Нацизм (национал-социализм)

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Национал-социализм (нацизм)
получившая распространение в гитлеровской Германии форма фашизма, определяющими чертами которой были тоталитарный террор, переросший в геноцид евреев, антисемитизм и расизм экспансионистского характера.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Нацизм (национал-социализм)
идеология, общественно-политический идеал, движения, правый вариант тоталитарных политических режимов, крайняя форма национализма. В основе нацизма – теоретически развитая идея национального, расового превосходства, практика расового неравенства народов, стремление к созданию очередной псевдорелигии, применение крайних форм насилия.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ (НАЦИЗМ)
термин для обозначения германского фашизма, фиксирующий наиболее радикальный из известных в истории этого типа движений и режимов вариации тоталитарного господства и агрессии на международной арене, является выражением неадекватной правоконсервативной реакции определенных слоев германского общества на результаты Первой-мировой войны и кризисные процессы в стране в невоенный период. Она выразилась в конструировании особой националистической идеологии, представляющей собой конгломерат идей государственного социализма, этатизма, национализма, расизма, милитаризма. В политическом плане она выразилась в создании тоталитарной политической партии (НСДАП), которая реализовывала эту идеологию в практике все проникающей партийно-государственной диктатуры. В обществе создавался особый тип тоталитарной личности, устанавливался особый социально-психологический климат, эрозии подвергались нравственные установки личности.

Источник: Политология: Словарь-справочник

НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ (нацизм)
идеология, политическое движение, а в 1933–45 гг. и государственный режим в Германии, придавшие при диктатуре А. Гитлера законную силу наиболее агрессивным устремлениям правого экстремизма и расизма.
Одно из немногих учений в мировой истории, признанное на международно-правовом уровне человеконенавистническим, пропаганда его запрещена во всем цивилизованном мире и сама по себе является преступлением. В отношении национал-социалистических убеждений принципы плюрализма и свободы слова, являющиеся священными для демократической цивилизации, не действуют: нацизм, как и расизм, шовинизм, терроризм, объявлен международным сообществом вне закона. И это более чем справедливо, поскольку реализация нацистских идей на практике ввергла мир в страшную войну и привела к неисчислимым жертвам, которых человечество не знало за всю свою многотысячелетнюю историю (более 50 млн чел.).
Нюрнбергский процесс осудил не только главарей нацистской партии, но и саму идеологию гитлеризма, руководствуясь которой национал-социалисты совершали чудовищные преступления против человечества.
Как получилось, что Гитлер, который никогда не был выдающимся мыслителем и вообще не получил систематического образования, стал вдруг не просто лидером политической партии, а вождем нации?
Прежде всего, следует отказаться от штампа, что национал-социализм придумал сам будущий фюрер, который изложил его азы в «библии» нацизма «Майн Кампф», первый том которой он продиктовал своему соратнику Гессу в баварской тюрьме Ландсберг, где оба отбывали срок за участие в «пивном путче» в 1923 г.
Когда Гитлер в 1919 г. занялся политической деятельностью, теоретическая база для возникновения нацизма была уже подготовлена в виде т. н. ариософии, созданной Г. фон Листом, Р. Д. Горслебеном, Ф. Б. Марбки, З. А. Куммером и др. крайне правыми идеологами. Учение это в основе своей базировалось на ставших модными среди европейских интеллектуалов на рубеже XIX–XX вв. эзотерических восточных доктринах и обосновывало «историческое» право арийской расы (лучшими представителями которой являются якобы германцы) господствовать над народами Земли и уничтожать их в войне за «жизненное пространство», как позже заявят Гитлер, Розенберг, Гиммлер, Геббельс и др. практики национал-социализма.
Другим важным компонентом будущей теоретической платформы нацистов стали идеи антисемитизма, зерна которых в послеверсальской Германии легли в подготовленную почву. В поражении страны в Первой мировой войне, крушении империи, унизительном для нации Версальском мире будущие нацисты обвиняли крупный еврейский капитал. Он действительно во многом определял как стратегию держав-победительниц, так и внешнюю и внутреннюю политику побежденной Германии. Неудивительно, что вскоре после подписания Версальского договора в стране возникли многочисленные движения реваншистского толка.
Послевоенная разруха, чудовищная инфляция (зарплату тогда выдавали по 2 раза в день), страшная нищета провоцировали народные массы в Веймарской республике на социальный взрыв.
Социальные проблемы, необустроенность на фоне идейной неразберихи, отсутствие четких идеологических ориентиров в государстве — вот почва, на которой взошли ядовитые сорняки нацизма в Германии 1920-х гг. Поэтому Гитлер и его сторонники демагогически позиционировали свое движение как партию социального действия, защищающую интересы трудового народа.
Партия, куда вступил бывший ефрейтор вермахта А. Гитлер, называлась Немецкой рабочей партией, а позднее, когда Гитлер стал ее лидером, — Национал-социалистической немецкой рабочей партией.
Таким образом нацизм как теория являет собой причудливое, эклектичное сочетание элементов восточных мистических учений, к тому же вошедших в гитлеровскую доктрину не непосредственно, а в вольной интерпретации европейских же теоретиков (теософов, антропософов, позднее — ариософов), вульгарного псевдоницшеанского имморализма, геополитических построений К. Хаусхофера, расистского учения Чемберлена-Гобино, реваншистских настроений германского послевоенного общества, антисемитизма и идей социальной справедливости, препарированных как привилегия «избранного народа», т. е. арийцев, на мировое господство. К слову, последнее объясняет, почему между нацизмом и коммунизмом нельзя ставить знак равенства, как это ничтоже сумняшеся сделали либералы и демократы.
Коммунизм — принесение в жертву себя ради других, спасение других народов от тотального уничтожения. В коммунистической доктрине со времен Маркса заложен принцип интернационализма, в России идея всемирной революции соединилась с существовавшей веками православной традицией мессионизма, жертвенности, необходимости отдать жизнь «за други своя». Это полностью противоречило тому, что составляло идейный фундамент нацизма — право одной нации на мировое господство, исключающее право других на полноценное существование в этом мире.
Вторая мировая война была в глазах всего человечества столкновением этих двух принципов. Победа над Германией означала не по просто победу над отдельным государством, а историческую победу над самими принципами национал-социализма.
Страшные преступления, документальные подтверждения которых были представлены на Нюрнбергском трибунале (фабрики смерти, газовые камеры, трудовые концентрационные лагеря, пытки и медицинские эксперименты над заключенными, промышленное производство мыла из человеческих тел) ужаснули человечество. Казалось, такое невозможно в XX в., казалось, такое не забудется еще несколько тысячелетий. Однако единодушно осужденная всем миром теория, оправдывающая массовое убийство целых народов, до сих пор, увы, жива и даже стала знаменем для отдельных сил на Западной Украине, в странах Прибалтики. Потомки тех, кто по замыслам нацистов, должны были быть полностью уничтожены, либо онемечены, сегодня ставят памятники эсесовцам и оскверняют могилы тех, кто спас их народы от тотального уничтожения и рабства.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия