НАТО (Организация Североатлантического Договора)

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

НАТО (Организация Североатлантического договора)
NATO (North Atlantic Treaty Organisation) НАТО, или Организация Североатлантического договора (от англ. NATO – North Atlantic Treaty Organization), основана Североатлантическим договором, или так называемым Вашингтонским договором, подписанным 4 апреля 1949 г. Штаб-квартира НАТО находится в Брюсселе (Бельгия). В настоящее время НАТО насчитывает 28 стран-участниц, 21 из которых одновременно входит в ЕС:
-с апреля 1949 г.: Бельгия, Дания, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Великобритания;
-с февраля 1952 г.: Греция;
-с мая 1955 г.: Германия;
-с мая 1982 г.: Испания;
-с марта 1999 г.: Венгрия, Польша и Чешская Республика;
-с марта 2004 г.: Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия и Словения.
-с 1 апреля 2009 г.: Албания и Хорватия. Европейский Союз учитывает обязательства своих государствчленов, проистекающие из их участия в Североатлантическом договоре. Реализация общей внешней политики и политики безопасности ЕС осуществляется в этих рамках.

Источник: Глоссарий терминов Европейского союа и Восточного партнерства 2012

НАТО (ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА)
международная политическая и военная организация, созданная на основе Североатлантического договора от 4 апреля 1949 г. Цели НАТО – обеспечение коллективной безопасности своих членов, развитие международного сотрудничества и действий, направленных на предотвращение конфликтов между ее членами и членами-партнерами, защита ценностей демократии, свободы личности, экономики свободного предпринимательства и верховенства закона. Важнейшая программа НАТО – «Партнерство во имя мира», политической основой которой является Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), в который входят 46 стран, в т.ч. Украина и Россия (последняя приостановила свое участие в СЕАП после решения НАТО о военном вмешательстве в Косове в марте 1999 г., однако частично возобновила его в феврале 2000 г.). Одним из важнейших направлений является также сотрудничество с семью странами Средиземноморья – Алжиром, Египтом, Израилем, Иорданией, Мавританией, Марокко и Тунисом. Высший руководящий орган НАТО – Североатлантический совет, чисто военными вопросами занимается Комитет военного планирования. В своей деятельности НАТО руководствуется принятой главами государств и правительств на сессии Североатлантического совета в Вашингтоне 23– 24 апреля 1999 г. Стратегической концепцией Североатлантического союза. Согласно данной Концепции НАТО расширила возможность
применения своих сил по всему миру, Штаб-квартира НАТО расположена в Брюсселе (Бельгия) (см. Североатлантический договор).

Источник: Словарь международного права. 2014

НАТО (Организация Североатлантического Договора)
военно-политический блок, созданный 4 апреля 1949 г. по инициативе США представителями 12 государств. Членами блока являются США, Канада и большинство государств Западной Европы и Турция. В 1966 г. из военной организации вышла Франция, но вернулась в 2008 г. Договор закрепил геополитический раскол Европы. Высший орган – сессия совета НАТО. Штаб-квартира в Брюсселе. Главная цель Североатлантического Договора – гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. НАТО органично связано и дополняет ЕС в военно-политическом отношении. Фактически НАТО является инструментом военной политики США. В 1994 г. принята программа НАТО «Партнерство ради мира», в 1997 г. создан Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), осуществляющий регулярные консультации по вопросам безопасности и обороны между НАТО и государствами-партнерами. В 1996 г. под давлением Вашингтона НАТО приняло решение о расширении на Восток, игнорируя ранее принятые обязательства после падения «берлинской стены» и объединения Германии. В 1999 г. в Североатлантический блок были приняты Венгрия, Польша и Чехия, а в 2004 г. – Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония. Всего 12 из 28 стран НАТО были «государствами-пленниками» советского геополитического пространства. Под эгидой НАТО без санкций Совета Безопасности ООН была предпринята военная агрессия против суверенной Югославии. После террористической атаки на Соединенные Штаты, одной из важнейших целей НАТО стала борьба с международным терроризмом. В результате впервые в своей истории НАТО направил воинские контингенты за пределы Европы. В 2003 г. НАТО приняло на себя ответственность за Международные силы содействия безопасности (ИСАФ) в Афганистане. НАТО согласно уставу не принимает участие в разрешении внутренних конфликтов в странах-членах организации. Вооруженные силы НАТО и в первую очередь США ограничены в человеческих ресурсах для проведения долговременных наземных операций.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА (НАТО)
военно‑политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду, созданный на основе подписанного в Вашингтоне 4 апреля 1949 г соглашения. Договор бессрочный, однако, предусматривается возможность выхода из него любого участника по истечении 20‑летнего срока и спустя год после его заявления о денонсации договора. В 1966 г. из военной организации блока вышла Франция, однако в декабре 1995 г. она заявила о возобновлении своего членства в соответствующих военных органах НАТО; в 1974 г. о выходе из военной организации блока объявила Греция, сохранив, однако, свое представительство в ряде ее органов. Высшим органом НАТО является Североатлантический совет, который состоит из представителей всех государств‑членов в ранге послов и проводит свои заседания не реже одного раза в неделю под председательством Генерального секретаря НАТО. Североатлантический совет проводит также свои встречи как на уровне министров иностранных дел, так и глав государств и правительств, однако формально эти встречи имеют такой же статус, как и еженедельные. Решения совета принимаются единогласно. Высшим органом военной организации блока с декабря 1966 г. стал Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально и состоит из постоянных представителей. К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны. Одним из важных органов НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран – членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания. Военный комитет имеет в своем подчинении командование двух зон: Европы и Атлантики. Верховное главное командование в Европе возглавляется верховным главнокомандующим (всегда – американским генералом). В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий: Североевропейском, Центрально‑европейском и Южно‑европейском. В настоящее время членами НАТО являются 28 стран. Военные расходы всех членов НАТО в совокупности составляют более 70 процентов от общемирового объёма. Официальные языки НАТО – английский и французский. Штаб‑квартира совета НАТО находится в г. Брюссель (Бельгия).

