НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
совокупность важнейших и признанных обществом стратегических целей государства.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

национальная идея
Nationale Idee. National idea Н.и. понимается как свод основополагающих принципов и целей существования и развития нации, государства, например, «Москва – третий Рим», «Православие. Самодержавие. Народность», «Наша цель – коммунизм!», «Перестройка, гласность, ускорение». В России современную Н.и. ищут в духовной и религиозной сфере, в экономике и политике, в историческом прошлом и в опыте других государств.

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
систематизированное, устойчивое ко времени обобщение национального самосознания, представленное чаще всего в форме социально-философских или общественно-политических, художественных произведений, т. е. могущее иметь как рациональный, так и образный вид.
Например, есть высказывания Эмерсона, Вильсона и Адамса о миссии Америки, которая должна управлять миром, а есть «образ» американской мечты («чистильщик сапог, который стал миллионером»), который тиражировался писателями, киноиндустрией. Национальная идея как бы отвечает на вопрос о смысле бытия определенной исторической общности: этноса, народа, нации, государства, отвечает на вопрос об их специфике, духовной миссии.
Национальная идея конкретизируется целым рядом вопросов, характеризующих ее содержание. Среди них вопросы о «начале» исторической судьбы народа, вопрос о важных исторических победах, о поражениях, оставивших исторический шрам, о точках развилки истории и сделанном историческом выборе, об историческом будущем и целях существования, о специфическом месте на карте мира, среди соседей, в мировой культуре и мировом разделении труда, об основаниях и чертах народного характера и проч.
Национальная идея часто представляется как продукт произвольного исторического конструирования или выбора великих политических деятелей («князь Владимир выбрал православие как религию и крестил Русь», Петр I «Россию поставил на дыбы», повернул в сторону Европы» и т. д.), но в то же время другие мыслители настаивают на нечеловеческом происхождении национальных идей («Идея нации есть не то, что она сама о себе думает во времени, но то, что Бог думает о ней вечности», — писал В. Соловьев).
Россия на протяжении своей истории сменила несколько «национальных идей». После возникновения именно русского государства (до того это были различные славянские и финно-угорские племена) князь Владимир принял православие в качестве государственной религии и идеологии. Монгольское нашествие и потеря суверенитета привели к тому, что собственная идентичность стала переживаться наиболее остро, появилось множество монастырей, святых. Это был период «Святой Руси». Падение Византии и освобождение от ига Орды позже вообще сделало Россию чуть ли не единственной сильной православной державой, возникла концепция «Третьего Рима».
Смутные времена были связаны с поиском новой идентичности, колебаниями между приверженностью старым порядкам и мессианством России и влиянием Европы. Петр I разрешил это противоречие, начав вестернизацию России, но с дальней целью — саму Россию сделать лидером Европы (чтобы Россия рожала «собственных платонов и быстрых разумом невтонов»). XVIII в. был веком увлечения Голландией, Германией, Францией, вообще Европой в России.
Иллюзии кончились после похода Наполеона и победы русских, когда стало ясно, что Европа больше ничему Россию научить не может и сама слабее духом, сама переживает закат. Чаадаев, Пушкин, Достоевский, Соловьев, Федоров и другие мыслители вновь ставят вопрос о предназначении России.
Вопрос в целом решался в консервативном духе: Россия — страна, которая должна спасти мир от одностороннего механистического бездуховного материализма Запада, любовью скрепить все человечество, Запад и Восток, объединить все начала, дать религиозное основание науке и технике, накормить и одеть угнетенных и страждущих. XX в. можно рассматривать как неожиданную реализацию этого принципа, либо переинтерпретацию, обновление национальной идеи.
СССР видел своей миссией освобождение человечества от эксплуатации, построение самого правильного и справедливого общества, с прогрессом, служащим человеку. Москва претендовала на роль эталонного коммунизма, все отклонения от которого считала ревизионизмом.
Крах советского проекта привел к новому смутному времени, сейчас вопрос о национальной идее для России более чем актуален. Гарантированно суверенен только тот народ, чей суверенитет никто не только не может, но и не хочет колебать. А это возможно только тогда, когда народ обладает ценностью в глазах других народов, когда он уникален, незаменим и неповторим, когда несет миссию, нужную другим народам. Когда он, говоря языком рынка, имеет «уникальное торговое предложение», «уникальное позиционирование». Но мало быть уникальным: Северная Корея тоже уникальна. Важно быть нужным другим, быть востребованным. Если Россия не связана ни с какой ценностью, ни с чем дорогим, то ее никто не будет беречь, ни мы сами, ни соседи, никто в мире.
Тот, кто хочет быть сувереном, гарантированным сувереном, тот должен обеспечить себе такое место в мире, когда другие государства предпочтут умереть сами или нанести вред себе, нежели покуситься на того, кого считают воплощением некой духовной ценности.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

