МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Политическая модернизация
изменение политической системы и формирование новых политических институтов.

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

Модернизация политическая
совокупность приемов и средств совершенствования политической системы государства, повышение ее эффективности.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Модернизация политическая
процесс трансформации политической системы общества, связанный с изменением и обновлением институтов политической системы, изменением характера политических отношений.

Источник: Политические науки. Краткий глоссарий.

Модернизация политическая
изменение политической системы и формирование новых политических институтов. Обычно это понятие употребляется применительно к странам, осуществляющим переход к индустриальному обществу и демократическому политическому устройству.

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

Политическая модернизация
противоречивый и сопровождающийся кризисами процесс утверждения в модернизирующемся (переходящем от традиционного к современному) обществе современных норм политического участия (возможно, поначалу, не в форме представительной демократии, а в форме того или иного «просвещенного авторитаризма»).

Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.

Политическая модернизация
сложный, длительный процесс демократизации политической системы по западноевропейскому и североамериканскому образцам. Теория политической модернизации разработана американскими политологами в середине XX века для обозначения описания пути (как теория описывающая путь), по которому должны идти национально освободившиеся страны.

Источник: Геополитика. Краткий словарь.

Политическая модернизация
процесс изменения качества политической жизни и дифференциации политических институтов при переходе от традиционного общества к современному, цивилизационному обществу.
Понятие политическая модернизация было введено в политическую науку в середине XX века в связи с усложнением политической жизни, возрастанием способности политической системы к инновациям, тенденции к политическому равноправию всех социальных групп общества.

Источник: Геополитика. Краткий словарь.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
political jnodermisation, от фр modemiser, от moderne - современный, делать современным) - необходимая и закономерная тенденция функционирования и развития политической системы, проявляющаяся как объективная необходимость соответствия политической деятельности современным реалиям и требованиям, особенностям и своеобразию конкретно-исторической обстановки, ее тенденциям. М.п. является механизмом совершенствования, обновления и изменения политической системы, форм, методов, средств, приемов, технологий политической властной деятельности, а также политических программ, доктрин, концепций, целей. М.п. - важнейший показатель восприимчивости политики к изменениям, инновациям, ее гибкости, умения принимать вызовы времени и отвечать на них: Основательно продуманная и обоснованная модернизация политики не таит в себе опасности разрушения, нагнетания социальной напряженности, а является основой и гарантией политической стабильности. Сдерживание, торможение, противодействие модернизации приводит к постепенной утрате политической системой, организаций гарантий активности и оснований ее стабильности, эффективности, перспектив.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
фр. modernisation, от moderne — современный) — процесс трансформации общества, связанный с изменением, обновлением институтов политической системы, а также характера политических отношений. Теория политической модернизации возникает в 50-х гг. XX в.; основной вклад в ее развитие внесли Г. Алмонд, Д. Пауэлл, Л. Пай, С. Хантингтон и др. В отличие от термина «политическое развитие», термин «политическая модернизация» употребляется применительно к странам, осуществляющим переход от традиционного (доиндустриального, аграрного) к индустриальному обществу. В большинстве развитых современных стран политическая модернизация происходила в период с конца XVII в. по начало XX в., в течение которого возникали новые политические институты, появлялись разнообразные формы политического участия граждан в политической жизни, формировался новый тип политической культуры. Выделяют два основных типа модернизации: первичную (оригинальную), или органичную модернизацию и вторичную (отраженную), или неорганичную модернизацию. Первичная модернизация реализовывалась в США и странах Западной Европы путем эволюционного развития всех сфер общественной жизни, что привело к формированию гражданского общества и возникновению нового типа политической системы. Так, например, в Великобритании процесс модернизации политической системы, по сути, берет свое начало еще в середине XVII в., когда были существенно расширены полномочия парламента и правительства и тем самым заложены основы политической системы нового типа. В середине XVIII в. формируются первые прообразы политических партий — тори и виги, а политические реформы приводят к окончательной ликвидации абсолютизма и установлению конституционной монархии. Институциональные изменения английской политической системы заканчиваются лишь в середине XIX в. с образованием первых политических партий — либеральной и консервативной, а окончательное становление гражданского общества в Великобритании связывается с принятием закона о местном самоуправлении в самом конце XIX в. Вторичная модернизация (Россия, Бразилия, Турция и пр.) осуществлялась путем заимствования опыта развитых стран, уже прошедших этот этап. Данный тип модернизации, основанный не на объективных требованиях внутреннего развития, а на ориентации на внешние условия, отличался гораздо большей интенсивностью, но при этом и существенной неравномерностью происходивших в обществе изменений. Первоначально в политической практике политическая модернизация воспринималась исключительно как вестернизация — безусловная ориентация на американский или западноевропейский образ жизни, модели политического поведения, духовные и политические ценности. Однако попытки прямого заимствования западных политических стандартов, замена ценностей традиционного общества ценностями западной цивилизации на практике далеко не всегда оказывались эффективными, что привело к переосмыслению теории политической модернизации в 70-90 годы XX в., учету своеобразия исторических и национальных условий реформирования традиционных политических систем. В результате модернизации самой теории модернизации возникли концепции «частичной» модернизации (допускающей возможность включения традиционных институтов и ценностей в новые политические структуры), «кризисной» (регрессирующей) модернизации, «рецидивирующей» и «тупиковой» модернизации. Цитата «Чтобы прийти к демократии, требуется не копирование конституционных законов или парламентской практики некоей уже существующей демократии, а способность честно взглянуть на свои специфические конфликты и умение изобрести или позаимствовать эффективные механизмы их разрешения». Растоу Д. «Переходы к демократии: попытка динамической модели»

