НАРОДНИЧЕСТВО

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Народничество
идеология и движение разночинной интеллигенции в России во второй половине 19 - начале 20 века. Народническая идеология, представлявшая собой разновидность утопического социализма, была господствующей в российском революционном движении 1860-х - начала 1880-х годов; в народничестве с момента его зарождения наметилось также либеральное направление, ставшее преобладающим в 1880-1890-е годы.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Народничество
идеология и политическое движение разночинной интеллигенции на буржуазно-демократическом этапе борьбы в России (1861-1895 гг.). Выражало интересы крестьян, выступало против крепостничества и капиталистического развития России, за свержение самодержавия путем крестьянской революции. С начала 60-х годов возникли два течения: революционное и либеральное. Родоначальники революционного течения: А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский;его идеологи: П. Л. Лавров, П.Н.Ткачев, М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин и др.; либеральное течение представляли: Грановский Т. П. (1813-1855), Кавелин К.Д. (1818-1885) и др.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

НАРОДНИЧЕСТВО
идеология и движение разночинной демократической интеллигенции, предшествовавшие пролетарскому этапу освободительной борьбы в России (60-90-е гг. 19 в.). Н. являлось своеобразным выражением антикрепостнических, демократических чаяний крестьянства. Революционные народники были сторонниками свержения самодержавия посредством крестьянской революции и перехода к социализму с помощью крестьянской общины, минуя капитализм. Н. представляло собой противоречивое соединение радикальной буржуазно-демократической антифеодальной программы с идеями утопического социализма. В ходе развития капитализма, когда крестьянство стало расслаиваться на сельскую буржуазию и сельский пролетариат, «раскололся и старый русский крестьянский социализм, уступив место, с одной стороны, рабочему социализму; с другой выродившись в пошлый мещанский радикализм» (В.И. Ленин), т. е. в либеральное народничество. Марксистская критика Н. впервые была дана Г. В. Плехановым в 80-е гг. Всестороннюю критику народнических взглядов и тактики дал В.И. Ленин. Реальное содержание народничества В.И. Ленин видел в том, что оно являлось симптомом нараставшего в России мощного крестьянского движения против помещиков-крепостников.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

НАРОДНИЧЕСТВО
идейное течение и общественное движение, одно из ведущих направлений радикализма в пореформенной России. Русское Н. представляло собой широкий спектр различных течений - от революционно-демократического до умерено-либерального и даже консервативного. В 70-е гг. XIX в. преобладающее значение имело революционное ("действенное") Н.
Основные программные положения народников сводились к следующему: 1) ликвидация остатков крепостничества в экономическом, социальном и политическом строе России революционным путем; 2) главной движущей силой революции должно явиться крестьянство; 3) крестьянская революция не только сметет самодержавие и остатки крепостничества, но откроет путь к социализму и предотвратит утверждение в России капитализма; 4) базисом социализма станет крестьянская поземельная община; 5) организующей силой крестьянской революции явится "революционная партия" (имелась в виду революционная организация народников).
Н. - это реакция интеллигенции на происходивший в России процесс модернизации, это протест против наступления индустриальной эпохи, несущей трудовому люду обезземеливание, безработицу, господство товарно-денежных отношений, капиталистическую конкуренцию и эксплуатацию Н. имело собственный вариант эволюции, предполагавший опору на традиционные институты и ценности, национальные особенности и некоторые новации, почерпнутые из арсенала европейской цивилизации. Не все Н. социалистично, но все Н. - антикапиталистичио и антилиберально по идейно-политическому содержанию. Деятельность народников могла приобретать революционную или реформаторскую направленность, что на разных этапах пореформенного развития России находило поддержку значительной части интеллигенции. Однако отсутствие целостности доктрины, существование внутри Н, различных,
порой противостоящих друг другу, течений, ориентация на достаточно широкую, но до конца не определенную социальную базу, неадекватное понимание конкретных задач сторонниками народнического учения не позволили создать всеобъемлющую и интегральную программу преобразования России.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Народничество
возникло как течение в 70-х годах XIX столетия, во время быстрого развития капитализма в России, последовавшего после крестьянской реформы 1861 г. (см.). Народники-мелкобуржуазные интеллигенты, отражавшие протест крестьянства против гнета помещиков и остатков крепостничества. Народники утверждали, что капитализм в России развиваться не будет, а следовательно, и рабочий класс не будет играть решающей роли в революции. Народники считали, что власть царя и помещиков можно свергнуть путем одних лишь крестьянских «бунтов», они не понимали того, что без союза с рабочим классом и без его руководства сами крестьяне никогда не смогут победить царизм и помещиков. Народники утверждали, что в России социализм придет не через диктатуру пролетариата, а через крестьянскую общину, которую они считали зародышем и базой социализма. Но община не была и не могла быть ни базой, ни зародышем социализма, так как в общине господствовали кулаки, эксплуатировавшие бедноту и батраков (см. Земельная община). Народники не понимали, что рабочий класс является самым революционным и самым передовым классом общества. Народники 70-х годов сначала пытались поднять крестьян на борьбу против царского правительства. С этой целью революционная интеллигентная молодежь, переодевшись в крестьянскую одежду, шла в деревню - «в народ», как тогда говорили. Отсюда и произошло название «народники». Но крестьянство за народниками не пошло, так как они и крестьян, как следует, не знали и не понимали. Тогда народники решили продолжать борьбу против царизма без народа, своими силами, путем индивидуального террора, что привело к еще более серьезным ошибкам. Они организовали тайное общество «Народная воля». 1 марта 1881 г. народовольцы убили царя Александра II. Политика индивидуального террора исходила из неправильной народнической теории. Эта ложная теория говорила, что только отдельные выдающиеся одиночки, «герои», делают историю, а масса, народ, класс, «толпа», как презрительно выражались народнические писатели, может только слепо идти за «героями». Народники отвлекали внимание трудящихся от борьбы с классом угнетателей бесполезными для революции убийствами отдельных Представителей этого класса и тем самым тормозили развитие революционной инициативы и активности рабочего класса и крестьянства. Народники были противниками марксизма. Остатки народников упорно сопротивлялись распространению марксизма в России и мешали организации рабочего класса. В 80-90-х годах народничество окончательно выродилось в идеологию кулачества. Народники стали проповедывать примирение с царским правительством и с помещиками. Марксизм в России вырос и окреп в борьбе с народничеством. Он разоблачал всю ошибочность и вредность учения народников и их тактики индивидуального террора, исключающей организацию массовой партии. Серьезный удар народничеству нанес своей критикой Плеханов. Идейный разгром народничества был завершен Лениным.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Народничество и русский марксизм (влияние социальных идей народничества на В. И. Ленина)

