воюющим сторонам. Оно имеет право отражать покушение на его Н. вооруженной силой, и это не может рассматриваться как враждебное действие.

В случае морской войны в территориальных водах нейтрального государства запрещается производить военные действия, в т. ч. захват торговых судов, создавать в этих водах, а равно в портах и на рейдах нейтрального государства базы для военно-морских операций или средства связи для сообщения с воюющими. Нейтральное государство обязано не допускать снаряжения в пределах его юрисдикции судов, предназначенных для участия в военных действиях на стороне кого-либо из воюющих, и выхода таких судов в море. Военные суда воюющих могут проходить по территориальным водам нейтрального государства лишь при условии, если их пребывание в этих водах не превышает 24 часов и если одновременно в одном и том же месте находится не свыше 3 судов одного воюющего. Удлинение указанного срока допускается только по причине аварии или угрожающего состояния моря, но судно обязано покинуть нейтральные воды, как только причина задержки исчезнет. Приз может находиться в нейтральных водах лишь для производства ремонта и пополнения запасов, а затем должен выйти в море. В отношении морской торговли признается правило неприкосновенности нейтрального груза под неприятельским флагом и неприятельского груза под нейтральным флагом.

Что касается Н. в воздушной войне, то его правила не зафиксированы в международных конвенциях. Считается, что в данном случае должны применяться правила 5-й или 13-й Гаагской конвенции в зависимости от того, идет ли речь о самолетах или о гидросамолетах.

С наступлением войны государства, в ней не участвующие, обычно издают декларации о Н., хотя это и не считается обязательным.

В период империализма, когда войны порождаются борьбой капиталистических держав за передел мира, приобретают всемирные масштабы и ведутся крупными империалистическими коалициями, стремящимися любой ценой вовлечь в свою орбиту наибольшее число государств, все вышеуказанные правила систематически и грубо нарушаются империалистами. Во время первой мировой войны Германия вторглась на территорию нейтральных Бельгии и Люксембурга, топила торговые суда нейтральной (до 1917) Америки, поставила себе на службу торговлю ряда нейтральных стран Европы: Дании, Швеции, Норвегии и др. Державы Антанты высадили свои войска на территории нейтральной Греции и превратили ее в базу военных операций на Балканах. Ленин писал, что в этой "беспощадной империалистической войне... всемирные договоры и все законы о нейтральности попирались, попираются и будут попираться до тех пор, пока будет существовать капитализм".

После первой мировой войны - в связи с установлением коллективных военных и экономических санкций против агрессора по статуту Лиги наций (ст. 16) и запрещением агрессивной войны по Парижскому пакту 1928 - в доктрине международного права был поставлен вопрос о необходимости пересмотра классических принципов Н. В частности на 38-й конференции Ассоциации международного права в Будапеште в 1934 были приняты т. н. "Будапештские статьи толкования" Парижского пакта, согласно которым (ст. 4, п. "в") в случае нарушения пакта государства, не участвующие в войне, могут отказаться соблюдать в отношении агрессора обязанности, налагаемые Н. Однако предложения, выдвинутые в доктрине, не привели ни к каким практическим результатам, ибо капиталистические государства, даже не принадлежавшие к блоку фашистских агрессоров, отнюдь не стремились к действительной борьбе против агрессии и отнюдь не препятствовали развязыванию агрессорами новой войны. В этих условиях гитлеровская Германия всячески спекулировала на понятии Н., для того чтобы подорвать попытки создания коллективной безопасности.

Вскоре после начала войны гитлеровская Германия оккупировала целый ряд нейтральных стран Европы: Данию, Норвегию, Голландию, Бельгию и Люксембург. Она заставила своих европейских союзников и сателлитов фактически включиться в войну без формального объявления войны, чтобы они могли одновременно продолжать экономические и политические отношения с ее противниками. С этой целью указанные государства объявили себя не нейтральными, а "невоюющими". В начале войны (сентябрь 1939) "невоюющей" объявила себя Италия. После того как Италия (в июне 1940) вступила в войну, аналогичное заявление сделала Испания, ранее издавшая декларацию о Н. По сути дела это была особая форма военного союза с агрессором. Если Испания в отличие от Италии затем и не вступила открыто в войну, то в качестве "невоюющего государства" она оказывала Германии большую помощь, чем способна была бы оказать открытым участием в войне. Она предоставляла Германии свои военно-морские базы и порты, строила для нее военные суда, снабжала ее оружием и военными материалами (особенно важное значение имело снабжение вольфрамом), переправляла ей контрабандные товары и т. д. и даже посылала войска (под видом "добровольцев") на советско-германский фронт.

Некоторые другие страны, прежде всего Швеция и Турция, формально все время придерживавшиеся Н., также оказывали различного рода помощь Германии в явное нарушение Гаагских правил Н. Швеция разрешила транзит германских войск, перелет германских военных самолетов (под видом "почтовых"), постройку на своих верфях судов для военных нужд Германии и снабжение ее предметами военного значения. Еще более активную помощь Германии оказывала Турция, которая снабжала ее ценными видами сырья (в частности хромом), пропускала через черноморские проливы германские военные суда вопреки прямому запрещению по конвенции в Монтре и держала войска на границе с СССР, чтобы при подходящих обстоятельствах вступить в войну.

