НАТО

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

НАТО
неизм., м., ж. и ср. (англ. NATO – North Atlantic Treaty Organization); аббрев. Военно-политический союз ряда европейских стран с США и Канадой, созданный в 1949 г. для отражения агрессии СССР.

Источник: Словарь избирательной кампании словарь. 2016

НАТО
(англ. NATO – North Atlantic Treaty Organization) Организация Североатлантического договора – военно-политический союз государств, созданный на основе подписанного в 1949 г. в Вашингтоне Североатлантического договора для обеспечения коллективной безопасности (обороны) стран участниц.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

НАТО

Сокращенное название созданной в 1949 Организации Североатлантического договора. Организация представляет собой военный блок 15 капиталистических государств (США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия, Турция, Греция, ФРГ). С 1966 Франция не принимает участия в военной организации НАТО.

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

НАТО
(NATO) Организация Североатлантического договора (НАТО). Создана в 1949 г., представляла собой кульминацию реакции Запада (West) на растущую опасность со стороны СССР после окончания 2-й мировой войны. Созданию НАТО предшествовали: активизация в Европе США, действовавших согласно плану Маршалла и доктрине Трумэна, выдвинутой в 1947 г., заключение Брюссельского договора в 1948 г. между Британией, Францией и странами Бенелюкса (Benelux), а также реакция союзников на блокаду Берлина в 1948–49 гг. В НАТО первоначально входили 12 государств: США, Британия, Франция, Канада, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Дания, Исландия, Норвегия и Португалия. Греция и Турция присоединились к Союзу в 1952 г., Федеративная Республика Германия – в 1955-м, а Испания – в 1982-м. В 1966 г. генерал де Голль вывел Францию из объединенной военной структуры НАТО, сохранив членство страны в Союзе. Государства-члены НАТО договорились рассматривать нападение на одно из них как нападение на всех и оказывать помощь стране, подвергшейся нападению, предпринимая необходимые действия, в т.ч. и военную силу. Они также договорились улаживать возникающие между ними споры мирным путем, избегать экономических конфликтов и развивать экономическое сотрудничество. Основной политический орган союза – Североатлантический Совет, а военное командование расположено в Верховной штаб-квартире союзных держав в Европе. НАТО была главным оплотом обороны Запада (и американской политики сдерживания и передовой обороны) против СССР в период холодной войны (Cold War). Несмотря на почти постоянные внутренние разногласия по вопросам военной политики и распределения обязательств, Союз выступал единым фронтом, противостоящим советскому политическому и военному давлению. Она пережила кризис, связанный с выходом Франции из военной организации, и смогла сдержать, хотя и не урегулировала, антагонизм между Грецией и Турцией. По мере того, как европейские союзники восстанавливались после войны, все более часто возникал вопрос о распределении финансового бремени, поскольку недовольство США, несущих большую часть расходов по сравнению с уже разбогатевшими европейскими государствами-членами НАТО, постоянно росло. НАТО пережила два серьезных кризиса по вопросам ядерных вооружений. Первый – в начале-середине 1960-х гг., когда СССР получил возможность наносить ядерные удары по Соединенным Штатам, ослабив тем самым надежность американских военных гарантий Европе. Этот кризис не только содействовал выходу Франции из военной структуры, но и привел к появлению политики гибкого реагирования, сочетающей оборону с помощью обычного оружия с угрозой применения ядерных ударов в случае эскалации. Второй кризис произошел в конце 1970-х – начале 1980 гг. и был вызван решением развернуть крылатые ракеты, ракеты Першинг-II и ядерные ракеты среднего радиуса действия в ответ на размещение Советским Союзом современных средних баллистических ракет СС-20. Несмотря на массовые протесты общественности, это развертывание было успешно осуществлено и знаменовало собой неудачу последней попытки СССР расколоть Союз. Роль НАТО в период "холодной войны" можно кратко охарактеризовать так: она заключалась в том, чтобы держать американцев внутри, немцев внизу, а русских снаружи, и до 1989 г. союз успешно этого добивался. Но после окончания "холодной войны" наступил кризис целей. Советская угроза отныне вряд ли существует как краткосрочная или среднесрочная перспектива. Германия объединилась, и ее невозможно удержать внизу. Европейский Союз (European Union) пребывает на грани учреждения своей собственной системы обороны и безопасности, возможно через Западно-Европейский Союз (расширенную версию Брюссельского договора, сохранившуюся с 1955 г.). Однако, несмотря на утрату первоначальной цели и сокращение численности американских войск в Европе, НАТО по-прежнему необходима. Зная о потенциальной нестабильности в Европе после окончания "холодной войны", большинство западноевропейских государств продолжают считать целесообразным присутствие Америки "внутри". Их поддерживают почти все государства-наследники советской империи. НАТО создала консультативный орган – Совет Североатлантического сотрудничества, который помогает экс-коммунистическим странам войти в рамки западного форума. США благожелательно воспринимают сокращение своего присутствия, но другие члены НАТО не хотели бы расстаться с широкой инфраструктурой военного сотрудничества и интеграции, которую они построили.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

