Национальное самоопределение

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Национальное самоопределение
ключевой принцип национальной политики, наиболее полное выражение демократизма в национальных отношениях.

Источник: Политико-терминологический словарь

Национальное самоопределение
ключевой принцип национальной политики, наиболее полное выражение демократизма в национальных отношениях. Выступает в трех важных аспектах: самоопределение может привести к государственному отделению, что для многонациональных государств может означать распад; может означать добровольное выражение воли народа, вхождение наций в союзное государство, образование федеративных многонациональных государств; интеграция давно живущих своей самостоятельной жизнью национальных государств в крупных образованиях, в которых совмещается, согласуется национальный суверенитет с прогрессивными процессами интернационализации и интеграции, не ущемляя государственного суверенитета наций. Следует четко отделять национальное самоопределение от сепаратизма.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Национальное самоопределение
ключевой принцип национальной политики, наиболее полное выражение демократизма в национальных отношениях. Как принцип оно родилось из исторического опыта национальных движений и формирования национальных государств ХУШ-Х1Х вв., из мирового опыта решения национального вопроса. Национальное самоопределение нашло воплощение в образовании национальных государств в Европе, в мирном, добрососедском сожительстве наций в Федеративном государстве (в Швейцарии, когда она была таковым), в демократическом решении вопроса о выходе нации из состава единого государства и образовании самостоятельного национального государства (отделении Норвегии от Швеции. Финляндии от Советской России и т. д.).
Проблема национального самосознания крайне сложная в теоретическом и острая в политическом отношениях. Националистические силы и тенденции всегда настаивали на безусловном и немедленном отделении, добиваясь методами сепаратизма (сепаратизм - лат. separates - стремление к обособлению, отделению) и национальной вражды, распада многонациональных государств, имперского мышления и великодержавных политических лозунгов добиться национального самоопределения любой ценой, в том числе и при помощи насилия (часто вооруженного), сохранить имперские структуры (классический пример - политика самодержавия в дореволюционной России в отношении народов Северного Кавказа, в частности чеченского народа). Но единственный путь добровольного объединения наций и народов в едином многонациональном государстве - эго подлинно демократическое решение национального вопроса, реализация права народов на свободное самоопределение (это право на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства было закреплено в программе партии большевиков в России еще до победы Октябрьской революции 1917 года и реализовано после ее победы. Через многие десятилетия оно было нарушено при Ельцине в отношении того же чеченского народа).
Что же такое национальное самоопределение, каково его демократическое содержание? В настоящее время, после инициированного внешними и внутренними силами (Горбачев. Ельцин. Л.Н.Яковлев и др.) распада Советского Союза, наблюдается некоторая настороженность в отношении национального самоопределения. Нередко появляются идеи (хотя они, что очень важно, и не реализуются на практике), сводящие принцип национального самоопределения исключительно к праву на отделение, к сепаратизму. Как известно, вертикаль власти, созданная в Российской Федерации в конце XX века - в начале XXI столетия сводит эти идеи на нет, исключая опасность разобщения наций и народностей в стране. На практике национальное самосознание выступает в грех важных аспектах. Во-первых, самоопределение может на деле привести к государственному отделению. Для многонациональных государств (не только России) это может означать распад, их расчленение (так в силу объективных причин и субъективных факторов распался Советский Союз). Во-вторых, национальное самоопределение может означать на практике и добровольное, на основе демократического выражения воли народов, вхождение наций в союзное государство, образование федеративных многонациональных государств. Наконец, в-третьих, ныне происходит интеграция давно живущих своей самостоятельной жизнью национальных государств в крупных образованиях, например в ЕЭС, в которых совмещается, согласуется национальный суверенитет с прогрессивными процессами интернационализации и интеграции. Такие образования лучше отвечают интересам национального процесса, не ущемляя государственного суверенитета наций. Собственно, национальное самоопределение и есть демократическое право каждой нации определять свою судьбу, какие выбрать формы государственного существования, какие связи и отношения установить с другими народами в интересах общественного процесса. Быть за национальное самоопределение - значит быть против насильственного удержания любой нации в границах данного многонационального государства, перестать сверху определять судьбу нации, не считаясь с демократически выраженной её политической волей.
Образование многонациональных государств - это объективная историческая общемировая тенденция, ее можно в какой-то мере сдержать, но отменить невозможно. Право на национальное самоопределение как раз и отвечает на сложный вопрос: как, какими путями и средствами направить эту объективную тенденцию на объединение народов, на использование в интересах всех нации преимуществ интеграции? Объективно национальное самоопределение - это национальная свобода, свободное выражение нацией своей воли и свободная ее реализация. В.И.Ленин дал блестящее толкование сути самоопределения наций с позиций глубокого демократизма в работе «Итоги дискуссии о самоопределении» (1916 г.), а после революции 1917 г. эта идея была реализована на практике.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