|

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
87.29 кб

Комфорт как национальная идея

Кащенко Татьяна Леонидовна
The author considers the problem of necessity to take into account the psychological factor in the process of political decision making and the problem of using the concept «comfort» in the modern Russian policy.
Читать PDF
471.15 кб

Национальная идея через рекламу

Зайка А.Ю., Пискорская С.Ю.
С завидной периодичностью все СМИ страны в один голос вещают нам об очередной обретенной национальной Идее. Начинается якобы бурная деятельность по Возрождению России.
Читать PDF
206.15 кб

Национальная идея и свобода духа

Иванов Николай Лаврентьевич
Тема статьи посвящена взаимодействию национальной идеи и свободы духа. Субъект исследования трансформация этой идеи в европейском и русском обществе и политические и социальные следствия этой трансформации.
Читать PDF
328.21 кб

Национальная идея российского народа

Телемтаев Марат Махметович
«Успешная Семья, Полноправная Мать-Земля, Рачительное Государство» предлагаемая формула национальной идеи.
Читать PDF
76.48 кб

Русская идея и национальная философия

Фриауф Василий Александрович
Читать PDF
78.16 кб

Национальная идея: выучить русский язык

Грибов Л.
Читать PDF
644.32 кб

Свобода, корпорация и национальная идея

Шамолин Роман Валентинович
В статье идет речь о базовом антропологическом конфликте, который существует между собственно человеческой, неопределенной и свободной составляющей человека, и его биологическим, животным началом.
Читать PDF
530.03 кб

Национальная идея для современной России

Крюкова Екатерина Леонидовна, Лемьева Ирина Витальевна, Ларионова Анна Анатольевна
В статье представлены результаты исследования восприятия национальной идеи России гражданами страны. В анкетировании приняли участие 170 респондентов, при этом возраст большинства опрошенных составил менее 35 лет (145 человек).
Читать PDF
178.05 кб

Концепция безопасности и национальная идея

Юрченко В. М.
Читать PDF
275.20 кб

Российская интеллигенция и национальная идея

Узлов Юрий Андреевич
В статье рассматривается историческая роль интеллигенции как носителя национального и общественного самосознания.
Читать PDF
506.90 кб

Неоиндустриализм как национальная идея России

Некрасов С. Н.
Разработка концепции неоиндустриальной системы в отличие от западной концепции постиндустриализма нацелена на теоретический и практический отрыв как от нынешней разрушенной производительной системы, так и от советской экономико-по
Читать PDF
90.04 кб

Национальная идея глазами неправославных верующих

Куропаткина О. В.
Автор анализирует трактовку национальной идеи России разными группами неправославных верующих: католиков, протестантов, мусульман, иудаистов, буддистов и представителей традиционных языческих верований.
Читать PDF
155.32 кб

Национальная идея в историософии Е. Н. Трубецкого

Кузнецова С.В.
В статье анализируются идеи смысла и роли нации в историческом процессе, вопросы патриотизма и национализма, представленные в историософии русского мыслителя Е. Н. Трубецкого.
Читать PDF
212.10 кб

Национальная доктрина образования и «Русская идея»

Фомичева О. Б.
Модернизация образования в определённой степени становится фактором раскола российского социума. В статье рассматриваются аксиологические основания проводимых реформ в контексте их сопряжённости с русской идеей
Читать PDF
426.09 кб

Национальная идея России и идеологема «План путина»

Ирхин Юрий Васильевич

Похожие термины: