НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Национальные проекты
Россияне в целом приветствуют заявленный В. Путиным поворот в направлении большего внимания к социальной сфере, обещания повысить зарплаты некоторым категориям бюджетников, увеличить в полтора раза бюджетное финансирование медицины, образования, науки. Общественное мнение верит в искренность намерений президента и усматривает в них скорее озабоченность положением дел в стране, чем конъюнктурные соображения. Эти намерения признаются вполне реальными — денег у государства достаточно, чтобы реализовать планы президента в полном объеме, а сами меры представляются давно назревшими и необходимыми. Что касается последствий «нового курса», то немногим менее половины опрошенных ждут существенного улучшения качества работы этих категорий бюджетников. Еще меньше тех, кто считает, что реализация планов В. Путина приведет к искоренению коррупции и взяточничества. Конкретная информация о «новом курсе» пока не полностью воспринята обществом. Лишь 16% опрошенных хорошо осведомлены о планах В. Путина, значительно больше тех — 43% — кто кое-что слышал о них, еще 37% ничего не слышали о «новом курсе». «Новый курс» положительно оценивают 69% опрошенных, негативно — 5%. Еще для 25% предложения президента безразличны. Однозначно положительная оценка связана с тем, что в обществе накопились ожидания относительно существенного пересмотра бюджетной политики (в частности, ее социальных аспектов), особенно на фоне постоянных разговоров о профиците и неуклонно растущем Стабилизационном фонде. 35% опрошенных объясняют, в первую очередь, мотивы сентябрьских заявлений президента стремлением властей снизить растущую в обществе социальную напряженность. Другим распространенным объяснением является «забота о благе народа, чувство ответственности перед страной» (33%). Важную роль в намерениях президента сыграли также благоприятная экономическая ситуация, рост цен на нефть и газ (27%), стремление как-то компенсировать растущие тарифы на ЖКХ, газ и электроэнергию (30 %). Реже упоминается точка зрения, согласно которой эти меры продиктованы чисто политическими соображениями, носящими конъюнктурный характер — стремлением поднять свою популярность, привлечь к себе внимание (16%), подготовкой в выдвижению своей кандидатуры на «третий срок» (9,1%) или, напротив, желанием «красиво уйти»», оставив о себе добрую память (7%), 6% россиян не верят в серьезность намерений президента, считают его заявления пустыми обещаниями. Большинство (61%) уверено, что необходимые деньги у государства есть, и поэтому обещанные повышения вполне посильны для бюджета. Альтернативного мнения о том, что обещанных денег может попросту не найтись, придерживаются 13%, а еще 8% опрошенных полагают, что средства у государства есть, но их лучше направить на другие цели.
По мнению 34% опрошенных реализация планов президента существенно повлияет на материальное положение бюджетников, 30% сомневаются в этом, и 19% уверены, что даже в случае выполнения обещаний В. Путина, оно существенно не улучшится.
Для 59% респондентов повышение зарплат некоторым категориям бюджетников, упомянутыми в заявлении В. Путина, дело необходимое и давно назревшее. 23% считают это в принципе правильным, но, по их мнению, следует учитывать качество работы, рост квалификации. 9% респондентов полагают, что увеличение зарплат нецелесообразно.
Станет ли намеченный президентом рост зарплат стимулом для улучшения работы? 49% россиян видят в заявлениях президента мощный стимул для улучшения работы ученых, 42% — преподавателей, 42% — врачей и медицинских сестер. В то же время 32% опрошенных убеждены, что для улучшения работы учителей мало просто повысить им зарплаты, нужна глубокая реформа всей системы образования. Аналогичного мнения в отношении здравоохранения придерживаются 29% россиян, в отношении науки — 27%. 21% опрошенных вообще не верят в возможность улучшить качество работы врачей и медсестер путем повышения им зарплат, 18% то же считают в отношении преподавателей, 11% — в отношении ученых.
Не слишком верят россияне в то, что повышение зарплат в бюджетной сфере скажется всерьез на уровне коррупции, отказе от взяток и незаконных поборов со стороны врачей, учителей, преподавателей высшей школы. Оптимистичных оценок придерживаются только 33% опрошенных, а пессимистичных — 54%. Что касается общего влияния «нового курса» на приоритетное развитие социальной сферы и климат в стране, то налицо скорее позитивные, хотя и сдержанные, надежды и ожидания. 34,3% опрошенных полагают, что ситуация существенно улучшится, 38%, — несмотря на поддержку намерений президента, большого «перелома» в социальной сфере не ждут, и 8% респондентов думают, что «новый курс» приведет к ухудшению социально-экономических показателей и негативно скажется на уровне жизни всех категорий населения.
Параллельно с планами переориентации политики в направлении «социалки» идет процесс формирования бюджета страны на 2006 г. По мнению россиян, приоритетными для увеличения финансирования являются такие сферы, как здравоохранение, медицина, спорт (40%), ЖКХ (34%), образование (34%),социальная политика в целом (33%). Важными являются также национальная оборона (29%), национальная безопасность и правоохранительная деятельность (23%), охрана окружающей среды (21%). Таким образом, общая направленность президентского «нового курса» на социальные приоритеты в целом совпадает с мнением общества. 39% опрошенных считают необходимым создание Совета по реализации национальных проектов под непосредственным руководством президента. 25% не одобряют формирование подобного нового органа, для координации, по их мнению, этим должно заниматься правительство.
По поводу идеи возвращения к практике планирования социально-экономического развития страны мнение россиян носит скорее компромиссный характер. С одной стороны, 17% опрошенных считают что для эффективного управления экономикой «достаточно рыночных механизмов, ничего планировать не следует», с другой — немногим более (26%) выступают за то, чтобы в полном объеме, как было в СССР, восстановить практику государственного планирования. Относительное большинство (38%) придерживается промежуточной точки зрения, согласно которой государственное планирование необходимо, но должно касаться только наиболее важных сфер экономики, имеющих стратегическое значение для страны.
Л. Г. Бызов