Источник: Новейший политологический словарь

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
изменение политической системы процессе перехода от традиционного) современному обществу.
Суть теории М.п. - в описании характера и направлений перехода от традиционного к современному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем. Можно выделить два основных этапа развития теории М.п.: 1) в 50-60-е гг. XX в. модернизация понималась как вестернизация, т.е. копирование западных устоев во всех областях жизни; в этот период господствовала идея однолинейного развития: одни страны отстают от других, но в целом они движутся по одному пути модернизации; политическая модернизация воспринималась, во-первых, как демократизация развивающихся стран по западному образцу, во-вторых, как условие и; следствие успешного социально-экономического роста стран "третьего мира" и, в-третьих, как результат их активного сотрудничества с развитыми государствами Западной Европы и США; 2) в 70-90-е-гг. связь между модернизацией и развитием была пересмотрена: первая стала рассматриваться не как условие второго, а как его функция; приоритетной целью было названо изменение социально-экономических и политических структур, которое могло проводиться и вне западной демократической модели; появляются концепции "частичной модернизации", "тупиковой модернизации", "кризисного синдрома модернизации"; более детально стали исследоваться конкретные политические процессы с учетом специфических исторических и национальных условий, культурного своеобразия различных стран.
М.п. характеризуется: созданием дифференцированной политической структуры с высокой специализацией ролей и институтов; территориальным и функциональным расширением области центрального законодательства, администрации и политической активности; постоянным расширением включенности в политическую жизнь социальных групп и интересов; возникновением и быстрым увеличением рациональной политической бюрократии; ослаблением традиционных элит и их легитимации; заменой традиционных элит модернизаторскими и др.
М.п. как и модернизация вообще, наталкивается на свои препятствия и ловушки. Наиболее распространенными из них являются: националистическая политика, крайности технократизма, игнорирующего социальные нужды общества, и популизма, приносящего в жертву социальной политике эффективность экономического развития; неспособность или нежелание политической власти распространить импульс модернизации (и плоды ее) с элитарного на массовый уровень; неглубокое, механическое восприятие современных политических ценностей и норм при фактическом доминировании традиционной политической культуры.
Политическое развитие в России на современном этапе имеет амбивалентный характер, одновременно модернизаторский и антимодернизаторский. Первая тенденция находит свое проявление в расширении включения в политическую жизнь социальных групп и индивидов, в ослаблении традиционной политической элиты и упадке ее легитимности. Вторая тенденция выражается в специфической форме осуществления модернизации. Эта специфика проявляется в авторитарных методах деятельности и менталитете политической элиты, позволяющих только одностороннее - сверху вниз - движение команд при закрытом характере принятия решений. Политический режим в России представляет собой разновидность гибридизации, основанную на сочетании демократических институтов, норм и ценностей с авторитарными (см. Делегативная демократия).
Модернизация практически никогда не сопровождается стабилизацией имеющихся политических структур. Ослабление легитимности, лихорадочные поиски властью дополнительной социальной и международной поддержки - явления, типичные для переходного периода. Российская модернизация наталкивается на множество помех политического патернализма и клиентелизм на пути не только роста уровня политического участия, но и развития системы в более широком социально-историческом смысле. Слабость инфраструктуры гражданского общества и отсутствие каналов самовыражения отдельных слоев компенсируются в России формированием множества элитных групп. Вместо развитого общественного плюрализма быстрыми темпами оформляется элитный корпоративизм.
Перспективы М.п. будут определяться способностью режима решить следующие четыре группы проблем, имеющих как общий, так и специфически российский характер: выведение из-под политического контроля преобладающей части экономических ресурсов; создание открытой социальной структуры путем преодоления жесткой территориальной и профессиональной закрепленности людей; формирование политических институтов и культуры, обеспечивающих взаимную безопасность открытого политического соперничества различных сил в борьбе за власть; создание эффективной системы местного самоуправления и федеральной системы управления, способных стать реальной альтернативой традиционному бюрократическому централизму.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
145.02 кб