НАТО
(North Atlantic Treaty Organization — Организация Североатлантического договора) военно-политический блок капиталистических стран. Создан на основе договора 1949 между США, Великобританией, Францией, Италией, Канадой, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Португалией, Норвегией, Данией, Исландией. В 1952 к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 ФРГ, в 1982 Испания. Создание НАТО привело к возникновению в Европе противостоящих военно-политических группировок и существенно осложнило формирование общеевропейской системы безопасности. Деятельность этого блока, направленная против СССР, др. социалистических государств, национально-освободительных движений, прогрессивных сил в капиталистических странах, является одним из основных источников международной напряженности и военной опасности в Европе и во всем мире. Суть военной доктрины НАТО, основанной в 50-х гг. на стратегии «массированного возмездия», с 60-х гг. «гибкого реагирования» и плана «Роджерса», заключается в ликвидации социализма как общественно-политической системы путем ядерной войны. Ведущую роль в НАТО играют США, намеревающиеся превратить территории своих западноевропейских партнеров по блоку в плацдарм для агрессии, использовать их вооруженные силы, военно-промышленные и человеческие ресурсы для ведения войны. В 1977 США навязали союзникам решение о ежегодном увеличении военных бюджетов стран НАТО на 3% в реальном исчислении; в 1986 Совет НАТО одобрил план Пентагона по модернизации американских арсеналов химического оружия, предназначаемых для использования в Западной Европе. Сессия Совета НАТО в Рейкьявике (июнь 1987) подтвердила, что стратегия ядерного устрашения по-прежнему является основой военной доктрины НАТО. В центре внимания декабрьской (1987) сессии Совета в Брюсселе находился договор между СССР и США о ликвидации их двух классов ракетно-ядерного оружия, подписанный 8.XII 1987 в ходе советско-американской встречи на высшем уровне в Вашингтоне. Поддержав заключение договора и признав, что он «полностью соответствует требованиям безопасности Североатлантического союза», участники сессии поставили вопрос о военных и политических последствиях от вступления в силу обязательств по договору. Натовское военное руководство попыталось навязать странам-членам новые планы модернизации вооружений в качестве «компенсации» за ликвидацию американских РСД РМД путем размещения в Западной Европе дополнительного числа американских бомбардировщиков-носителей ядерного оружия, замены устаревших образцов тактического ядерного оружия, передачи в зону НАТО новых американских подводных лодок-ракетоносцев, совершенствования обычных видов вооружений.
Гегемонистские планы американских правящих кругов, столкновение экономических и политических интересов США и западноевропейских стран вызывают разногласия между участниками блока.
С 1966 Франция не принимает участия в военной организации НАТО, в 197480 прерывала свое участке в военной организации блока Греция, в конце 1982 — Испания. Правительства Франции, Дании, Норвегии, Греции, Нидерландов и Канады отказались участвовать в американской программе СОИ на государственном уровне. Против планов производства нового поколения химического оружия выступили Греция, Дания, Нидерланды, Норвегия.
СССР и его союзники выступают за одновременный роспуск НАТО и Варшавского Договора (или в качестве первого шага ликвидацию их военных организаций), что содействовало бы оздоровлению международной обстановки.
11.VI 1986 государства участники Варшавского Договора обратились к государствам — членам НАТО, всем европейским странам с программой сокращения вооруженных сил и обычных вооружений в Европе от Атлантики до Урала. Сохраняет свою актуальность выдвинутое в 1983 предложение заключить договор о взаимном неприменении военной силы и поддержании отношений мира между государствами участниками ВД и НАТО. В интересах снижения остроты ситуации они выступили «за продолжение и развитие диалога между государствами участниками Варшавского Договора и странами членами НАТО, включая и установление прямых контактов между двумя организациями, в целях достижения соответствующих договоренностей». Было предложено, в частности, провести встречи генеральных секретарей ВД и НАТО, а также главнокомандующих объединенными вооруженными силами ВД и НАТО в Европе. Однако эти и др. предложения не нашли положительного отклика со стороны натовского руководства.
Руководящие органы Североатлантический совет и Комитет военного планирования. В период между сессиями Совета действуют Постоянный совет и Секретариат во главе с генеральным секретарем НАТО. Руководство военной организацией осуществляют Военный комитет (на уровне начальников штабов), постоянный военный комитет. Решение вопросов, связанных с ядерным оружием, с 1967 осуществляет Группа ядерного планирования. Для военного сотрудничества европейских членов НАТО с 1968 существует Еврогруппа НАТО. Имеются верховные командования объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, Атлантике, зоне Ла-Манша и региональной группой стратегического планирования США Канада. В Европе руководство объединенными вооруженными силами НАТО осуществляется через главные командования Североевропейского, Центрально-европейского и Южно-европейского театров военных действий. Штаб-квартира НАТО в Брюсселе (до 1961 — в Париже).