Источник: Словарь политических терминов.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
приоритетные национальные проекты — программа по росту «человеческого капитала» в России, реализующаяся с 2006 г.
Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована президентом России В. Путиным 5 сентября 2005 г. в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов и озвучена 9 сентября 2005 г. на первом заседании осенней сессии ГД, где президент выступил с инициативой реформы социального блока.
Необходимость в реализации приоритетных национальных проектов назрела давно, однако реальные возможности для этого появились у страны лишь к 2005 г., когда были основательно разобраны завалы проблем, накопленных за 1980–90-е гг. К этому времени удалось решить наиболее острые проблемы обеспечения безопасности и национального суверенитета. Было укреплено внешнеполитическое положение, достигнута внутриполитическая стабильность, существенно улучшилась макроэкономическая ситуация. У государства появились значительные финансовые ресурсы, которые могли быть направлены на решение социальных задач без угрозы инфляции.
Укрепление государственной власти, в частности новая система избрания руководителей субъектов Федерации, способствовало лучшему обеспечению согласованных действий всех ветвей и уровней государственной власти. Государство перешло к трехлетнему циклу бюджетного планирования, что давало социально-экономическим программам дополнительные гарантии. Страна подошла к возможности развития высокими темпами, к возможности решения масштабных, общенациональных задач.
Ключевым вопросом государственной политики стало повышение качества жизни граждан России. По словам В. Путина, «Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России… это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит — в будущее России».
В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» были выделены здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство. Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» — образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны.
Задачи по нацпроектам были поставлены на ближайшие 2 года, эффект от реализации заявленной программы должен ощутить практически каждый гражданин. Так, например, уже к 2008 г. планировалось:
в здравоохранении — в 4 раза увеличить объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи; полностью укомплектовать участковую службу квалифицированными врачами и медицинскими сестрами, обеспечить ее необходимым оборудованием;
в образовании — подключить больше половины школ страны к сети интернет; выделить тысячи грантов талантливой молодежи, ученым, лучшим учителям;
в жилищной сфере — обеспечить адресную поддержку десятков тысяч молодых семей, молодых специалистов на селе; обеспечить массовое строительство новых микрорайонов;
на селе — направить миллиарды рублей на поддержку предоставления дешевых долгосрочных кредитов на строительство и перевооружение животноводческих комплексов, а также на развитие производства в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах, а это новые рабочие места и рост доходов сельских жителей.
Для разработки мер, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов и демографической политики, указом Президента РФ от 21 октября 2005 г. был образован «Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике». Совет рассматривает концептуальные основы, цели и задачи приоритетных национальных проектов и демографической политики, определяет способы, формы и этапы их реализации, проводит анализ практики реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики и подготовку предложений по ее совершенствованию.
Главой Совета, согласно указу, стал Президент РФ В. Путин. Первым заместителем главы Совета назначен Д. Медведев, заместителями главы Совета стали вице-премьер А. Жуков и помощник президента И. Шувалов. В президиум Совета вошли 17 человек, в частности, Министр финансов А. Кудрин, глава Минэкономразвития Г. Греф, Министр здравоохранения и социального развития М. Зурабов, глава Аппарата Правительства РФ С. Нарышкин, глава «Газпрома» А. Миллер, спикер Совета Федерации С. Миронов и т. д.