Источник: Государственная служба в регионе. Глоссарий 2011 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА (НАТО)
North Atlantic Treaty Organizati on - NATO) (Североатлантический союз) - военно-полит. блок 16 гос-в Европы и Северной Америки. Создан в 1949 по инициативе США, выступивших главным вдохновителем Североатлантического договора 1949. Членами НАТО являются: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США и Франция - с момента основания, Греция и Турция с февраля 1952, ФРГ с мая 1955, Испания - с мая 1982. Руководящие органы НАТО - Североатлантический совет (Совет НАТО) и Комитет военного плани-рования. Решения Совета и Комитета носят характер обязательств правительств гос-в - членов перед блоком и не нуждаются в одобрении их парламентами. Штаб-квартира руководящих органов - в Брюсселе (до 1967 в Париже). К руководящим органам примыкает группа ядерного планирования НАТО (создана в 1967 вместе с Комитетом по делам ядерной обороны как его рабо чий орган; в конце 70-х годов пол ностью приняла на себя функции это го Комитета), к-рая занимается согласованием позиций стран-членов по вопросам, связанным с ядерным оружием. Осн. решения группы подлежат утверждению Советом НАТО. Группа дважды в год собирается на уровне министров обороны (с конца 1982 Испания присутствует на ее заседаниях в качестве наблюдателя). Организацию работы руководящих органов блока и последующих консультаций осуществляет генеральный секретарь НАТО, возглавляющий Международный секретариат. Для активизации военного сотруд ничества европейских членов блока в конце 60-х годов формально вне структуры его органов создана т. наз. Еврогруппа НАТО. Интегрированная военная организация блока осуществляет координацию военных усилий стран-членов. Совместные действия стран - членов блока предусматриваются в случае возникновения «кризисной ситуации», т. е. до фактическо го начала военного конфликта. Общее руководство деятельностью военной организации блока осуществляет Военный комитет. Ежегодно проводится не менее 2 заседаний Комитета на уровне начальников генеральных штабов стран-членов. В промежутках между его заседаниями работает Постоянный военный комитет на уровне постоянных военных представителей. В 1967 создан вспомогательный орган Комитета - Международный военный штаб. Конкретное руководство военными усилиями стран-членов осуществляется Верховными командованиями Объединенными вооруженными силами (ОВС) НАТО в Европе и в Атлантике (возглавляются представителями США), к-рым подчинена разветвленная сеть нижестоящих командоваий. В 1966 из интегрированной военной организации блока вышла Франция, к-рая после этого поддерживает контакт с военными органами НАТО через военную миссию связи. Для рассмотрения конкретных воп росов в НАТО образовано св. 200 рабочих органов (советов, комитетов, комиссий, групп экспертов и т. п.). Неправительственными организациями, примыкающими к НАТО, являются: Ассоциация Североатлантического союза - объединение нац. организаций, ведущих пропаганду в пользу НАТО, Североатлантическая ассамблея - ежегодное совещание парламентских делегаций стран НАТО, и др.