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

НАТО
Организация Североатлантического договора, North Atlantic Treaty Organisation, NATO) — международный военно-политический союз, созданный для обеспечения американского военного преимущества в Евразии на основе Североатлантического договора, подписанного в 1949 г. в Вашингтоне США, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, Португалией, Норвегией, Данией, Исландией.
Своими целями организация объявила обеспечение защиту своих членов от возможного нападения вероятных противников (прежде всего, СССР, который в то время был «страной вдов и инвалидов, с разрушенной войной экономикой, и конечно, не представлял никакой угрозы), а также координацию оборонной и внешней политики стран — участников альянса. Нападение на одного из членов организации рассматривается как нападение на союз в целом.
В рамках НАТО существует ряд программ, среди них важнейшая — «Партнерство во имя мира», политической основой которой является Совет Евроатлантического партнерства (СЕАП), куда входят 46 стран, в т. ч. Украина и Российская Федерация (последняя приостановила свое участие в СЕАП после решения НАТО о вторжении в Косово в марте 1999 г., однако частично возобновила его в феврале 2000 г.).
После теракта в США 11 сентября 2001 г. в НАТО было решено создать специальную структуру по борьбе с терроризмом. Согласно уставу НАТО, она открыта для вступления новых членов, способных развивать принципы договора и вносить свой вклад в коллективную безопасность.
В 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. — ФРГ, в 1982 г. — Испания. В 1966 г. Франция вышла из военной организации НАТО (вернулась в 2009 г.), в 1974 г. — Греция (вернулась в организацию в 1980 г.).
По окончании холодной войны в альянс вошли Чехия (1999), Польша (1999), Венгрия (1999), Эстония (2004), Латвия (2004), Литва (2004), Румыния (2004), Словакия (2004), Словения (2004), Болгария (2004), Албания (2009), Хорватия (2009). Таким образом, на сегодня в НАТО входит 28 стран.
Начиная с 1999 г., в НАТО вступают только бывшие соцстраны и бывшие республики СССР. В списке возможных членов и партнеров НАТО числятся Финляндия, Швеция, Австрия, Швейцария, Ирландия, однако они не стремятся вступить в Альянс, в т. ч. потому, что на членство в нем потребуются дополнительные финансовые средства, которые эти страны не считают рациональным тратить на сдерживание мифической угрозы, якобы исходящей от России.
Стать членами альянса стремятся Грузия и Украина. Но им отказано в присоединении к Плану действий по членству в НАТО благодаря принципиальной позиции 8 государств, в т. ч. Германии и Франции. Однако в итоговом коммюнике 60-го саммита НАТО (Страсбург, Кельн, 3–4 апреля 2009 г.) руководители Альянса зафиксировали решение о том, что Украина и Грузия должны стать членами НАТО в обозримом будущем. Для этого НАТО начнет оказывать помощь по реформированию экономик и армий этих двух стран.
1 апреля 2008 г. на совместной с Дж. Бушем пресс-конференции В. Ющенко выразил убеждение, что украинские граждане поддержат вступление страны в НАТО на референдуме, который украинская власть обещает провести после массированной пропагандистской кампании.
Согласно проведенному украинским отделением Фонда «Общественное мнение» 25 января — 2 февраля 2008 г. социологическому опросу, с тем, чтобы Украина стала членом НАТО, согласны лишь 16,9% украинцев, категорическое же несогласие выразили 59,9% опрошенных.
Мотивы принять в альянс Украину у НАТО есть. В первую очередь, возможность расположения военных бах НАТО у самых российских границ, а также взятие под контроль украинских ВПК и армии, способной решать сложные боевые задачи. Сами жители Старого Света по возможности уклоняются от участия в военных действиях — они стали слишком хорошо жить, чтобы допускать мысль о том, что есть такие ценности, ради которых можно пожертвовать жизнью.
Европейские силы НАТО неуклонно и методично снижают свою боеспособность. ВС стран НАТО (за исключением США, Канады, Греции и Турции) в 1990 г. имели 13,7 тыс. танков и 4000 боевых самолетов, а в 2007 г. соответственно, 9700 и 2900. И это при том, что с 1990 г. количество европейских стран в альянсе увеличилось с 12 до 22. Таким образом, большую, чем раньше, территорию им приходится сегодня оборонять значительно меньшими силами.
Чем грозит размещение натовских баз на территории Украины, разъяснил на февральской встрече с Ющенко президент В. Путин. «Если Украина готова ограничить свой суверенитет, мы не имеем права и не будем вмешиваться, но эти ограничения суверенитета приводят сейчас в реальной жизни к определенным последствиям: скажем, размещение баз или размещение позиционного района противоракетной обороны ставит перед Россией необходимость ответных действий», — заявил он. И добавил: «Страшно сказать, подумать страшно, что Россия в ответ на подобное размещение таких позиционных районов (а теоретически нельзя исключить этого) на украинской территории нацелит на Украину свои ракетные системы».