За 2006–07 гг. из федеральных средств на реализацию нацпроектов было направлено около 400 млрд руб., а на 2008 г. запланировано около 300 млрд руб. (данная сумма не включает в себя финансирование из региональных бюджетов).
Промежуточные итоги реализации ПНП подвел 28 февраля 2008 г. на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Д. Медведев. За 2 года, прошедшие с начала реализации ПНП, стала увеличиваться средняя продолжительность жизни (ежегодно сейчас она увеличивается более чем на год), почти на 10% снизилась смертность населения, а смертность в трудоспособном возрасте — на 20%, прирост рождаемости составил почти 10%.
В рамках ПНП 13 млн чел. смогли пройти диспансеризацию, а 60 млн чел. были сделаны прививки. По программе родового сертификата качественная медицинская помощь была обеспечена более чем 2,5 млн женщин и новорожденных. Поставка нового диагностического оборудования сократила время ожидания в очередях, повысила качество обследований. Более 300 тыс. пациентов получили высокотехнологичную медицинскую помощь. Существенно обновлена база оказания первичной медицинской помощи, проведена масштабная переподготовка медицинского персонала.
В рамках ПНП «Образование» треть учителей прошла переподготовку, каждая десятая школа страны получила средства на реализацию инновационных программ. Полностью завершено оснащение школ интернетом. 20 тыс. лучших педагогов, которые внедряют в своей работе инновационные программы, получили гранты, поддержка была оказана и 11 тыс. лучших учеников. Созданы и развиваются по принципиально новым образовательным программам бизнес-школы, а также федеральные университеты.
Средний темп прироста объема жилья составил в 2006–07 гг. 18%, что в 3 раза превышает показатели 2005 г. Только в 2007 г. было построено более 710 тыс. квартир и индивидуальных жилых домов.
Во всех субъектах Федерации появились ипотечные программы для молодых семей, а во многих — и для работников бюджетной сферы. Доля сделок с использованием ипотечных жилищных кредитов увеличилась до 14% от общего количества сделок, заключаемых гражданами по приобретению жилья. Газифицировано 1200 нас. пунктов, 4,4 млн квартир и домовладений.
В 2007 г. средняя заработная плата в аграрном секторе выросла практически на треть против 25%, которые демонстрировали другие отрасли.
Число прибыльных предприятий возросло с 58% до 73%, уровень рентабельности — с 7% до 15%.
В рамках дальнейшего развития социальной сферы предполагается перейти в системе образования кподушевому финансированию, а в сфере здравоохранения — к одноканальной системе финансирования. В области градостроительной политики необходимо решить задачу строительства не менее 1 кв. м жилья на каждого россиянина в год (сегодня строится порядка 60 млн кв. м в год).
И здравоохранение, и образование, и агропромышленный комплекс, и жилищная сфера будут оставаться для нас долгосрочными приоритетами нашего развития. Возникает вопрос: появятся ли новые национальные проекты?
31 января 2008 г. на встрече с представителями молодежных движений Д. Медведев пояснил: «Браться за какие-то новые проекты можно в тех случаях, когда есть успех по предыдущим проектам. Делать это надо тогда, когда мы справимся с предыдущими задачами… Работа по данным проектам с достижением соответствующих контрольных цифр, с выходом на определенные результаты завершится в те сроки, которые были объявлены — это 2009 год».
Признается, однако, что резерв развития социальной сферы за счет точечных действий исчерпан, и в ближайшее время необходимо перейти к полноценным и комплексным решениям, необходимым для модернизации отраслей. В дальнейшем ПНП будут интегрированы в программу долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2020 г.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ произошло коренное изменение характера национального проектирования. В основу национальных проектов, начатых в 2005 году, положена предельно ясная система анализа современных проблем нации и четкая постановка задач по решению этих проблем. Отказ от порочной практики «реагирования» уже сейчас сочетается с практикой перспективного планирования. Однако России необходима не только программа краткосрочного планирования ситуации на 510 лет, но и программа сверхдолгосрочного планирования на 100 и 200 лет.
