Нартские (нартовские) сказания

Найдено 1 определение
Нартские (нартовские) сказания
монументальный героин. эпос кавк. народов, относящийся к его архаич. образцам. Он сложился в I тыс. н.э. и включает мотивы еще большей древности. Бытует в прозаич. и стихотв. форме. Основн. носители Н.с., - осетины, адыги, абхазы. Распространен также среди балкарцев, чеченцев, ингушей, карачаевцев, кумыков, сванов и др. Совр. исслед. о генезисе Н.с. свидетельствуют о том, что они сложились в пределах Кавказа, в их создании участвовали как аланские, ираноязычные группы, так и предки народов, говорящих на западнокавк. яз. Нарты в этих сказаниях - племя богатырей, существовавшее в древние (эпические) времена, боровшиеся с чудовищными великанами, олицетворявшими стихийные силы природы, с алдарами (князьями), с грабителями и насильниками орстхойцами. Исслед. отмечают сходство ряда сюжетов Н.с. и древнегреч. героич. эпоса ( борьба героев с богами, их происхождение и т.д.), что объясняется как типологии, сходством определенных стадий развития культур народов Кавказа и Древней Греции, так и их истории, контактами. Несмотря на то, что существуют различ. нац. версии Н.с., в современ. науке получила поддержку мысль о том, что это - общекавк. памятник древней эпич. поэзии. Историч. корни, объединяющие Н.С. всех ветвей, надо искать в осн. факторах кавк. общности, таких как генетич. родство народов этого региона, сходные условия их обществ, жизни и тесное духовное общение в течение длительного историч. времени. Нац. варианты эпоса обогащались за счет местного фольклора. Основные герои Н.с. являются сквозными во всех нац. версиях, вокруг них формируются циклы сказаний: о родоначальниках нартов - Урызмаге и Сатане (у абхазов и адыгов - Сатаней), о Сослане (у адыгейцев - Сосруко, абхазов - Сосрыква), сочетающем силу и храбрость с функциями культурного героя (он добывает огонь, полезные злаки), о сильнейшем из нартов, Батрадзе (Тотрадзе) , закаленном в огне, о сеятеле раздоров плуте Сырдоне и др. Душой нартов является мудрая красавица Сатана - уникальный в мировой эпич. лит. женский образ большой художеств, силы и выразительности. В наиболее архаич. вариантах Н.с. выступает как мать племени, наставница главных героев, мудрая советчица, могущественная чародейка. Этот образ несомненно отражал реалии матриархата, но обладал такой художеств, силой, что народы - носители Н.с. сохранили его до наших дней, воплотив в нем свой идеал женщины. В Н.с. представлена героизация богоборчества. Эта тема не ограничена циклом о Батрадзе, она расширяется в тему богоборчества нартов в целом и связана с кавк. сказаниями о прикованных великанах - богоборцах. В осетин, версии нарты погибают в войне против Уастырджи, Уациллы и др. христианизированных языческих божеств. Здесь отражается двойственное отношение создателей эпоса к христианизации Алании и представления о нартах как о славных и могучих предках, погибших из-за своеволия и богатырской гордыни. Основная тема эпоса - героические деяния. В нем прослеживается эволюция форм богатырства: в архаич. версиях героизируется не только физическая сила, но и хитрость, и коварство (Сосруко, Сослан, Сосрыква). Окончательное формирование в Н.с. типа богатыря - народного героя связано с созданием особого героич. характера: ослабевает гиперболизация физической силы и главным идеализирующим моментом становится смелость героя, его готовность идти навстречу любой опасности и любым противникам. Этот своеобразный кодекс чести северокавк. средневекового рыцаря, художественно материализованный в Н.с., в течение веков оказывал глубокое воздействие на сознание горцев Кавказа, стал характерной чертой их ментальности. Нартский эпос является вершиной в развитии средневековой народов Кавказа, является одним из признанных мировых шедевров устного народного творчества. Нартовские сказания осетин и адыгов стали записываться с сер. XIX в. Пионерами этого дела были в Осетии В.Цораев, братья Шанаевы, в Кабарде - Ш.Ногмов, К.Атажукин. Другие нац. варианты стали записываться позднее. В последнее время впервые изданы сводные тексты Н.с. в оригиналах и рус.пер. Нартские сказания до сих пор бытуют в Осетии, Кабарде, Адыгее, Абхазии. В формирование науч. нартоведения основополагающий вклад внесли В.И. Абаев, В.Ф.Миллер, Ж.Дюмезиль.

Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.