Уже на протяжении нескольких последних лет политики, ученые, чиновники и средства массовой информации говорят об отсутствии в России так называемой национальной идеи. Действительно, такой всех объединяющей идеи в стране пока нет. В связи с этим логично задаться вопросом: а что в принципе могло бы сыграть ее роль? В 2005 г. страна подошла к поворотному этапу, когда даже правительственные круги осознали необходимость формирования подобной идеи в форме так называемых национальных проектов (программ), в финансировании которых участвовали бы совместно государство и население. Государство в данном случае должно выступать в качестве инициатора, организатора и главного спонсора, а население должно к этим проектам присоединяться по мере того, насколько оно разделяет соответствующие концепции и обладает возможностью оказания им финансовой помощи.
Для успешного запуска какого-либо национального проекта необходимо правильно определить симпатии (и антипатии) населения. Исследования, проведенные ВЦИОМ, показывают, что Россия пока не готова к таким мероприятиям. На вопрос об отношении к идее национальных проектов (программ), в финансировании которых участвовало бы население, получены следующие от веты: положительно — 28%; скорее положительно — 23%; скорее отрицательно — 14%; отрицательно — 19%; не определились со своей позицией 16% респондентов. Введя весовые коэффициенты для каждой группы (1,0; 0,6; 0,4 и 0 соответственно), полученную структуру ответов можно использовать для оценки усредненного индекса симпатии населения к самой идее национальных проектов — 47%. К сожалению, величина этого индекса меньше 50%, а это означает, что российское население идеологически и психологически по большому счету пока не готово к рассматриваемым инновациям. Подчеркнем, что население не отрицает идею национальных проектов, но и активной поддержки, включения с его стороны также не просматривается. Экспериментальная апробация различных мероприятий, которые могли бы выступить в качестве национальных проектов, позволила ВЦИОМ определить два ключевых социальных индикатора: индекс симпатии (доля населения, поддерживающего решение соответствующей задачи в рамках национального проекта) и индекс соучастия (доля населения, готового к поддержке соответствующей задачи путем выделения на нее собственных денежных средств). Результаты расчетов приведены в таблице.
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image58.png" width="434" height="323" alt="" style="border-width:0px;"
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image59.png" width="438" height="140" alt="" style="border-width:0px;"
Проведенные расчеты позволяют сделать следующие выводы.
Во-первых, тезис о том, что идея национальных проектов пока не находит отклика у российского населения, полностью подтверждается. Даже самый приоритетный потенциальный проект (ликвидация беспризорности) имеет индекс симпатии, равный примерно 46%, что не тянет на серьезную национальную идею.
В данном случае мы исходим из того, что национальный проект превращается в национальную идею, если его поддерживают более половины населения страны. Пока же возврат к старому инструменту государственного регулирования в форме национальных программ получает довольно вялую поддержку россиян.
Во-вторых, за годы экономических реформ интересы россиян однозначно сместились в сторону социальной проблематики. Из 15 потенциальных национальных проектов, в отношении которых опрашивалось население, четыре самых перспективных проекта с индексами симпатии от 25,4 до 45,9% относятся к числу социальных: ликвидация беспризорности, жилищная программа для молодых семей, строительство дорог в сельской местности, развитие детской физкультуры и спорта. Ко всем амбициозным высокотехнологичным и «высокодемократичным» проектам (освоение космоса, создание независимого телеканала и т.п.) население относится достаточно равнодушно. Похоже, что россияне перенесли центр своего внимания на животрепещущие социальные проблемы, с которыми им приходится сталкиваться практически каждый день. С другой стороны, подобная трансформация приоритетов говорит о том, что эти проблемы приобрели такой масштаб, что все имперские замашки на роль высокотехнологичного лидера мировой экономики и построение передового демократического общества стали просто неактуальными.
В-третьих, готовность к финансовым жертвам населения находится на чрезвычайно низком уровне. Расчеты показывают, что в среднем по всем проектам индекс финансового соучастия в 3,1 раза ниже индекса симпатии. Это означает, что россияне склонны отдавать инициативу государству, причем в слишком большом объеме. По сути дела население страны готово быть лишь на подхвате в наиболее значимых проектах, но никак не задавать тон предполагаемых мероприятий.
В-четвертых, не просматривается не только национальной идеи, но и фактически ни одной полноценной национальной программы. Даже проект-лидер по показателю финансового соучастия (ликвидация беспризорности) не может классифицироваться как национальный проект. Остальные же проекты имеют значения индекса соучастия, не превышающие 10%, что явно недостаточно для их запуска и реализации. Хотя в целом национальные программы в России не имеют твердой идеологической, психологической и финансовой основы, все же было бы неверно говорить о том, что ситуация беспросветная. Похоже, что самосознание масс начинает активизироваться, но должно пройти некоторое время, пока население окончательно не отфильтрует те идеи и задачи, ради которых оно будет способно жертвовать тем немногим, что имеет.
Е. В. Балацкий
177.01 кб