Национальная школа на Юге России

Найдено 1 определение
Национальная школа на Юге России
соц. ин-т, направленный на воспроизводство личности как носителя этнической культуры в условиях совр. индустриально-развитого обва, самим своим функционированием стирающим этнокультурные различия, унифицирующим социально-экономические и культурно-бытовые условия жизни людей. Основополагающим принципом формирования и функционирования Н.ш. в России в целом являлось включение нативного языка в систему образования, осуществляемого на гос. (рус.) языке. Цель Н.ш. - реализация задачи этнической социализации юношества. Ин-т нац. образования в России функционировал преимущественно в сельских этнич. регионах. Однако роль нативного языка в системе образования изменялась вместе с развитием об-ва и отношением гос-ва к потребности в поддержании этничности малочисленных народов. Н.ш. на Ю.Р. прошла ряд этапов своего становления. Возникнув в досов. период в так называемых «нац. окраинах» страны, была направлена на укрепление имперской государственности, в том числе посредством русификации автохтонных народов. Однако, данная политика проводилась непоследовательно, касалась незначительной части учащихся, из числа к-рых готовились гос. чиновники. Важной задачей Н.ш. после Октябрьской революции стало проведение образовательной политики на массовом уровне как необходимой ступени для подготовки населения к индустриальным профессиям и для формирования единого гражданско-политич. сознания населения страны. Удовлетворение школой технократических потребностей сов. индустриального об-ва осуществлялось на основе расширения сфер функционирования рус. языка и, как следствие, сужения сфер применения родных языка и культуры. Это привело к обретению населением Ю.Р. (отличающемся высоким уровнем этнокультурной мозаичности) черт историко-культурной общности на базе рус. языка и рус. культуры. Однако эта тенденция обусловила одновременно и рост унификации образования, что воспринималось коренным населением как ассимиляционная тенденция. Реальные истор. условия, в к-рых в начале 90-х гг. была предпринята попытка реформирования Н.ш. на Ю.Р., препятствуют развитию мульти культуральной модели. Поэтому в настоящий период Н.ш. функционирует как билингвальная, основной проблемой ее развития явл. разработка эффективной языковой стратегии. Наиболее активно проблема формирования билингвизма обсуждается в Адыгее, КБР и Северной Осетии-Алании, в результате чего были сформированы два варианта двуязычия - «национально-русский» и «русско-национальный». Попытки формировать билингвизм как предпосылку мультикультурализма на основе сформированной на первой ступени обучения языковой (речевой) способности ребенка в отношении первого (родного) языка оказались проблематичными в силу недостаточной языковой компетенции, сформировавшейся у детей на родном языке к периоду обучения на второй ступени. Данное обстоятельство объясняется перегруженностью учебных программ и необходимостью учитывать факт перехода на рус. язык на второй ступени обучения. У детей, закончивших начальную школу на родном языке, при переходе на вторую ступень обучения фиксируется высокий уровень функциональной русскоязычной неграмотности. Осуществление преобразований в Н.ш. потребовало значительных инвестиций, как для подготовки кадров, так и для выпуска учебной литературы. Попытки решить данные проблемы выразились в создании отдельных учебных планов для многонациональной и национальной (нерусской) школ, выпуске учебников для школ первой ступени на родных языках и т.д. Республики Ю.Р. неравны по социально-экономич. потенциалу, территориальному статусу и демографическим характеристикам, что отражается на возможности инвестировать средства для развития Н.ш. и создания инфраструктуры для расширения функционирования нац. языков. Так, по данным на 1998 г. Н.ш. развивались далеко не во всех республиках. Собственно Н.ш. (школы с родным языком обучения) развиваются в Осетии, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Дагестане, где они открыты большей частью для детей-представителей титульных этносов. Некоторое число Н.ш. открыто армянскими диаспорами в Краснодарском и Ставропольском краях и Ростовской области. Объективные условия, сложившиеся на Ю.Р. к концу XX в., - экономии, отсталость и территориальный вопрос (проблемные территории из-за которых периодически возникают межэтнические конфликты), - свидетельствуют о неперспективности сохранения замкнутого (ограниченного рамками республик) культ, пространства и требуют поиска модели межкульт, взаимодействия народов. Процесс перехода каждой из республик на модель нац. образования не всегда способствует развитию тенденции культ, сближения народов. Этнич; (нац.) образование ориентировано все же на акцентирование ценностей монокультуры, даже если ее освоение периодически опирается на сравнительный анализ (например, адыгская культура - рус. культура - балкарская культура). Мультикультурную школу характеризует взаимозависимость, взаимосравнение, взаимообмен и равенство вступающих в диалог представителей различных культур и незакрепленность индивида за группой. В наст. вр. республиканские учебные планы в юж-рос. республиках унифицированы на основе Базисного учебного плана, утвержденного Министром образования РФ в июне 1993 г. Помимо гос. образовательных стандартов в этом плане содержится вариативная часть (рег. компонент), отвечающая целям учета нац., рег. и местных социокульт. особенностей и традиций. На уровне образовательной политики Н.ш. рассматривается как билингвальная и для ее развития созданы правовые условия; однако, не осуществляется должное инвестирование данного ин-та и, как следствие, отсутствует технологически проработанная концепция решения педагогическими средствами поставленной проблемы.

Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.

|