Источник: Краткий словарь дипломатических терминов, 2005 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА (НАТО)
North Atlantic Threaty Organization - NATO) - военно-политический союз. Учрежден на основе договора, подписанного в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. Договор бессрочный, однако предусматривается возможность выхода из него любого участника по истечении 20-летнего срока и спустя год после его заявления о денонсации договора. В НАТО входят 19 государств: США, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Дания, Исландия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия (с 1949); Греция и Турция (с 1952);ФРГ(с 1955); Испания (с 1978), Венгрия, Польша и Чехия (с 1999). В 1966 из военной организации блока вышла Франция, однако в конце 1995 она заявила о возобновлении своего членства в соответствующих военных органах НАТО; в 1974 о выходе из военной организации блока объявила Греция, сохранив, однако, свое представительство в ряде ее органов.
Высший политический и военный орган НАТО - Североатлантический совет - состоит из представителей всех государств-членов в ранге послов и проводит свои заседания не реже одного раза в неделю под председательством Генерального секретаря НАТО. Совет проводит свои встречи как на уровне министров иностранных дел, так и глав государств и правительств, однако формально эти встречи имеют такой же статус, как и еженедельные. Решения Совета принимаются единогласно.
Высшим органом военной организации НАТО с декабря 1966 г. стал Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально и состоит из постоянных представителей. К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны. Одним из важных органов НАТО является Военный комитет. Он состоит из начальников генеральных штабов стран - членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей вооруженных сил, и собирается на свои заседания не реже двух раз в год. Военному комитету подчиняется командование двух зон: Европы и Атлантики.
Важную роль в деятельности НАТО играет Генеральный секретарь организации. Он является председателем Североатлантического совета, возглавляет Международный секретариат оборонного планирования, ядерного планирования и некоторые органы.
В военную структуру НАТО входят военные комитеты, постоянный военный комитет, Международный военный штаб. Военные силы НАТО состоят из 2 видов: 1) непосредственно приданные организации; 2) силы выделенные государствами-участниками с целью перехода под командование альянса в возникновении международного конфликта.
Изменение политической ситуации в мире в начале 90-х гг. привело к расширению сотрудничества НАТО.) многими государствами, не входят в состав альянса, прежде всего с государствами Центральной и Восточной Европы, а также бывшими советскими республиками. Такое взаимодействие осуществляется в рамках Совета североатлантического сотрудничества, изданного в 1991, и программы " Партнерство во имя мира", вступившей в действие в 1994. Россия осуществляет отношения с НАТО как в рамках данного Совета и программы, так и посредством специально созданного в 1971 консультативного совета НАТО.
После окончания холодной войны НАТО приняло новую стратегическую концепцию альянса (1991), в которой выделены три основных механизма обеспечения безопасности: диалог, сотрудничество, поддержание комплексной обороноспособности.
В последующих декларациях и заявлениях альянса было подчеркнуто, он работает над новой системой опасности, в рамках которой НАТО, ОБСЕ, Европейский Союз и Совет Европы должны дополнять друг друга. Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия). Официальные языки НАТО - английский и французский.

