моральное, политическое, этическое качество человека, которое заключается в способности противостоять опасностям, проявлять стойкость, преодолевать страх смерти - одна из основных добродетелей, связанных с особым чувством патриотизма, объединяющего людей в борьбе с внутренними, но еще чаще - с внешними опасностями. Что касается внутреннего аспекта проблемы, то мужеством, очевидно, следует назвать готовность идти до конца в борьбе с антинародным режимом (диктаторским, тоталитарным, султанистским и т. п.), цель которой утверждение в антинародном государстве политической свободы, свободы слова, демократического порядка, способности идти на жертвенный поступок, по существу совершать подвиг ради благополучия и счастья других граждан (даже если это касается противостояния правящей политической элиты или тирана, стоящего во главе государства).
Особые условия развития классового общества ещё в Древней Греции породили необходимость существования благородной элиты, задачей которой стала, прежде всего, защита общества от внешних врагов, обеспечение его безопасности. Воинская доблесть, стремление к славе. героизм, служившие основой индивидуальной мотивации поведения при защите родины, были неизбежно связаны с волевыми качествами, требующими преодоления страха (в том числе и перед смертью). Это и делало мужество столь актуальным для той эпохи и для последующих эпох.
Аристотель (384-322 до н. э.) в работах «Политика» и «Афинская полития» (найдена в ходе раскопок в 1890 г, в Египте) определял мужество как промежуточное положение между трусостью и безумной отвагой. И трусость, и безумная отвага являются в его представлении пороками, т.к. их суть неумеренное проявление страстей человека («ничего сверхмеры»). По своей природе мужество ближе к безумной отваге, чем к трусости. Тем не менее, мужеством не является, с точки зрения Аристотеля, ни тот, кто действует, охваченный страстью, рожденной в пылу атаки, ни тот, кто действует умело и поражает врага, фактически не подвергая свою жизнь опасности. Основу мужества составляет не то и не другое, а стремление к прекрасной цели. Во имя неё человек и совершает мужественные поступки, преодолевая страх перед опасностью, т.е. мужество заключается в преодолении человеком самого себя, победе над собой, а не только над внешним противником. Победа над самим собой самая трудная, самая значимая победа.
Поскольку мужество напрямую связано с патриотизмом, с готовностью защищать свою Родину, то возникает естественный вопрос: почему и в тоталитарном обществе, например, в бывшем Советском Союзе, самопожертвование было столь массовым явлением (подвиги: Николая Францевича Гастелло (1907-1941); Зои Анатольевны Космодемьянской (1923-1941):Александра Матвеевича Матросова (1924-1943) и многих тысяч других патриотов) в государстве, которое, по мнению большинства политологов, было тоталитарным, а в демократических странах носило исключительный, единичный характер? Очевидно, ответ на этот вопрос даст сам пытливый читатель, поскольку словарь основных политологических терминов не может содержать (возможно субъективной) оценки его составителя. Этот словарь отражает лишь сущность, генезис, развитие и современное толкование политологических понятий (хотя, как известно, нет правил без исключений, в том числе при составлении настоящего словаря политологических терминов).
236.15 кб
Социальная политика правительства г. Шрёдера: мужество ради перемен
В статье исследуется кризис социального государства в объединенной Германии. Автор акцентирует внимание на социальных реформах Герхарда Шрёдера, проводимых в период с 1998 по 2005 гг.