Задача национальной мобилизации не может реализовываться в ущерб реализму и прагматизму. И если для этого необходима система национальной мобилизации экономики, то должен быть обеспечен категорический отказ от «остаточного принципа».
В Плане Путина поставлена задача добиться того, чтобы все национальные проекты были реализованы в полном объеме и в необходимые сроки. Государство будет жестко бороться с любыми формами саботажа и коррупции при реализации приоритетных национальных проектов России.
Для чего в принципе придуманы «приоритетные национальные проекты», если есть давно идущие реформы в каждой из этих отраслей?
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ – это не панацея для решения всех проблем, перед которыми стоит страна, и уж, конечно, национальные проекты – не простое перераспределение дополнительных денег.
Прежде всего, реализация национальных проектов – это революция взглядов на развитие государства. Сами по себе проекты – это векторы, которые показывают направления развития, выбранные для качественного изменения жизни в стране. Это сигнал, импульс в обозначении тех направлений, которые государство считает на данном этапе развития экономики и социальной сферы страны приоритетными.
Проектный подход хорош тем, что он выхватывает ключевые сферы развития государства. Эти проекты указывают направления деятельности на много лет вперед, за пределы и границы задачи реформирования определенной отрасли. При этом не менее важна задача провести одновременно с реализацией проектов мероприятия по модернизации самих отраслей, иначе страна неминуемо упрется в машину ведомственной инерции.
Приоритетные национальные проекты задуманы и спланированы таким образом, что Правительство, министерства, региональные власти просто вынуждены будут теперь решать и другие, давно «зависшие», связанные с тематикой проектов вопросы. Системная реформа экономики и социальной сферы и приоритетные национальные проекты не будут мешать друг другу, но дополнять друг друга, с тем чтобы выйти на оптимальное решение задач социального и экономического развития страны.
Почему приоритетные национальные проекты так устроены, что достается не всем поровну, а только комуто?
НАВЕРНОЕ, НЕТ СЕЙЧАС В ЗДРАВООХРАНЕНИИ, образовании или сельском хозяйстве областей деятельности, которые не испытывали бы нехватку финансирования. Но помочь всем одновременно невозможно. Ключевой довод при распределении средств – они идут туда, где нужно спасти отрасль или ее часть не от бедственного положения, а от полного разрушения, после которого уже никакие средства в рамках структурных реформ или программ развития не помогут.
Так, в феврале начнутся выплаты в нижнем звене здравоохранения. Есть обоснованная критика такого решения: а как же другие медицинские работники, которых нельзя причислить к первичному звену здравоохранения? Правительство пошло на то, чтобы сделать это в качестве первого шага, потому что там особо критическая ситуация, даже в сравнении с остальным небогатым здравоохранением: 50 с лишним процентов – неукомплектованность кадрами. Если потерять и этих врачей, просто некому будет осваивать деньги в рамках новой модели здравоохранения и страховой медицины.
Идеология финансирования национальных проектов – это идеология точечных вложений с максимальной эффективностью. Она не предполагает ни пассивной раздачи денег, ни тем более замещения за счет федеральных средств собственных региональных и местных программ в области здравоохранения, образования, жилищной и аграрной сферы, которые действительно должны ориентироваться на широкие слои бюджетных работников.
В нацпроектах помогают сильным, а не тем, кому труднее всего. Почему?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА прежде всего пойдут туда, где в учреждениях социальной сферы созданы условия для грамотного освоения средств, где проведена подготовительная работа, где заинтересованно ждут инноваций и поддерживаются усилия по модернизации отраслей.
Если потратить средства национальных проектов именно таким образом, они приумноженными вернутся в российскую экономику ростом национального продукта, новыми налоговыми поступлениями, новыми рабочими местами. Это позволит и дальше решать социальные проблемы. Просто потраченные на дотации деньги и ситуацию не исправят, и навсегда исчезнут из ресурсов государства.