Источник: Политология: Словарь-справочник

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА (НАТО)
международный военно-политический союз, договор о создании которого был подписан в Вашингтоне 4 апреля 1949 (вступил в силу 24 авг. 1949) в целях, как заявлено в преамбуле этого документа укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе и объединения усилий для создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности. Первоначально в НАТО вошли 12 стран: Бельгия, Великобритания, Дания, Италия, Исландия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США и Франция (с 1966 не участвует в военной организации). В 1952 членами блока стали Греция и Турция, в 1955 — ФРГ, в 1982 — Испания, в 1999 — Польша, Венгрия и Чехия, в 2004 — Латвия, Литва, Румыния, Эстония, Болгария, Словакия, Словения. На территории, охватываемой странами-членами НАТО, проживает 839 млн человек. Организационно НАТО состоит из политической и военной структур. Политическая структура включает: Совет НАТО — высший руководящий орган блока; в него входят постоянные представители всех стран в ранге послов, которым оказывают помощь национальные делегации, состоящие из советников и должностных лиц, представляющих свои государства в различных комитетах НАТО. Совету подчинены постоянные и временные комитеты и группы по конкретным областям деятельности. Заседания Совета проходят еженедельно, при необходимости — на уровне министров иностранных дел, министров обороны или глав правительств; решения принимаются методом консенсуса. Комитет военного планирования — главный руководящий орган по вопросам, связанным с объединенной военной структурой НАТО; заседания проводятся, как правило, один-два раза в неделю; не реже двух раз в год — на уровне министров обороны. Группа ядерного планирования — консультативный орган, предназначенный для изучения и разработки общих проблем ядерной стратегии, развития ядерных сил блока; заседания проводятся на уровне министров обороны обычно два раза в год под председательством Ген. секретаря НАТО, а в случае необходимости — на уровне послов. Международный секретариат, отделы и независимые подразделения которого обеспечивают работу Совета и комитетов НАТО. Он состоит из Генерального секретаря, Канцелярии, Административного бюро, Бюро финансового контролера и пяти оперативных отделов (по вопросам политики; военного планирования и политики; военно-технического обеспечения; инфраструктуры, материально-технического обеспечения и планирования использования гражданских служб в чрезвычайных обстоятельствах; науки и окружающей среды). Генеральный секретарь НАТО подотчетен только Совету НАТО. Он организует подготовку и проведение сессий и заседаний Совета НАТО, Комитета воен. планирования, руководит работой постоянных органов блока, осуществляет контроль за выполнением принятых ими решений и т. д. В структуре Североатлантического союза функционирует также свы-ше 25 постоянных комитетов и групп в соответствии с конкретными сферами деятельности альянса. К числу основных из них относятся: Объединенный комитет по проблемам распространения оружия массового поражения; Специальная группа высшего уровня по контролю над обычными вооружениями; Координационный комитет по проверке выполнения соглашений; Экономический комитет; Комитет по информации и культурным связям; Комитет анализа проблем обороны; Комитет по инфраструктуре; Комитет совета по операциям и учениям; Группа по стандартизации; Комитет по системам связи и информации; Комитет по ПВО; Комитет по трубопроводам; Комитет по науке; Комитет по проблемам современного общества; Комитет по боевой готовности и др. Высшим органом военной структуры НАТО является Военный комитет. В его состав входят начальники генеральных штабов вооруженных сил стран НАТО (Франция представлена военной миссией, Исландия — наблюдателем — гражданским лицом). Военный комитет определяет направления строительства ОВС НАТО, согласовывает планы их применения, готовит рекомендации по воен. вопросам для Комитета воен. планирования и руководит деятельностью подчиненных военных органов. Заседания Военного комитета проводятся два раза в год обычно перед заседанием Комитета воен. планирования. В период между заседаниями контроль за выполнением принятых им решений и координацию деятельности высших военных и объединенных командований осуществляет постоянный Военный комитет, в состав которого входят военные представители государств-участников военной организации блока. Штаб-квартира располагается в Брюсселе. Символ НАТО: окружность и роза ветров — означает единство и сотрудничество на пути к миру. Лит.: Справочник НАТО: Юбилейное издание к пятидесятой годовщине НАТО. Брюссель, 1998; Общественное мнение и расширение НАТО. М., 1998; Данилов Д.А. Европейские институты безопасности: на пороге нового этапа. Создание новой системы европейской безопасности и роль международных организаций. Проблемно-тематический сборник ИНИОН. М., 1996; Рукавицын А., Адарчев О. Эволюция системы коллективной безопасности в Западной Европе // Информац. сборник ГУ ГШ ВС РФ. 1994. № 4; Кудрявцев В.Б. Эволюция военно-политической стратегии НАТО на современном этапе (1967—1992 гг.) в контексте европейской безопасности. М., 1992. Т. 1—3; Лихоталь А.А. Атлантический альянс: дефицит ответственности в условиях ядерного противостояния. М., 1987.