Как опасная провокация расценивается и возможное присоединение к НАТО Грузии. Чем грозит кавказскому региону перевооружение этой страны наглядно показали события августа 2008 г. в Южной Осетии. После конфликта в Южной Осетии в августе 2008 г. НАТО в одностороннем порядке прекратило отношения с Россией на политическом уровне. Первые шаги к восстановлению отношений были сделаны со стороны Альянса лишь весной 2009 г. 29 апреля в Брюсселе открылось формальное заседание Совета Россия — НАТО (СРН) на уровне послов. Россию представлял постоянный представитель РФ при НАТО Д. Рогозин. 19 мая в Брюсселе состоится заседание СРН уже на уровне министров иностранных дел.
Вместе с тем, Альянс продолжает поощрять грузинского агрессора, что выражается в частности, в стремлении провести с 6 мая по 1 июня на территории Грузии учения под эгидой НАТО (1300 военнослужащих из стран Альянса и его партнеров, в т.ч. двух стран — членов СНГ: Азербайджана и Армении).
Как геополитическая структура НАТО является воплощением идеи «отца атлантизма» Н. Спайкмена (1893–1943) о необходимости контроля Соединенными Штатами т. н. «римланда» (береговых территорий Евразии, в первую очередь Европы), что позволит Америке доминировать в морях и успешно блокировать континентальную мощь Евразии.
Американские политики и историки не раз признавались, что создание НАТО по сути является расширением доктрины Монро на Европу, которая становится для США еще одной Латинской Америкой (сенатор Т. Конналли, историк С. Эмроуз и др.).
Вкупе с планом Маршалла (1948) создание НАТО начало эру американского военного, политического и экономического господства над Европой. США получили командование над западноевропейскими вооруженными силами, а американские войска обосновались на земле Европы. Президент Франции Шарль де Голль уже в 1950-е гг. отметил, что НАТО — всего лишь довесок США, и что НАТО и национальный суверенитет Франции — вещи несовместимые.
В 1989 г. Президент СССР М. Горбачев упустил исторический шанс добиться роспуска НАТО в связи с роспуском СССР военного Варшавского договора и согласием СССР на объединение Германии. Как минимум он мог добиться законодательных гарантий нерасширения НАТО.
Усилия НАТО сейчас направлены в основном на сдерживание Западной Европы и завоевание Восточной — «мирно», как в случае с Польшей, Венгрией и Чехией, или прямой военной агрессией, как в случае с Югославией. В вердикте, вынесенном 23 января 2000 г. на заключительной сессии Международного Военного Трибунала, расследовавшего военные преступления НАТО в Югославии, НАТО было объявлено преступной военной организацией, подпадающей под сферу действия Нюрнбергского Кодекса.
По отношению к России НАТО ведет двойную политику. С одной стороны, руководство альянса объявляет, что Россия и НАТО больше не рассматривают друг друга как противников, они будут совместно строить прочный и всеобъемлющий мир в евроатлантическом регионе на принципах демократии и безопасности (из «Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора», подписанного в мае 1997 г. Президентом РФ Б. Ельциным и главами государств и правительств стран НАТО). С другой стороны, организация угрожает вооруженной агрессией Белоруссии и Ирану, отрабатывает варианты отторжения от России Калининградской обл., увеличивает число военных баз близ границ России в Восточной Европе (в т. ч. в Болгарии и Румынии), препятствует попыткам проводить самостоятельную политику Абхазии, Южной Осетии и Приднестровью, исторически тяготеющих к России, пытается втянуть в свои ряды новых членов, граничащих с РФ, создавая вокруг нашей страны «кольцо» враждебных сил.
Геополитическим «филиалом» НАТО можно считать ГУАМ — политический союз Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии. Толчком к расширению НАТО можно назвать заявления президента РФ Б. Ельцина в августе 1993 г. в Варшаве и Праге о том, что Россия не возражает против расширения НАТО на Восток. 22 июня 1994 г. министр иностранных дел РФ А. Козырев, прозванный за прозападную политику «господином “Да”», подписал в Брюсселе документ о присоединении России к программе «Партнерство во имя мира», предполагавшей участие в эволюционном процессе расширения НАТО.
Идея американского историка Ф. Тернера о том, что история США — это история «непрерывно расширяющихся границ» находит в экспансивной деятельности НАТО новое выражение. Геополитические цели, поставленные перед новой организацией в 1949 г. — обеспечение американского военного преимущества на крупнейшем континенте, блокада Материковой Крепости (Fortress Heartland) и ее расчленение на мелкие зависимые государства — не утратили актуальности в наши дни.
Высший руководящий орган НАТО — сессия Североатлантического совета, непосредственно военными вопросами занимается Комитет военного планирования.
В своей деятельности НАТО руководствуется принятой главами государств и правительств на сессии Североатлантического совета в Вашингтоне 23–24 апреля 1999 г. «Стратегической концепцией Североатлантического союза».
Штаб-квартира НАТО расположена в Брюсселе (Бельгия). Генеральный секретарь НАТО — Яаап де Хооп Схеффер.
1 августа 2009 г. этот пост займет датчанин Андерс Фог Расмуссен.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
343.33 кб