Юдин Александр Ильич
Раскрываются специфические особенности русского марксизма. Показана зависимость социальной практики В.И. Ленина от социальных условий, подчеркивается его принадлежность к традиции русской общественной мысли.
Читать PDF

Народничество как альтернатива классической, метафизической философии

Юдин Александр Ильич
В статье рассматривается критика П.Л. Лавровым и Н.К. Михайловским классической метафизической философии с методологических позиций позитивизма.
Читать PDF

Народничество русской интеллигенции и культуры

Жукоцкий Владимир Дмитриевич, Фурман Феликс Павлович
Читать PDF

Народнический социалистический общественный идеал, истоки: социологическая проекция

Завгородный Алексей Александрович
В статье анализируются условия формирования социалистического общественного идеала в России середины XIX в. Описывается наличие двух основных версий общественной мысли, определивших формат социалистического общественного идеала.
Читать PDF

Концепт — дискурс — дискурсивно-идеологический комплекс: инструментарий исследования народничества

Фурман Ф.П.
Читать PDF

Пути поиска смысла жизни в социальной философии народничества

Русакова Людмила Михайловна
Читать PDF

Вл. Соловьев и теоретики народничества: выяснение отношений по поводу общественного идеала и роли ли

С. Б. Роцинский
Читать PDF

Гегель и народнический социализм в России

Лебедев И.А.
Статья посвящена исследованию значения философии Гегеля в социально-политических учениях Русского революционного народничества XIX века.
Читать PDF

Роль ресентимента в искажении нравственного альтруистического чувства народнических террористов в Ро

Чудинов С. И.
Статья посвящена феноменологическому описанию трансформаций нравственного сознания русской леворадикальной интеллигенции XIX века, которые привели к террористической тактике революционеров.
Читать PDF

В. В. Берви-Флеровский видный представитель народнической социологии

Чумичева Наталья Владимировна
В статье рассматриваются социологические взгляды В.В. Берви-Флеровского (1829-1918), выдающегося теоретика народнического движения в России.
Читать PDF

Этические категории в народнической традиции русской философии права третьей четверти XIХ века

Шалашников Г. В.
В статье изучено стремление к осмыслению русской философией конца 19 века правовых явлений в обществе как в философско-правовом, так и нравственном контекстах.
Читать PDF

«Субъективный метод» Н. К. Михайловского в контексте истории разработки народнической концепции поли

Должиков Вячеслав Александрович, Дягилева Юлия Анатольевна
Предпринимается попытка систематизированного анализа теории «субъективного метода» Н. К.