Политическая модернизация

Працко Геннадий Святославович, Шпак Виктор Юрьевич
В статье анализируется политическая модернизация, происходящая в последние годы в России.
Читать PDF
120.85 кб

Политическая модернизация России

Доленко Дмитрий Владимирович
В статье рассматриваются исторические этапы и особенности политической модернизации России. Раскрываются содержание и результаты этого процесса на либеральном, социалистическом и постсоциалистическом этапах.
Читать PDF
75.10 кб

Векторы политической модернизации

Измайлов А. Ф.
Статья посвящена описанию результатов работы конференции «Политическое развитие России в контексте глобальных вызовов современности», которая проходила в сентябре 2009 г.
Читать PDF
381.02 кб

Политическая модернизация и ее теории

Зимин Вячеслав Александрович
В статье дана основная характеристика политической модернизации, раскрыто ряд ее теорий, затронуты отдельные вопросы модернизации в Российской Федерации.
Читать PDF
269.30 кб

Модернизация политической системы России

Абрамов Руслан Николаевич
В статье анализируются особенности становления и развития политической системы России, рассматриваются меры, которые предпринимаются для политической модернизации.
Читать PDF
278.32 кб

Феномен российской политической модернизации

Доленко Дмитрий Владимирович
В статье рассматриваются исторические этапы и особенности политической модернизации России. Раскрываются содержание и результаты этого процесса на либеральном, социалистическом и постсоциалистическом этапах.
Читать PDF
148.85 кб

Политическая мысль и модернизация на Востоке

Лунев С.И.
Начиная с середины XX наблюдается постепенный распад монополии Запада на концептуальное осмысление проблематики мирового развития. В то же время, этот процесс преимущественно развивается в атмосфере интеллектуальной нетерпимости.
Читать PDF
69.85 кб

Политическая модернизация: британская модель

Саркисьян Ирина Игоревна
В статье раскрываются основные исторические вехи реформирования политической системы Великобритании, анализируются социально-политические и социально-экономические предпосылки, а также последствия некоторых нововведений, на основе
Читать PDF
360.35 кб

Понятие и содержание политической модернизации

Атабиева З. А.
Политическая модернизация проявляется в образовании централизованных государств, управляемых на основе разумного принципа разделения властей.
Читать PDF
73.49 кб

Масс-медиа в условиях политической модернизации

Дмитрачков Игорь Владимирович
Автор концептуально осмысливает роль массмедиа в условиях политической модернизации.
Читать PDF
157.78 кб

Особенности российской политической модернизации

Бурдукова И. И.
Читать PDF
162.03 кб

Особенности российской политической модернизации

Бурдукова Ирина Ивановна
Читать PDF
210.50 кб

Необходимость социально-политической модернизации

Равочкин Никита Николаевич
Статья построена на философском анализе необходимости проведения модернизации социальной и политической сфер жизни общества. Проводится обращение к плюрализму подходов к сущности модернизации.
Читать PDF
270.34 кб

Особенности политической модернизации в Казахстане

Казбекова М.
Читать PDF
205.65 кб

РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА

Гроот Вальдемар, Матвеенко Юрий Иванович
Рассмотрена роль политических партий в модернизации государства. Стратегия и тактика участия партий в процессе модернизации во многом зависит от самой модели партийной системы, которая действует в стране.

Похожие термины:

  • МОДЕРНИЗАЦИЯ социально-политическая

    от фр. moderne - современный, новейший) - процесс обновления, осовременивания отсталого, устаревшего традиционалистского общественного и государственного устройства в духе требований современности.