Проблемы сотрудничества НАТО с нейтральными странами Европы в начале ХХI века

Усубов Фарид Джабраилович
Статья посвящена основным проблемам сотрудничества между НАТО и нейтральными европейскими странами.
Читать PDF
220.73 кб

Сотрудничество Азербайджана с США и НАТО в 90-е гг.: Проблема налаживания партнерских отношений

Гребенников Е. А.
Читать PDF
388.00 кб

Перспективы расширения программ партнерства НАТО в начале XXI века: постсоветское пространство, Балк

Белоногов Андрей Львович
Анализируются проблемы сотрудничества НАТО со странами, находящимися на Балканском полуострове, на постсоветском пространстве, а также в других регионах мира.
Читать PDF
321.68 кб

Геополитическая мотивация вступления Польши в НАТО и Европейский Союз

Кольцова Елена Геннадьевна
В статье рассматриваются геополитические мотивы, которыми руководствовалась в 1990-е гг. Республика Польша, ориентируясь на вступление в НАТО и ЕС.
Читать PDF
227.96 кб

Политика России в отношении НАТО в начале XXI века

Шульгин М. В.
Читать PDF
444.23 кб

О взаимодействии Евросоюза и НАТО в урегулировании кризисных ситуаций

Воронин
Читать PDF
305.72 кб

НАТО на Южном Кавказе

Мелкумян Артур Грантович
Читать PDF
234.84 кб

НАТО и проблемы безопасности в Центральной Азии после 11 сентября 2001 года

Асташин Вадим Владимирович
Читать PDF
135.29 кб

ФРГ и НАТО в Афганистане (2001-2008 гг.)

