Монетизация льгот

Найдено 1 определение
Монетизация льгот
Важнейшим этапом социально-экономических реформ, которые были начаты в 2004 г. и в настоящее время только набирают обороты, стала замена льгот денежными компенсациями, так называемая монетизация льгот. Сегодня, когда реформа по сути своей завершена, можно подвести некоторые ее итоги. Анализ ситуации в преддверии и на всем протяжении этого процесса позволяет констатировать, что она имела для российского общества особое социальное значение, стала в некотором смысле феноменом наших дней. Благодаря монетизации, впервые за последние годы был открыт ранее «закупоренный» канал обратной связи между властью и обществом — вызванные реформой массовые протесты донесли до власти определенную и четко артикулированную реакцию общества на ее действия.
С другой стороны, монетизация — вполне рядовой социальный проект власти, стоящий в ряду других, не менее важных для населения процессов — реформы медицины, образования, ЖКХ. Более того, негативные ожидания россиян в отношении других преобразований были даже выше. Например, в связи с реформой ЖКХ ухудшения своего материального положения ожидали 72% россиян, а в связи с монетизацией — 27% (при том, что самих льготников среди россиян было 30–31%, имели льготников среди членов семьи еще 30%). Причин, вследствие которых реформа льгот вызвала столь бурную реакцию населения, было несколько.
Монетизация льгот вошла в противоречие с теми настроениями и ожиданиями, которые сложились в обществе к началу 2004 г. Тогда господствовали надежды, что высокие показатели социально-экономического развития страны вот-вот конвертируются в рост личного благосостояния граждан. Надежды эти подкреплялись декларированной в ходе выборной президентской компании установкой на борьбу с бедностью. Однако первая же реформа — монетизация — затронула интересы самых незащищенных, уязвимых и малообеспеченных слоев населения, традиционно имеющих низкие показатели материального благосостояния, качества и уровня жизни и являющихся объектом социальной поддержки государства.
Льготы были важным фактором и условием поддержания материального положения, а часто — и выживания их получателей.
О существенном влиянии их на свое благосостояние, по данным ФОМ, заявляли 56% россиян-льготников и 51% членов их семей.
Поэтому любые манипуляции с размером и порядком предоставления льгот, не говоря уже о самом праве их получения, были восприняты столь болезненно.
Негативные ожидания от монетизации подпитывались также опасениями, что из-за вброса в экономику денежных средств, направляемых государством на выплату компенсаций, произойдет заметный рост инфляции — так думали в первые месяцы реформы 51% россиян. При этом инфляция стоит в современной России в ряду 3–4 самых серьезных, по мнению населения, проблем, и потому угроза ее роста является важным негативным фактором социальных настроений.
То, что монетизация была «подана» обществу в составе целого пакета запланированных социальных реформ и то, что в целом все они ориентированы на либерализацию этой сферы, было воспринято обществом как уход государства из «социалки». По выражению одного из респондентов, «государство повернулось к своим гражданам спиной». Следует помнить, что социальная роль государства имеет в глазах россиян особое значение, является важной ценностью организации общества. Большинство наших сограждан (64%) уверены, что им лично и их семьям необходима помощь государства. Выбирая модель социальной политики государства, которую они считали бы приемлемой для России, почти половина россиян (44%) заявляют, что государство должно помогать всем нуждающимся, тогда как «адресную» помощь обездоленным выбирают только 19%. Кроме того, льготы воспринимались многими как свидетельство уважения и признания обществом и властью их заслуг перед страной, а монетизация, соответственно, как «капитализация» социальных ценностей, стремление государства заменить деньгами нематериальные по своей сути смыслы. Что касается собственно денежных компенсаций, то подавляющее большинство льготников (85%) полагают, что они ниже, чем увеличение расходов, связанное с отменой льгот. По мнению 2/3 из них разница между тем, что льготники имели, и тем, что они получили в результате монетизации, очень велика. Следует подчеркнуть, что «аппетиты» самих льготников в отношении желаемых размеров компенсаций вполне умеренны. На выплаты, которые «зашкаливали» бы по отдельным видам льгот за 2000 руб., претендуют лишь единицы. Ориентируясь на то, как увеличиваются их расходы в связи с отменой льгот, большинство (около 60%) оценили должные размеры компенсации на лекарства и услуги ЖКХ в пределах 500–1500 руб. Транспортные расходы, по мнению большинства, должны компенсироваться в сумме до 500 руб.
Важным фактором негативной реакции общества на монетизацию стала также непродуманная информационная и разъяснительная политика, которая сопровождала реформу. Долгое время льготники испытывали дефицит сведений о том, как конкретно будет проходить реформа, к чему она может привести. Кроме того, власть с самого начала преподносила ее как некое благо, которое ничуть не снизит, а даже улучшит материальное положение льготников. Отсюда — сильное разочарование людей, получивших весьма скромные, по сравнению с ожидаемыми, выплаты.
Как заявил один из участников фокус-групп, проводимых в ходе реформы, «ожидали чего-то позитивного, а получили дырку от бублика».
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image49.png" width="439" height="269" alt="" style="border-width:0px;"
 Эти и некоторые другие факторы, собранные «в одно время в одном месте», создали эффект мультиплицирования негативных общественных ожиданий, в результате чего монетизация сфокусировала на себе недовольство россиян политикой социальных реформ в целом. В то же время потребность в реформировании системы льгот действительно была, и многими россиянами осознавалась. В ходе фокус-групп, проведенных в начале 2005 г., сами льготники отмечали нарушение прежней системой принципа социальной справедливости, так как многие не имели возможности воспользоваться положенными им льготами; бюрократизм при оформлении документов; несоответствие системы нынешнему государственному курсу, ориентированному на рыночные отношения и т.д. Многие говорили о зарубежном опыте, когда уровень пенсий позволяет их получателям жить достойно, и вопрос о льготах не является таким острым. Поэтому в целом идея замены льгот денежными выплатами с поправкой на неудачную тактику ее реализации нашла одобрение более половины россиян (54%).
В перспективе у россиян — продолжение социальных реформ. Заглядывая вперед, почти 80% россиян полагают, что жилищно-коммунальная реформа приведет к акциям протеста по аналогии с протестами против монетизации. И здесь все будет зависеть от того, как поведет себя власть, внесет ли она какие-либо коррективы в социально-политический курс, насколько она способна прогнозировать и предупреждать ту или иную реакцию населения на свои действия.
Н. Н. Седова

Источник: Словарь политических терминов.

|

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
336.35 кб

Общественное мнение о монетизации льгот

Хахулина Людмила
Population attitude to the reform aimed at substitution of natural privileges by money compensation is analyzed in the paper.
Читать PDF
74.38 кб

Система социальной реабилитации инвалидов на Южном Урале в условиях «Монетизации льгот» (2004–2010)

Смирнов Геннадий Сергеевич, Смирнов Сергей Сергеевич
В статье в исторической ретроспективе на примере отдельного региона рассматривается практическая деятельность по реализации государственной политики в части социальной реабилитации инвалидов, вскрываются негативные последствия кур