Источник: Геокультурная энциклопедия

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА (НАТО)
(англ. North Atlantic Treaty Organization – NATO) – военно-политическая группировка (блок), включающая 17 государств Западной и Центральной Европы, а также США и Канаду. Создана на основании Вашингтонского договора (от 4 апреля 1949 г.). Зона ответственности блока охватывает территорию государств-участников и район Атлантического океана к северу от Тропика Рака.
Для проведения регулярных консультаций и принятия решений по всем вопросам, затрагивающим безопасность государств-участников, создан Североатлантический совет – руководящий политический орган альянса. Как правило, собирается на регулярные, один раз в 2 года, сессии на уровне глав государств и правительств, 2 раза в год – министров обороны и иностранных дел. Руководство текущими делами союза осуществляет Совет НАТО на уровне постоянных представителей, заседающий не реже одного раза в неделю. Для проведения политических консультаций создан Политический Комитет, а для обсуждения экономических вопросов – Экономический комитет.
Главным военным органом НАТО является Комитет военного планирования, определяющий важнейшие направления строительства и использования ВС союза. Действует Международный военный штаб ВС, входящих в альянс государств. Ядерные проблемы блока, включая принципы и порядок использования ЯО, рассматривает Группа ядерного планирования.
Исполнительный орган НАТО – международный секретариат (возглавляется генеральным секретарем).
Помимо этого генеральный секретарь является председателем Североатлантического совета, Совета Евроатлантического партнерства, Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования.
НАТО поддерживает военно-политические и иные связи с государствами евроатлантического региона через Совет евроатлантического партнерства, программу «Партнерство ради мира» и индивидуальные партнерские программы.
Несмотря на провозглашенный руководством НАТО курс на повышение политической составляющей деятельности блока, его военный компонент занимает господствующее положение. В частности, в новой стратегической концепции НАТО, утвержденной на Вашингтонском саммите альянса в апреле 1999 г., зафиксирована возможность применения военной силы без санкций Совета Безопасности ООН, в том числе за пределами географических рамок действия Вашингтонского договора, что, в частности, проявилось в нанесении в марте-июне 1999 г. массированных ракетно-бомбовых ударов по Югославии (См. 16.5.10).
В начале ХХI века российско-натовские отношения строятся на базе подписанного в Париже 27 мая 1997 г. «Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора». Был создан Совместный Постоянный Совет (СПС), обеспечивающий «механизм для консультаций, координации в максимально возможной степени, по мере необходимости для совместных решений и совместных действий в отношении вопросов безопасности, вызывающих общую озабоченность». СПС собирается дважды в год на уровне министров иностранных дел и обороны, а также ежемесячно на уровне послов/постпредов при Североатлантическом Совете. На СПС определяются и обсуждаются вопросы взаимодействия Россия-НАТО в политической, военной, парламентской, научно-технической и других сферах.
До октября 1998 г., когда руководство альянса взяло курс на силовое решение косовского кризиса, российско-натовские отношения развивались в целом конструктивно. В связи с натовской военной акцией против СРЮ Россия приостановила все контакты с альянсом и отказалась принять участие в его юбилейном саммите в апреле 1999 г. в Вашингтоне. После прекращения авиационных ударов НАТО по Югославии Россия возобновила контакты с альянсом, ограничив их исключительно вопросами взаимодействия в рамках миротворческих операций в Косово, Боснии и Герцеговине. Также возобновила свою деятельность при штабе Верховного главнокомандующего Объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО в Европе группа связи Генштаба ВС РФ.
В феврале 2000 г. после визита в Москву генерального секретаря альянса Дж.Робертсона отношения Россия-НАТО были частично «разморожены». Российская сторона взяла курс на поэтапное дозированное возобновление отношений с альянсом в областях, отвечающих интересам РФ.
В мае 2001 г. состоялось очередное заседание СПС на уровне министров иностранных дел в Будапеште. Были обсуждены вопросы: ситуация на Балканах и перспективы двустороннего сотрудничества.
3 октября 2001 г. в Брюсселе состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В.Путина с Дж.Робертсоном. На ней генеральный секретарь НАТО выступил с инициативой создать рабочий орган для углубления и качественного изменения отношений между Россией и НАТО.
28 мая 2002 г. лидеры государств НАТО и президент России подписали в Риме «Декларацию о новом качестве отношений России – НАТО», означающую, что фактически существуют две параллельные структуры – военно-политический блок НАТО и политическая организация («двацатка»), в которую, наряду с государствами-членами НАТО входит Россия.
В сферу интересов нового Совета России – НАТО вошли девять тем: борьба против терроризма, кризисное регулирование, нераспространение оружия массового уничтожения, контроль над вооружениями, европейское ПРО театра военных действий, поиск и спасение на море, сотрудничество между военными и в сфере военных реформ, чрезвычайное гражданское планирование и реагирование, противодействие новым угрозам и вызовам. Новообразованный совет будет работать под председателем генсека НАТО, а его заседания на уровне министров иностранных дел и министров обороны будут проводиться дважды в год.
Тем самым была сформирована конструкция «двадцатки», определяющая особый статус России без формального членства в альянсе.
4 декабря 2003 г. в Брюсселе состоялось очередное заседание Совета Россия-НАТО (СРН) на уровне министров иностранных дел, где стороны подтвердили стремление укреплять партнерство в духе нового качества отношений, достигнутого после Римского саммита.
Обсужден комплекс вопросов стабильности и безопасности в евроатлантическом регионе, режим контроля над вооружениями, запуск процесса ратификации адаптированного ДОВСЕ.