Михайлин Кирилл Николаевич
В статье рассмотрено участие ФРГ как члена НАТО в период 2001-2008 гг. Показано, что Германия вносит существенный вклад в деятельность миссии ИСАФ, активно участвуя в процессах восстановления Афганистана.
Читать PDF
310.89 кб

«Общественная дипломатия» НАТО: информационная безопасность России

Рогозин Алексей Дмитриевич
Комплексность отношений России и Организации Североатлантического договора, включающих не только вопросы взаимодействия, но и растущее число конфликтных точек, остро ставит вопрос о том, есть ли у НАТО эффективные способы воздейст
Читать PDF
135.58 кб

НАТО и современные вызовы и угрозы Евроатлантической безопасности

Волков Михаил Викторович
В статье характеризуется деятельность НАТО по борьбе с современными вызовами и угрозами безопасности в Евроатлантическом регионе, а также основные направления этой деятельности, сложившиеся после окончания «холодной войны», привод
Читать PDF
244.90 кб

Проблема оценки результативности сотрудничества в отношениях Россия НАТО

Голубева Юлия Игоревна
В статье систематизированы и проанализированы существующие показатели результативности сотрудничества России и НАТО, рассмотрена возможность их адекватной оценки на их основе результативность двустороннего сотрудничества.
Читать PDF
1.72 мб

К вопросу о расширении НАТО на Восток

Бодрилин И. А.
Вниманию читателей предлагается сжатое исследование ряда деклараций и мотивировок в святи с расширением НАТО на Восток.
Читать PDF
299.62 кб

НАТО в регионе Причерноморья: дискурс безопасности или нарушение баланса интересов?

Ротов А. С.
Читать PDF
962.53 кб

Одкб и НАТО: проблемы взаимодействия

Никитина Юлия Александровна
Ключевое слово в теме Мирового политического форума 2011 г. это многообразие. В сфере глобальной и региональной безопасности существует множество моделей сотрудничества между государствами

Похожие термины:

  • СОВЕТ РОССИЯ — НАТО

    международный орган, в рамках которого строятся отношения между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора. Создан взамен Совместного постоянного совета Россия — НАТО
  • СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ СОВЕТ, СОВЕТ НАТО

    North Atlantic Council) – высший полит, орган Организации Североатлантического договора (НАТО). Создан в соответствии с Североатлантическим договором 1949 для рассмотрения вопросов, связанных с его применен
  • Группа ядерного планирования НАТО

    (The NuclearPlanning Group, NPG) – группа, созданная по инициативе США в 1967 г. в составе семи стран: четырех постоянных членов (США, Великобритания, ФРГ и Италия) и трех непостоянных (сменявшихся каждые 18 месяцев
  • НАТО (Организация Североатлантического Договора)

    NATO (North Atlantic Treaty Organisation) НАТО, или Организация Североатлантического договора (от англ. NATO – North Atlantic Treaty Organization), основана Североатлантическим договором, или так называемым Вашингтонским договором,
  • Организация Северо-Атлантического договора (НАТО)

    Мнения россиян о НАТО и различных аспектах двухсторонних отношений с альянсом довольно устойчивы. Изменения настолько неспешны, что становится очевидным — представления населения об Организаци
  • Военный комитет НАТО

    (The Military Committee, МС) – высший военный орган Организации Североатлантического договора, общий политический контроль которого осуществляют Совет (Североатлантический совет), Комитет оборонного план
  • Преобразованная НАТО

    ‘New-look’ NATO Термин ‘Преобразованная’ НАТО означает переопределение роли и действий организации. Ключевыми аспектами в этом плане являются признание Европейской оборонной идентичности, укрепле
  • Совет Россия – НАТО (СРН)

    институт, обеспечивающий взаимодействие России и НАТО. Образован в мае 2002 г. в результате подписания Римской декларации «Отношения между НАТО и Россией: Новое качество». СРН заменил созданный в 19
  • ВОЙНА НАТО ПРОТИВ ЮГОСЛАВИИ

    (1999) – впервые в послевоенной истории был осуществлен акт войны против суверенного государства под предлогом «гуманитарной катастрофы» во входящем в состав СРЮ крае Косово с албанским большинст