Например, для того чтобы быть включенным в программу газификации, фактически ставшей пятым национальным проектом, каждый регион должен на 100% оплачивать текущие поставки газа, не иметь дебиторской задолженности, предлагать только экономически эффективные проекты. При этом некоторым регионам часть существующей задолженности газовщики готовы простить в том случае, если ровно такая же сумма самим регионом будет направлена на газификацию. И по форме, и по содержанию такой подход является инновационным, инвестиционным – а не дотационным, ориентированным на поддержку беднейших территорий.
Как защитить нацпроеты от воровства, саботажа и перевирания на местах?
ТАКАЯ УГРОЗА ЕСТЬ. Первое и необходимое условие преодоления ее – это качественное планирование и определение четкого регламента взаимодействия всех участников проектов.
Второе условие – это организация мониторинга и контроля продвижения проектов на всех этапах. Планируется здесь использовать современные управленческие и информационные технологии, в том числе такие технологии, которые позволяют вести контроль за исполнением проектов в автоматизированном режиме.
Третье необходимое условие – сам так называемый проектный подход. В ближайшее время должны быть утверждены квартальные этапные контрольные показатели по каждому проекту как для федеральных министерств, так и в разрезе регионов. Их достижение также будет жестко контролироваться.
Необходима концентрация административных ресурсов на решении приоритетных задач, которые стоят перед страной и решения которых ожидают граждане Российской Федерации. На региональном и местном уровнях координацию контрольных мероприятий будут осуществлять рабочие группы при государственных федеральных инспекторах, а в рамках федеральных округов – координационные советы при полпредах Президента. Свою задачу в регионах будут решать и ведомства силового блока и прокуратура.
К деятельности по контролю реализации национальных проектов будет привлечен и общественный контроль, тем более что публичность и открытость – один из главных принципов, заложенных в самих проектах. Реализуемые проекты называются национальными, и это значит, что право на информацию и контроль имеют абсолютно все политические силы, все общественные объединения. Контроль не должен мешать нормальной повседневной работе, превращая ее в бюрократическую волокиту. А то контролеров будет больше, чем других участников процесса.
Зачем нужно постоянно призывать больше рожать?
РЕШЕНИЕ ОСТРЫХ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ, стоящих перед Россией, не сводится к росту рождаемости. Страна не может мириться с тем, что российские женщины живут почти на 10, а мужчины – на 16 лет меньше, чем в странах Западной Европы.
Многие из ныне существующих причин смертности не только устранимы, но даже не требуют особых затрат. Необходимы только скоординированные усилия государства и общества. Так, негативный опыт антиалкогольной кампании 1980х годов не должен снимать с повестки борьбу с пьянством и алкоголизмом – с учетом современных реалий,– дополнив ее общенациональной программой искоренения наркомании.
Решение демографических проблем напрямую связано с качественным изменением здравоохранения. Всеобщий и равный доступ к качественным медицинским услугам, повышение эффективности экономики здравоохранения через укрепление системы страховой медицины, изменение не реформировавшейся с советских времен структуры государственных трат на здравоохранение – не только социальная, но и политическая задача, важное условие поддержания стабильности в обществе.
Рост рождаемости прежде всего сдерживается страхом молодежи перед возможными экономическими трудностями, с которыми придется столкнуться молодой семье. Молодежь больше других социальных групп нуждается в новых рабочих местах, качественном образовании, развитой системе потребительского кредитования, ипотеки. Решать проблемы молодежи поэтому нужно отдельно, путем формирования целевой молодежной политики государства. Используя благоприятную экономическую конъюнктуру, необходимо формировать целевые социальные инвестиции в решение проблем молодежи. В случае с молодежью это не траты, а именно инвестиции.