Источник: Война и мир в терминах и определениях

НАТО (Организация Североатлантического договора)
(North Atlantic Treaty Organization, NATO)(Североатлантический альянс) военно-политический блок, созданный в 1949 г. на основе Вашингтонского договора между США, Великобританией, Францией, Италией, Канадой, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Португалией, Норвегией, Данией и Исландией. Одновременно блок выполняет роль форума для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность; обеспечивает сдерживание любой формы агрессии в отношении территории любого государства – члена НАТО или защиту от нее. Штаб-квартира Организации располагается в Брюсселе (Бельгия).
Распад антигитлеровской коалиции, начало холодной войны заставили лидеров западноевропейских держав задуматься об укреплении безопасности своих стран в новых исторических условиях. Всем было ясно, что после Второй мировой войны великие державы Западной Европы не смогут справиться с этой задачей в одиночку.
Однако после 1945 г. европейские политики, дипломаты и военные далеко не сразу осознали масштабы военно-политического и экономического упадка Западной
Европы. Некоторое время сохранялись иллюзии быстрого восстановления международных позиций великих держав, на протяжении столетий вершивших судьбы мира.
17 марта 1948 г. в Брюсселе Великобританией, Францией и странами Бенилюкса был заключен Договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне, в соответствии с которым был образован так называемый Западный Союз. Договор предусматривал автоматическое применение принципа коллективной обороны в случае нападения на одну из стран-участниц. Державы, подписавшие Брюссельский договор, пригласили присоединиться Данию, Исландию, Италию, Норвегию и Португалию. Главными противниками на международной арене страны-подписанты видели не только поверженную Германию, но и СССР, все более укрепляющий свои международные позиции.
Слабость новой международной организации в полной мере проявилась в ходе начавшегося через несколько месяцев после образования Западного Союза первого берлинского кризиса, показавшего, что даже сил объединенной Западной Европы недостаточно для противостояния советской угрозе. Таким образом, заключение военного союза с Соединенными Штатами (на правах младших партнеров) стало для правящих элит западноевропейских стран совершенно безальтернативным.
В июле 1948 г. в Вашингтоне начались совершенно секретные переговоры правительств США и Канады с представителями Западного Союза о формировании Североатлантического альянса. На совещании в Париже 25 октября 1948 г. Постоянный консультативный совет стран – участниц Западного Союза принял принципиальное решение о заключении оборонительного союза с Вашингтоном, и уже 24 декабря договор был парафирован всеми заинтересованными сторонами.
Подписание Североатлантического договора состоялось в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. В этот день свои подписи под Договором поставили Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. В соответствии со ст. 5 Договора «Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или несколько из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом, и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них… окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся, или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению». Сферу географической ответственности Североатлантического пакта определяла ст. 6: «Вооруженное нападение на одну или несколько Договаривающихся сторон включает в себя вооруженное нападение:
• на территорию любой из Договаривающихся сторон в Европе или Северной Америке, алжирские департаменты Франции или острова, расположенные в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака и находящиеся под юрисдикцией какой-либо из Договаривающихся сторон;
• на вооруженные силы, суда или летательные аппараты какой-либо из Договаривающихся сторон, если эти вооруженные силы, суда или летательные аппараты находились на этих территориях, или над ними, или в другом районе Европы, или над ним, если на них или в нем на момент вступления в силу настоящего Договора размещались оккупационные силы какой-либо из Договаривающихся сторон, или в Средиземном море, или над ним, или в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака, или над ней».
В 1952 г. к Организации Североатлантического договора присоединились Греция и Турция; в 1955 г. – Западная Германия; в 1982 г. – Испания; в 1999 г. – Венгрия, Польша и Чехия; в 2004 г. – Болгария, Латвия, Румыния, Словакия, Словения, Эстония; в 2009 г. – Албания и Хорватия.
После окончания холодной войны члены Североатлантического альянса предпринимали неоднократные усилия, направленные на его адаптацию к новым, постбиполярным реалиям. Так, в Стратегической концепции Организации Североатлантического договора, принятой в апреле 1999 г., было провозглашено, что сфера ее географической ответственности отныне фактически распространяется на весь земной шар: «Безопасность союза должна обеспечиваться с учетом глобальной обстановки. Интересы безопасности союза могут быть затронуты иными факторами риска более широкого характера, такими как: террористические акты, саботаж, организованная преступность, а также нарушение притока жизненно важных ресурсов. Бесконтрольное перемещение больших масс населения, в особенности вследствие вооруженных конфликтов, также может вызывать проблемы для безопасности и стабильности Североатлантического союза».