США, где к началу второй мировой войны действовал закон о Н. 1937, налагавший более строгие обязанности Н., чем Гаагские конвенции, впоследствии, еще до своего вступления в войну, отошли не только от этих обязательств, но и от гаагских правил Н. В ноябре 1939 в закон 1937 было внесено изменение, допускавшее вывоз оружия в воюющие страны на судах экспортера и за наличный расчет, что позволило Англии и Франции закупать в США оружие и военные материалы. В марте 1941 в США был издан закон о передаче взаймы или в аренду вооружения (см. Ленд-лаз), дававший президенту право разрешать поставку любых предметов обороны той стране, "оборона которой, по мнению президента, имеет жизненно важное значение для обороны США". Наконец, в ноябре 1941 было принято новое изменение закона о Н., разрешавшее американским торговым судам заходить в порты воюющих стран, а также вооружаться для борьбы с подводными лодками держав оси.

Позиция отказа от классических принципов Н., занятая США до их непосредственного вступления в войну, с точки зрения международного права была вполне обоснована как ввиду грубого нарушения прав нейтральных государств агрессивными державами, так и в силу принципов коллективной безопасности и взаимной помощи против агрессии. Однако это отнюдь не могло служить основанием для утверждений ряда американских юристов (Уильсон, Фенвик, Райт и др.), что Н. отходит в прошлое, что он теперь стал анахронизмом, что ему на смену приходит статус "невоюющей страны" и т. д., т. е. для отрицания Н. вообще, независимо от характера той войны, в которой он должен применяться. В действительности отступление от принципов Н. может быть правомерным только в случае несовместимости этих принципов с принципами коллективной безопасности против агрессии.

Советский Союз, проводя последовательную политику мира, пользовался институтом Н. в качестве средства укрепления как своей собственной безопасности, так и всеобщего мира. В 20-х и 30-х годах он заключил с целым рядом государств (Турцией, Ираном, Афганистаном, Финляндией, Польшей, Францией, Китаем, Германией и др. ) договоры о ненападении и Н., которые предусматривали обязательство каждой договаривающейся стороны соблюдать Н. в случае вооруженного конфликта другой стороны с какой-либо третьей державой. Эти договоры не только препятствовали попыткам капиталистических государств втянуть СССР в военные авантюры, но и содействовали всеобщему миру. В условиях отказа всех капиталистических держав от политики коллективной безопасности договоры о ненападении и Н., заключенные Советским Союзом, являлись тогда наиболее эффективным дипломатическим оружием охраны мира и безопасности. В период от начала второй мировой войны в Европе до вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз Н., который соблюдал СССР в соответствии с советско-германским договором о ненападении 1939, был использован им для того, чтобы укрепить свою оборону и "преградить путь беспрепятственному продвижению немецкой агрессии на Восток" ("Фальсификаторы истории. Историческая справка"), что в значительной степени предопределило победу миролюбивых народов над агрессорами во второй мировой войне.

В настоящее время принципы и правила Н. должны быть согласованы с уставом ООН. В силу § 5 ст. 2 устава "все члены Организации Объединенных наций оказывают ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с настоящим уставом, и воздерживаются от оказания помощи любому государству, против которого Организация Объединенных наций предпринимает действия превентивного или принудительного характера". Эта общая обязанность исключает в случаях агрессии соблюдение правил Н. для членов ООН - так же, впрочем, как и для не членов ООН, поскольку в силу § 6 ст. 2 такая обязанность может быть возложена и на последних. Однако все это нисколько не означает упразднения Н. из международной жизни и международного права. Международные принудительные действия, согласно ст. 48 устава, могут быть предприняты только по решению Совета безопасности и, поскольку речь идет о военных действиях, - в соответствии с особыми соглашениями, предусмотренными в ст. 43. Но, не говоря уже о том, что такие соглашения до сего времени еще не заключены, на практике возможны такие случаи (о чем свидетельствует и опыт первых лет деятельности ООН), когда при возникновении вооруженного конфликта Совет безопасности окажется не в состоянии принять решение о санкциях и даже констатировать акт агрессии. В этих случаях каждое государство вправе занять позицию Н. в отношении участников конфликта, и тогда оно будет обязано соблюдать постановления Гаагских конвенций 1907 и другие общепризнанные правила Н. Таким образом наличие устава ООН, несомненно, ограничивает сферу применения Н., но отнюдь не исключает его существования как действующего института международного права.

От Н. в его обычном понимании, т. е. как института, применяемого во время войны, следует отличать т. н. постоянный нейтралитет (см.), как особый постоянный международный статус определенных государств (напр., Швейцарии).

Источник: Дипломатический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
116.05 кб

Программа курса «Дефиниция "нейтралитет". Теория и практика политики нейтралитета в системе междунар

Корунова Евгения Валерьевна
Курс дает комплексное представление об историко-юридическом понятии «нейтралитет».
Читать PDF
582.34 кб

НЕЙТРАЛИТЕТ СТРАН СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ ПОД ВОПРОСОМ?

