Милосердие
Милосердие
сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т. п.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Милосердие
сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. В политике - забота политической партии, политической элиты, политическою руководства государства о своих гражданах, выполнение необходимых социально-политических и нравственно-этических принципов для создания демократического, высокогуманного общества, где реально защищаются естественные права человека и гражданина и главное из них - право на достойную жизнь как самих индивидов, так и семей, особенно детей, обеспечение для них высокого материального и духовного жизненного старта.
В европейской христианской (особенно в православной) культуре понятие «милосердие» восходит к Пятикнижию, где этот термин обозначал «доброту», «любящую доброту». С этической точки зрения милосердие составляет долг человека: в милосердии человек призван осуществить моральный идеал. На это указывает заповедь любви от Луки. Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, направленных не только на удовлетворение интересов других, но и на стремлении к совершенству.
Милосердие соотносится с положительным идеалом, а не с себялюбием, хотя последнее и является отправной точкой любви к ближнему. В этом заповедь любви следует за золотым правилом нравственности: собственные ожидания и предпочтения представляются в качестве основания для отношения к другим людям. Но именно в рамках такого понимания милосердия стали возможными предположения, которые высказывались многими мыслителями: если требуется возлюбить ближнего, то почему бы прежде не возлюбить себя? Т.Гоббс, интерпретируя заповедь любви как золотое правило, понимал её как стандарт справедливых отношений в обществе (См.: работы Т.Гоббса - «О гражданине» (1642): «О человеке» (1658): «Человеческая природа» (1650): «О политическом теле» (1650): «Левиафан» (1651): «О свободе и необходимости» и др.). Такое соотнесение справедливости и милосердия оказало значительное влияние на последующее развитие европейской и мировой социально-политической и нравственно-этической мысли.
Трудность осознания сущности милосердия, особенно в социально-политическом контексте, связана с рядом обстоятельств:
- милосердие может провоцировать политические, социальные и иные конфликты - оказание помощи ставит того, кому она оказана, т. е. нуждающегося в ней, в положение, которое может восприниматься как ущемляющее его человеческое, прежде всего нравственное достоинство, в этом случае милосердие не устраняет неравенство, а потенциально (хотя и не обязательно) может привести к еще большему неравенству:
- милосердие творится другому, чьё понимание собственного блага может отличаться от классического понимания благотворительности и усвоения его благотворителем, поскольку непозволительно навязывание блага другому, ибо это уже в сущности насилие; 3) милосердие совершается в немилосердном, несовершенном мире - начало XXI века показало особую глубину такого современного мира: бурные события (даже революции) в арабском мире, гегемонистская политика США и их союзников по НАТО, опасность возникновения нового финансово-экономического кризиса в глобальном масштабе, который по своим последствиям может превзойти последствия кризиса 2008-2009 годов, неспособность мирового сообщества решить многие глобальные проблемы и вызовы самому существованию человечества лишь подтверждают существование рисков и опасностей подобного рода.
В европейской христианской (особенно в православной) культуре понятие «милосердие» восходит к Пятикнижию, где этот термин обозначал «доброту», «любящую доброту». С этической точки зрения милосердие составляет долг человека: в милосердии человек призван осуществить моральный идеал. На это указывает заповедь любви от Луки. Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, направленных не только на удовлетворение интересов других, но и на стремлении к совершенству.
Милосердие соотносится с положительным идеалом, а не с себялюбием, хотя последнее и является отправной точкой любви к ближнему. В этом заповедь любви следует за золотым правилом нравственности: собственные ожидания и предпочтения представляются в качестве основания для отношения к другим людям. Но именно в рамках такого понимания милосердия стали возможными предположения, которые высказывались многими мыслителями: если требуется возлюбить ближнего, то почему бы прежде не возлюбить себя? Т.Гоббс, интерпретируя заповедь любви как золотое правило, понимал её как стандарт справедливых отношений в обществе (См.: работы Т.Гоббса - «О гражданине» (1642): «О человеке» (1658): «Человеческая природа» (1650): «О политическом теле» (1650): «Левиафан» (1651): «О свободе и необходимости» и др.). Такое соотнесение справедливости и милосердия оказало значительное влияние на последующее развитие европейской и мировой социально-политической и нравственно-этической мысли.
Трудность осознания сущности милосердия, особенно в социально-политическом контексте, связана с рядом обстоятельств:
- милосердие может провоцировать политические, социальные и иные конфликты - оказание помощи ставит того, кому она оказана, т. е. нуждающегося в ней, в положение, которое может восприниматься как ущемляющее его человеческое, прежде всего нравственное достоинство, в этом случае милосердие не устраняет неравенство, а потенциально (хотя и не обязательно) может привести к еще большему неравенству:
- милосердие творится другому, чьё понимание собственного блага может отличаться от классического понимания благотворительности и усвоения его благотворителем, поскольку непозволительно навязывание блага другому, ибо это уже в сущности насилие; 3) милосердие совершается в немилосердном, несовершенном мире - начало XXI века показало особую глубину такого современного мира: бурные события (даже революции) в арабском мире, гегемонистская политика США и их союзников по НАТО, опасность возникновения нового финансово-экономического кризиса в глобальном масштабе, который по своим последствиям может превзойти последствия кризиса 2008-2009 годов, неспособность мирового сообщества решить многие глобальные проблемы и вызовы самому существованию человечества лишь подтверждают существование рисков и опасностей подобного рода.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013