Национальное самоопределение
это право народов свободно устанавливать свой политический статус и свободно обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие. К способам осуществления народом права на самоопределение относятся создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним либо установление другого политического статуса, свободно определенного народом. Понятие «народа как субъекта права на самоопределение» включает два содержательных момента: 1) право народа на самоопределение; 2) пределы права народа на самоопределение. 1. Право народа на самоопределение необходимо отличать от права нации на самоопределение. Формой самоопределения нации как общности граждан, объединяемых государством, единство которого они олицетворяют, является формирование суверенного государства, в том числе путем отделения от другого государства. Самоопределение народа как этно-территориальной общности предполагает политико-территориальную организацию во внутригосударственных отношениях, т.е. самоопределение народа реализуется путем образования субъекта федерации, территории местного самоуправления, использование различных форм национальнокультурной автономии. Поэтому самоопределение народа исключает создание суверенного государства. Для создания суверенного государства народ должен быть признан на международном уровне как нация, имеющая права на суверенную государственность. В России принцип самоопределения народов был закреплен в Декларации прав народов России (ноябрь 1917 г.) и Договоре об образовании союзных республик (декабрь 1922 г.), где им предоставлялось право свободного выхода из Союза ССР. В этом случае была допущена подмена понятия права народа на самоопределение внутри России понятием права нации на самоопределение вплоть до отделения и создания самостоятельного государства. Подобное исторически сложившееся искажение принципа национального суверенитета позволило уже в 90-х гг. в принятых декларациях о государственном суверенитете ряда Северо-Кавказских республик осуществить подмену права народа на самоопределение правом нации на самоопределение в форме суверенного государства.
Иногда эти понятия ставятся рядом и отождествляются. Однако как альтернатива искаженному толкованию принципа национального суверенитета наметилась и другая тенденция - утверждение идеи наднациональности народа как носителя права на самоопределение. В конституции республики Адыгея многонациональный народ Республики провозглашается единственным источником власти. 2. Право народа на самоопределение имеет свои ограничения, связанные с принципом государственного суверенитета федерации и ее территориальной целостности. Поэтому допускаются такие формы самоопределения, которые не влекут за собой изменения в федеративном устройстве - административно-территориальная автономия, территории местного самоуправления, национально-культурные автономии. Реализация права народа на самоопределение в виде сецессии возможно при следующих условиях: 1) развитие народа в течение долгого исторического времени в составе конкретного государства свидетельствует о невозможности интеграции или мирного сосуществования с государственной системой и культурой другой нации; 2) разработка конституционно-правовых основ возможностей выхода из состава федерации; 3) конституционно-правовой порядок выхода из состава федерации должен сопровождаться гарантиями и механизмами защиты граждан, субъектов федерации и федерации в целом; 4) принятие решения населения о выходе из состава федерации должно осуществляться путем демократически организованного референдума, обеспечиваемого легитимной властью.
Основополагающее политическое требование заключается в том, что самоопределение народа возможно в том случае, если не повлечет за собой нарушение прав других народов. В Конституции Российской Федерации (ст.5 ч.З) говорится о праве народов на самоопределение в Российской Федерации, то есть в соответствии с принципом государственного суверенитета РФ, ее территориальной целостности субъекты РФ не обладают правом на самоопределение вне РФ и соответственно - на односторонний выход из состава России. Однако отдельные Северо-Кавказские республики трактуют принцип народов на самоопределение расширительно, усматривая в нем возможность объявления одностороннем порядке государственной независимости и выхода из состава РФ. Одностороннее провозглашение независимости Чечни ее органами государственной власти не только не поставило данную республику вне конституционного и государственного пространства, но и привело к вооруженному конфликту. Возможно, с чеченским сепаратизмом было бы бороться легче, если бы там был своевременно проведен референдум, когда националистические тенденции только проявлялись и большинство населения отвергало сепаратизм. Выражение воли народа в формах непосредственной демократии выступает эффективным способом улаживания противоречий, возникающих в результате проблем реализации народом права на самоопределение.

Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
136.54 кб

Самоопределение народа: национальный менталитет

Кузнецова Евгения Владимировна
Представлены взгляды различных отечественных и иностранных исследователей в области философии, истории, культурологии на проблему национального менталитета, выделяются географический, политический, экономический и культурный факто
Читать PDF
537.11 кб

Национальное самоопределение Каталонии: за и против

Дронова Светлана Юрьевна
В статье рассматривается современная политическая ситуация в Каталонии и вопрос самоопределения региона.
Читать PDF
350.36 кб

Дискуссии о национальном самоопределении в финляндской прессе

Протасова Е.Ю.
В статье рассматривается специфика обсуждения признаков национальной идентичности в финляндской прессе сквозь призму статистических данных и наиболее существенных для самоопределения общих черт представителей народа.
Читать PDF
475.56 кб

Крымские татары: от национальных амбиций к религиозному самоопределению

Лункин Роман Николаевич
Анализируются культурная и общественно-политическая роль ислама и религиозная политика властей в Крыму после 2014 г. на фоне российско-украинского кризиса.
Читать PDF
119.05 кб

К вопросу о выражении национального самоопределения в национальной идее

Финк Рудольф Александрович
Статья посвящена проблеме формирования представлений общества о своей самобытности, которая понимается как проблема национального самоопределения.
Читать PDF
232.23 кб

К вопросу о роли Музея в воспитании национального самоопределения у детей

Яковлева Жанна Викторовна
Статья посвящена вопросам воспитания национального самоопределения детей в рамках музейной педагогики в условиях нарастающей тенденции увеличения этносов и субэтносов с целью создания бесконфликтного этнического пространства на те
Читать PDF
146.61 кб

Эвристический смысл национальной идеи в перспективе самоопределения России

Моисеева Нелли Алексеевна
Статья посвящена анализу русской национальной идеи в контексте современных реалий, где соединяется новое содержание с бытием национальной идеи.
Читать PDF
247.87 кб

Векторы и перспективы развития национального самоопределения народов России

Халамханов К. Х.
Статья посвящена национального вопросу в современной России. Дается анализ парадигм и подходов к будущему национального самоопределения народов России.
Читать PDF
320.58 кб

Народный суверенитет, национальное государство и "право наций на самоопределение"

Рагозин Н.П.
Настоящая статья посвящена актуальной проблеме взаимосвязи понятий «народный суверенитет», «национальное государство» и «право наций на самоопределение».
Читать PDF
556.90 кб

Кто мы? Историческая память и национальное самоопределение в постсоветской России

Глебова Ирина Игоревна
В конце ХХ в., при переходе от СССР к России, коллективный «мы-образ» подвергся пересмотру по всем параметрам и на всех уровнях государства, общества, отдельного человека. Анализ его результатов дает эффект de ja vu.
Читать PDF
640.49 кб

Этническая культура в контексте национального самоопределения кабардинского народа

Анисимова Анастасия Михайловна
В статье показано, что тектонический разлом, порожденный крушением СССР, обернулся поисками национальной идентичности не только в бывших советских республиках, но и у малых народов России.
Читать PDF
185.72 кб

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И КОНСОЛИДАЦИИ ПРИДНЕСТРОВСКОГО НАРОДА

Галинский Ярослав Олегович
В статье рассматривается вопрос поиска и формирования национальной идеи Приднестровья. Автор анализирует изначальные процессы становления приднестровской государственности как основы формирования национальной идеи.
Читать PDF
211.41 кб

Идея национального самоопределения Южной Осетии в условиях разделенности осетинского народа

Санакоев И.Б.
Статья посвящена исследованию идеи национального самоопределения Южной Осетии в контексте разделенности единого осетинского народа.
Читать PDF
138.90 кб

Национальная идентичность как условие культурного и духовного самоопределения современной России

Маршак Аркадий Львович
На основе социологической характеристики современного социокультурного состояния общества в статье дается анализ идентификационных процессов, поднимаются актуальные вопросы национальной идентичности как условия культурного и духов
Читать PDF
151.59 кб

Проблемы, противоречия и перспективы национально-культурного самоопределения в контексте региональны

Папян В. Ю.

Найдено книг по теме — 1