Негативизм политический

Найдено 1 определение
Негативизм политический
(от лат. negatives - отрицательный) - устойчивое свойство многих политических культур и связанных с ними политологических теорий рассматривать политическую реальность исключительно сквозь призму бинарных оппозиций, тотально взаимопротивоположных сущностей (добро - зло, цивилизация - варварство. Восток Запад и т. д.) и сводить политику исключительно к борьбе, к отрицанию, в свою очередь ограниченному лишь инверсией критикуемой политической реальности.
Политический негативизм как средство политической критики при своем кажущемся радикализме обычно не затрагивает глубоко сущности критикуемого политического процесса. Эта критика касается лишь внешних форм и реализуется на первичном символическом уровне, не создаст никаких принципиально новых ценностей, лишь синонимически умножая уже имеющиеся. Воспроизводя отрицательное политическое явление в инверсионном виде, т. е. обращая оценки, политические ценности и прочие символические формы в их за-зеркальную противоположность, политический негативизм создает не что иное как своеобразную копию отвергаемой политической реальности: системообразующим принципам практикуемой реальности придается дополнительная значимость, и они начинают интерпретироваться как некие универсалии. В плане политической практики логика политического негативизма нашла выражение в максиме: «Кто не с нами - тот против нас». Другим характерным её проявлением является порождение образа врага (внутреннего или внешнего, а если его нет. он искусственно мифологически создастся, чтобы держать свою нацию в состоянии полной политической и экономической мобилизации: (см.: политические конфликты но-Мозеру). Логика политического негативизма в значительной степени подчинила себе политические концепции и движения, построенные исключительно на практике, отрицании: антиимпериализма, антимилитаризма, антифашизма, антисионизма, антидемократизма и т. п. Следует отметить, что политический негативизм возобладал на определенных этапах освободительного движения XX века, когда борьба против капиталистической эксплуатации и угнетения обернулась попытками сооружения утопического антикапитализма, например, в форме маоизма или национал-социализма (гитлеровского типа).
Исторические корни политического нативизма связаны с фундаментальными особенностями первобытного мышления. Так, разделение первобытного племени на две экзогамных фратрии (сообщества) способствовали закреплению модели жесткой бинарной оппозиции в мифе, мышлении и синкретической культуре древнейших человеческих общностей (синкретизм - греч. syncope - сокращение, слитность, нерасчлененность, характеризующее первоначальное, неразвитое состояние первобытного общества). В дальнейшей человеческой истории эта модель реализуется как чисто негативным способом (упомянутый образ врага), так и в интегрированных бинарных структурах (в частности, консульства у римлян, обмен заложниками, посольствами и т. п.).
При всем поверхностном характере политического негативизма, его вторичности и кажущейся неплодотворности, он может играть важную роль в политической теории и политической практике, помогать выявлению пределов эволюции того или иного политического явления. В этих целях могут использоваться такие, связанные с политическим негативизмом явления, как контркультура, утопии и антиутопии. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что многие утопические теории прошлого предвосхитили многие черты будущего социалистического общества (демократического социализма в Швеции, кибутцы в Израиле и др.). Примеров такого рода значительное количество. Достаточно сослаться на работ) Томаса Мора (1478— 1535) «Утопия», где впервые в политической истории выдвигаются социалистические по направленности идеи, затем у Томмазо Кампанелла в «Городе солнца», в трудах Шарля Фурье. Клода Анри де Сен-Симона. Роберта Оуэна: еще раньше в «Республике» Платона и др. Попытки последовательно и до конца использовать политический негативизм силой (в отличие от опыта Швеции и ряда других стран или от мирных социалистических идей представителей утопического социализма) и с её помощью утверждать альтернативные политические проекты ведут, как правило, к разрушительным результатам (диктатура Савонаролы, анабаптистский новый Иерусалим в Мюнстере, полпотовщина и т. п.). Как показывает политическая практика, радикализация критики на основах политического негативизма даже в относительно нежестких и насильственных формах оказывается неплодотворной: теряется время и утрачиваются ресурсы для созидательной перестройки существующих политических отношений; радикалы, н конечном счете, оказываются дальше от своих политических целей, чем тогда, когда они выдвигали свои альтернативы. Политический негативизм - неконструктивная форма социальной критики эффективного функционирования политики и власти. В отличие от обычного негативизма, особенно эмоционального или порожденного политическими предрассудками, частными или групповыми интересами, социальная критика - это организованный демократический процесс, в который включены все независимые друг от друга власти (взаимный контроль парламента, президента, судебной власти и т. п.), политические партии и общественные ассоциации, средства массовой информации. Реальная и конструктивная политика призвана не только корректировать, но и препятствовать политическому негативизму активных социально-политических групп, политических лидеров, политических элит в их желании увлекать за собой какую-либо часть общества, вовлекать ее в авантюры или срывать политические мероприятия государства.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013