В свою очередь, в Стратегической концепции 2010 г. утверждается, что НАТО располагает уникальным и мощным набором политических и военных возможностей для того, чтобы урегулировать любые политические и военные кризисы, прежде чем они смогут затронуть безопасность стран – членов альянса.
Все решения в НАТО принимаются по принципу консенсуса. Главными политическими и руководящими его органами являются Североатлантический совет, Комитет оборонного планирования (Военный комитет) и Группа ядерного планирования. Этим главным органам подчинены специализированные комитеты, которые также состоят из должностных лиц, представляющих свои страны.
Североатлантический совет (Совет НАТО) может проводить свои встречи на уровне министров иностранных дел и глав государств и правительств. Решения Совета принимаются единогласно. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, куда входят представители всех стран – участниц блока в ранге послов.
Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран – членов НАТО и гражданского представителя Исландии, которая не имеет регулярных вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания. Группа ядерного планирования проводит свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны перед заседаниями Совета НАТО. Исландия представлена в Группе ядерного планирования гражданским наблюдателем.
НАТО активно действует на постсоветском пространстве. В настоящее время вся территория постсоветского пространства и все протекающие на ней процессы стали ареной жесткой геополитической конкуренции между различными глобальными и региональными игроками. Одним из таких игроков считается НАТО, которое второе десятилетие целенаправленно реализует свою политику в данном регионе, расширяя влияние и включая в свой состав все новых членов. Данная политика альянса в определенной степени базируется на Основополагающем акте Россия – НАТО (1997), не содержащем обязательств последнего перед нашей страной по поводу расширения своего присутствия на постсоветском пространстве.
Идеология проникновения НАТО на постсоветское пространство формируется на нескольких базовых принципах современной мировой политики. В частности, глобализация используется в качестве основы военно-политической составляющей в деятельности НАТО в регионе, где альянс пытается играть роль глобального игрока, выполняя две задачи.
Первой задачей считается содействие стабильности и повороту к демократии стран Восточной Европы. Одним из основополагающих принципов НАТО, зафиксированным на саммите в Бухаресте (2008), является политика «открытых дверей» для «всех европейских демократий, которые разделяют ценности альянса…», активно применяющаяся на постсоветском пространстве в формате демократизации. В этом случае демократизация и роль блока в условиях глобализации выступают идеологическими основаниями для расширения сферы влияния НАТО в регионе СНГ. В частности, в рамках планов по вступлению в альянс новых членов декларируются задачи демократизации общества, обеспечения свободы слова, независимости правосудия, проведения честных выборов и военных реформ.
Второй задачей, решением которой НАТО оправдывает свое присутствие на постсоветском пространстве, объявлена глобальная борьба с терроризмом в регионах, прилегающих к непосредственной зоне блока. В то же время НАТО, продолжая находиться в периоде определения своей новой роли после завершения холодной войны, активно ищет для себя все новые задачи на постсоветском пространстве и предлоги для расширения своего влияния в регионе СНГ. Используя как предлог череду энергетических конфликтов России с транзитными странами, НАТО с 2008 г. активно продвигает энергетическую тему в определении нового комплекса задач на постсоветском пространстве.
Декларируя задачу демократизации региона СНГ, НАТО объективно оказывается одним из участников политического рынка стран постсоветского пространства, чем объективно усиливает поляризацию политических сил и способствует расколу партий и политических движений по геополитическому принципу В итоге ориентация на вступление в НАТО политических классов Украины, Грузии и других стран региона СНГ стала важнейшим вопросом геополитического и политического выбора дальнейшего развития этих стран. Часть политических сил используют идею вступления в НАТО в качестве основного политического оружия против своих противников на внутренней политической арене. Одновременно власти и политические движения некоторых государств СНГ, игнорируя новые политические реалии, сложившиеся после окончания холодной войны, пытаются использовать объективные противоречия на постсоветском пространстве между политиками стран НАТО и Россией, пытаясь играть на них (Украина, Белоруссия, Грузия, Узбекистан и т. д.), периодически позиционируя свои страны в качестве то «форпостов западной демократии», то «союзников России», а иногда делая это одновременно, стремясь спровоцировать с пользой для себя Москву и Брюссель на борьбу за политическое и экономическое влияние на свои страны.