Источник: План Путина: словарь политических терминов

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Национальные проекты на Брянщине

Болховитина Татьяна Сергеевна, Федоров Владимир Федорович
Читать PDF
0.00 байт

Проектирование национальных задач

Тамбиянц Юлиан Григорьевич
Читать PDF
0.00 байт

Национальный проект «Здравоохранение»

Национальная программа «Здравоохранение» является одной из двух основных национальных программ (наряду с программой «Демография») социальной направленности, которые призваны обеспечить достижение приоритетной национальной цели раз
Читать PDF
147.73 кб

Социальная реклама национальных проектов

Авдеев А. С.
Анализируется понятие социальной рекламы как ресурса государственного управления и важнейшего инструмента для постепенного систематического воздействия на массовое сознание с целью поддержания социальной стабильности.
Читать PDF
0.00 байт

Приоритетный национальный проект «Здоровье»

Кадыров Ф. Н.
НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ д.э.н. Ф.Н. КАДЫРОВ
Читать PDF
0.00 байт

Национальные проекты: проблемы будут решены

Читать PDF
0.00 байт

Первые итоги национального проекта "Здоровье"

Первые итоги национального проекта "Здоровье"
Читать PDF
0.00 байт

Национальный проект «Здоровье» региональный аспект

Мы уже предлагали нашему читателю первый продукт совместной деятельности пресс-центра приоритетного национального проекта «Здоровье» с нашей газетой, опубликованное в журнале «Вопросы современной педиатрии» (Т.
Читать PDF
0.00 байт

Рентгенорадиология в национальном проекте «здоровье».

Солодкий Владимир Алексеевич, Харченко Владимир Петрович, Рожкова Надежда Ивановна
Программная статья, посвященная обзору технологий, в том числе российских, внедрение которых необходимо для реализации нового курса развития отечественного здравоохранения.
Читать PDF
0.00 байт

Национальный проект «Здоровье»: достижения и проблемы

Комаров Юрий Михайлович
Читать PDF
80.86 кб

В преддверии реализации национального проекта Здоровье

Буранбаева Л. З.
Функционирование муниципальных учреждений здравоохранения ориентировано на выполнение общегосударственных стратегических задач сохранения и укрепления здоровья населения.
Читать PDF
143.65 кб

«Национальное образование» как мультикультурный проект

Шадрин Алексей Анатольевич, Кардинская Светлана Владленовна
Рассматриваются концепты «национального образования» на примере татарских школ г. Ижевска. Анализируется влияние дискурса мультикультурализма на формирование образцов татарской этничности, транслируемых «национальной» школой.
Читать PDF
383.86 кб

НАЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИСЛАМСКОГО ПРОЕКТА: ДВИЖЕНИЕ ХАМАС

Косач Григорий Григорьевич
В статье рассматриваются вопросы, связанные со становлением и эволюцией палестинского движения ХАМАС, частью дискурса и практики которого выступает неприятие Израиля.
Читать PDF
0.00 байт

Приоритетный национальный проект «Здоровье»: первые итоги

Виноградов К. А.
Итоги реализации ПНП «Здоровье» в 2006 году
Читать PDF
0.00 байт

Приоритетный национальный проект «Здоровье»: первые уроки

Пивень Д. В.
ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ»: ПЕРВЫЕ УРОКИ