МОРСКАЯ БЛОКАДА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МОРСКАЯ БЛОКАДА
система мер, предпринимаемых во время вооружённого конфликта с целью прекращения доступа к морскому побережью противника, чтобы вынудить его отказаться от использования собственных или оккупированных им портов, военно‑морских баз, побережья и примыкающих к ним морских вод для торговых и иных связей морем с другими государствами. Воюющие государства, объявляя М. б., стремятся прервать морские коммуникации неприятельского государства, чтобы максимально ослабить экономические ресурсы противной стороны и лишить её возможности торговли с нейтральными странами. М. б. затрагивает интересы и невоюющих государств, поскольку она препятствует поддержанию сообщений с блокируемым районом и всякие попытки судов проникнуть туда могут закончиться захватом их блокирующей державой. М. б. регламентируется правилами Парижской (1856 г.) и Лондонской (1909 г.) деклараций и обычными нормами международного права. В соответствии с Лондонской декларацией (1909 г.), при объявлении М. б. должны указываться дата начала блокады, географические границы блокируемого побережья и срок, который даётся нейтральным судам для выхода из блокируемых портов. М. б. может осуществляться и в мирное время в качестве принудительных действий против государства – нарушителя норм международного права. В частности, в Уставе ООН М. б. рассматривается как возможная коллективная мера для восстановления и поддержания международного мира и безопасности, предпринимаемая по решению Совета Безопасности ООН.

Источник: Государственная служба в регионе. Глоссарий 2011 г.

МОРСКАЯ БЛОКАДА
международно-правовое регулирование) - изоляция портов, проливных зон, участков или всего побережья блокируемого государства в целях пресечения его внешних связей через море и воспрещения выхода сил его флота за пределы блокируемого р-на. Правила М. б. изложены в Лондонской декларации о праве морской войны 1909. Эта декларация не вступила в силу, но, тем не менее, считается важным международно-правовым документом в области законов и обычаев войны. В соответствии с Лондонской декларацией М. б. может применяться только к портам и побережью противника и не должна преграждать путь к нейтральным портам. М. б. признается обязательной для соблюдения, если о ней надлежащим образом объявлено (указано время ее начала, географические границы, сроки для выхода нейтральных судов из блокируемых портов и т. п.). Преднамеренное нарушение М. б. влечет за собой конфискацию судна и его груза. Критериями законности любой блокады, в т. ч. и морской, служат общепризнанные принципы и нормы международного права, в первую очередь те, которые содержатся в Уставе ООН и агрессии определении. В соответствии со ст. 42 и 51 Устава ООН М. б. правомерна лишь в 2 случаях: при необходимости предпринять действия, направленные на поддержание или восстановление международного мира и безопасности по решению Совета Безопасности ООН, и при осуществлении государствами их неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону. В любых др. случаях блокада (независимо от объявления войны) противоправна и рассматривается как акт агрессии. Наряду с М. б. известны также случаи сухопутной и воздушной блокады. Кроме того, существует общий термин блокада, который нередко применяется для характеристики раз личных методов эконом, и полит, изоляции.

Источник: Краткий словарь дипломатических терминов, 2005 г.

Морская блокада
старейшая форма экономических санкций, получившая развитие в XIX в. Страна или коалиция стран развертывали свой флот у берегов государства, с которым она формально не состояла в состоянии войны, с целью блокады отдельных портов или целого побережья для прекращения морской торговли. Большинство блокад осуществлялись при начале военных действий, но история знает блокады и без объявления войны. Сам термин «морская блокада» был введен в 1850 г. для обозначения торговой блокады без объявления войны. Как правило, блокады проводились мощными в военном и экономическом плане государствами, и их действия зачастую рассматривались как международные полицейские акции.
Первая известная М.б. относится к 1827 г., когда во время греческой борьбы за независимость от Турции Великобритания, Франция и Россия развернули свои флоты у побережья Греции, с тем чтобы прервать снабжения турецких войск в континентальной Греции. Ни одна из великих держав формально не воевала с Турцией, и командующим флотами были даны инструкции не начинать военные действия первыми, но конфликт с турецким флотом все-таки случился. Произошла известная битва при Наварине, в ходе которой был уничтожен весь турецко-египетский флот.
В период между 1827 г. и началом Первой мировой войны в разных частях земного шара была осуществлена 21 М.б. Как правило, их проводили сильные европейские государства в отношении слабых государств Азии и Латинской Америки. Морские блокады осуществлялись против Турции, Португалии, Голландии, Колумбии, Панамы, Мексики, Аргентины, Сальвадора. Почти всегда объекты блокады представляли собой слабые в военном и экономическом плане государства, а странами – субъектами блокады, напротив, становились Великобритания (12 раз), Франция (11 раз), Италия и Германия (по 3 раза), Россия и Австрия (по 2 раза), Чили (1 раз). Как правило, великие державы предпочитали действовать в одиночку, и только 7 раз из 21 они действовали в коалиции.
Вопрос о международной легитимности М.б. не поднимался до XX в., времени образования Лиги Наций. Хотя во все документы термин М.б. не вошел, в ст. 16 ее Устава было записано положение о праве коллективных экономических и военных санкций против государств, которые в нарушение положений Устава о решении международных споров мирным путем прибегали к военным методам разрешения конфликтов. (М.В. Братерский)

Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.