К концу первого десятилетия XXI в. для основной части политических классов Украины и Грузии, а также для определенных политических сил Молдавии задача вступления в НАТО стала главной внешнеполитической целью, призванной закрепить евро-атлантический и европейский выбор их государств, преобладание в их истеблишменте представителей одного из регионов (Украина, Молдавия) или решение задач территориальной целостности (Грузия, Молдавия). Основой стремления правящих кругов этих стран вступить в Североатлантический блок является ст. 5 Договора о создании НАТО, согласно которой любой член НАТО, подвергшийся нападению, получает военную помощь путем «немедленного осуществления индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение международной силы». Правящие круги Грузии и Молдавии рассчитывали, что согласно названной статье Договора о создании НАТО они, находясь в составе блока, получат возможность для решения проблем своей территориальной целостности, не считаясь с внешнеполитическими факторами, включая российский.
Однако НАТО, опасаясь быть втянутым в открытую конфронтацию с Россией или увязнуть во внутриполитических проблемах отдельных стран постсоветского пространства, так и не предоставило в 2008 г. Киеву и Тбилиси плана действий по членству в НАТО (ПДЧ), а также уклонялось от использования блока во внутриполитической борьбе в Украине. По причине нерешенных территориальных конфликтов НАТО не видело быстрых перспектив для вступления Грузии в альянс.
Вооруженный конфликт с Южной Осетией и последовавший за ним в августе 2008 г. российско-грузинский кризис (война) продемонстрировали ограниченные возможности НАТО на постсоветском пространстве. Руководство блока 8 августа выступило с заявлением в поддержку агрессивной политики Президента М. Саакашвили, чем исчерпало как политический, так и иной потенциал поддержки Грузии в ее конфликте с Россией. Практически не проявил себя в период кризиса и ГУАМ.
После российско-грузинской войны августа 2008 г. и появления новых независимых закавказских государств – Абхазии и Южной Осетии – вопрос о вступлении Грузии в НАТО перестал быть актуальным. Однако НАТО сохраняет политику «открытых дверей» для Тбилиси и Киева, что позволяет руководству Североатл антического блока в случае с Украиной влиять на ее внешнюю и частично внутреннюю политику, а по отношению к Грузии – осуществлять достаточно плотный контроль. Кроме того, сложившаяся ситуация позволяет НАТО использовать их ресурсы и территории, уклоняясь от конкретных обязательств в отношении этих государств.
НАТО, стремясь к сокращению сферы влияния России на постсоветском пространстве, в то же время, как показали события августа 2008 г. в Закавказье, не способно взять на себя ответственность за безопасность данного региона. Альянс стремится уклониться от принятия на себя конкретных обязательств в регионе, где присутствуют и другие военно-политические структуры и объединения. В частности, в Центральной Азии НАТО уклоняется от сотрудничества с ОДКБ, считая данную организацию «недемократической», что, однако, не мешает НАТО содействовать сокращению контактов с ОДКБ правящих в Узбекистане и Белоруссии политических режимов. При этом вопросы демократии не препятствуют НАТО сотрудничать на двусторонней основе с правительствами Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Грузии. Активно вмешиваясь во внешнюю и внутреннюю политику стран СНГ, НАТО зачастую решает свои тактические задачи, такие, например, как создание транзитного транспортного коридора по территории Закавказья для обеспечения группировки НАТО в Афганистане или использования Грузии в качестве базы в регионе, примыкающем к Ирану, и т. д.
НАТО присутствует в контексте развернутой в 2009 г. европейской программы «Восточное партнерство», инициаторами которой выступили Польша и затем примкнувшая к ней Швеция. Задача «Восточного партнерства» заключается в реализации интеграционных инициатив по отношению к еще не вошедшим в состав Европейского союза (ЕС) и НАТО постсоветским республикам – Армении, Азербайджану, Белоруссии, Грузии, Молдове и Украине. «Восточное партнерство» призвано заменить оказавшийся неэффективным ГУАМ и способствовать консолидации усилий НАТО и ЕС на постсоветском пространстве и одновременно разделению труда по принципу «мягкая» сила – «жесткая» сила. Реальным итогом деятельности «Восточного партнерства» должен стать слом структуры СНГ, ЕвразЭС, ОДКБ, формирование на постсоветском пространстве новых центров политического и экономического доминирования, ликвидация российской сферы влияния, политическое обеспечение новых, альтернативных российским энергетических коммуникаций. (В.И.Батюк, А. И. Суздальцев)

Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.