Научная революция
Научная революция
одно из основных понятий современной политологии, социологии, философии, введенное в научный оборот Т.Куном в его работе «Структура научных революций». Научная революция - это процесс смены социально-политических парадигм, когда ученые приходят к выводу, что некоторые задачи не могут быть решены в рамках данной парадигмы. Однако наличие одной или нескольких аномалий еще не означает смены парадигмы (в этом Т.Кун спорите фальсификационизмом К.Поппера). Со временем количество аномалий растет, и становится очевидным, что прежняя парадигма больше не может справиться со своими задачами. Это состояние Т.Кун называет кризисом. Период кризиса - это период конкуренции между альтернативными теориями в политике, социологии, философии, однако Т.Кун считает такое состояние ненормальным для подлинного научного знания. Кризис заканчивается, когда одна из политических, социологических или философских теорий доказывает свои возможности по наиболее эффективному разрешению существующих проблем и ее принимает основная часть научного сообщества. Эта теория (концепция) закладывает основы новой парадигмы. Этот вывод вызвал многочисленную и ожесточенную критику, поскольку поставил под вопрос рациональность научной деятельности, особенно со стороны американских ученых, в том числе З. Бжезинского (См.: «Великая шахматная доска» и др.).
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013