Аникина Александра Олеговна
Изменения, происходящие во всем мире и в Европе, влияют на понимание нейтралитета Северных стран, тем не менее Швеция и Финляндия до сих пор считают себя нейтральными, не являясь членами НАТО.
Читать PDF
496.48 кб

НЕЙТРАЛИТЕТ: РОЛЬ И МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕ

Швейцер В.Я., Грибовский В.С., Таршин А.С.
Читать PDF
211.29 кб

ФЕДЕРАЛИЗМ И НЕЙТРАЛИТЕТ ШВЕЙЦАРИИ - ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Хофер Эрвин
Читать PDF
100.60 кб

Международное телевещание и редакционный нейтралитет

Локтев Д.С.
В статье исследуются современные тенденции глобального рынка круглосуточных новостных телеканалов в аспекте декларируемого нейтралитета их редакционной политики.
Читать PDF
127.44 кб

Статины и урсодезоксихолевая кислота: сотрудничество или нейтралитет?

Григорьева И. Н., Поздняков Ю. М.
И.Н. Григорьева и Ю.М.
Читать PDF
369.97 кб

Скептицизм как мировоззренческий нейтралитет в преподавании социально-гуманитарных дисциплин

Гусев Дмитрий Алексеевич
В статье рассматривается проблема мировоззренческой ответственности преподавателя социально-гуманитарных дисциплин и обосновывается положение, согласно которому возможность минимизировать какие-либо концептуальные потери, предпочт
Читать PDF
1.21 мб

Школьная коммуникация сквозь призму жанровой рефлексии студентов: доброжелательность - нейтралитет -

Осетрова Елена Валерьевна
В статье проанализирован феномен школьной коммуникации в ее осмыслении вчерашними выпускниками. В качестве площадки для опроса выступил Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.
Читать PDF
164.60 кб

Принцип политического нейтралитета на примере управления в зарубежных государствах

Азизов А.
Читать PDF
269.99 кб

ДОКТРИНА ПОЗИТИВНОГО НЕЙТРАЛИТЕТА И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ПОСТСОВЕТСКОЙ ТУРКМЕНИИ

Мирзеханов В.С., Тюльпаков М.В.
Читать PDF
254.88 кб

АВСТРИЯ: ОПЫТ НЕЙТРАЛИТЕТА

Максимычев Игорь Фёдорович
Читать PDF
254.88 кб

АВСТРИЯ: ОПЫТ НЕЙТРАЛИТЕТА

Максимычев Фёдорович Максимычев
Читать PDF
197.12 кб

Туркменбаши пожертвует нейтралитетом ради поддержки со стороны США

Панфилова Виктория
«Независимая газета», М., 29 августа 2005 г.
Читать PDF
117.78 кб

Принцип нейтралитета в современной мировой политике (на примере австрийской республики)

Хрулёва Т. В.
Статья посвящена актуальной проблеме института нейтралитета во внешней политике.
Читать PDF
0.00 байт

Внешняя политика Туркменистана в 1992-2006 гг. : от нейтралитета к самоизоляции

Троицкий Евгений Флорентьевич
Анализируется эволюция внешней политики Туркменистана в годы правления первого президента страны С.А. Ниязова.

Похожие термины:

  • ПОСТОЯННЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ

    международно‑правовой статус суверенного государства, в соответствии с которым оно обязано не участвовать в вооруженных конфликтах, не входить в военные союзы (блоки), не разрешать строительств
  • ВООРУЖЁННЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ

    выдвинутое Россией понятие, означающее право нейтральных стран защищать силой оружия свободу морской торговли с воюющими государствами во время войны. Первый В. н. в связи с попытками Англии захв
  • Нейтралитет государства

    (neutrality States) – это любое неучастие государства в войне. Под неучастием понимается: не воевать, не продавать оружие, не представлять свою территорию для использования воюющим сторонам.
  • НЕЙТРАЛИТЕТ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

    правовое положение государства, при котором оно не участвует в воине и не оказывает непосредственной помощи воюющим сторонам. Соблюдение государством Н. в в. в. исключает право воюющих сторон пре
  • ПОЗИТИВНЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ

    установление малыми странами хороших отношений с более крупными государствами при нейтралитете в конфликтах между ними. П. н. предполагает неучастие в военных группировках государств.
  • ТРАДИЦИОННЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ

    нейтралитет государства, не оформленный в международном договоре, но соблюдаемый государством добровольно в течение длительного времени. Основным признаком традиционного нейтралитета является
  • Нейтралитет (в войне)

    правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим государствам, неучастие государства в войне между другими государствами. Собл
  • НЕЙТРАЛИТЕТ ВООРУЖЕННЫЙ

    выдвинутое Россией понятие, означающее право нейтральных стран защищать силой оружия свободу морской торговли во время войны. Известны два случая провозглашения Н.в. Первый раз Н.в. был объявлен 28