символическое, опирающееся на верования выражение основных ценностей общества.
МИФЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ
Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP
ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ
ложное, фантастическое отражение действительности, нацеленное на захват, удержание власти, борьбу с политическими противниками [Марченко Г.И., Носков И.А. Имидж в политике. - М.: ВЛАДОС, 1997. - С. 195].
Источник: Сводный словарь по политологии
Политический миф
статичный, верифицированный политический образ. Основной функцией мифа является упорядочивание восприятия сложной политической реальности, создание основы для однозначной интерпретации противоречивых фактов и событий.
Источник: Политология: термины
Миф политический
иллюзорная, ложная форма представлений о политических действиях, отношениях, организациях, элитах и лидерах, политическом строе и политической перспективе, нередко умышленно приукрашенная вымыслом, фантазией, легендой.
Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология
МИФ ПОЛИТИЧЕСКИЙ
гр. myth слово, сказание, предание) - статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего. При исследовании М.п. чаще всего используют методологический подход К. Юнга, согласно которому миф интерпретируется проекция коллективного бессознательного (архетипов) на некоторые реальные объекты. М.п. - это реакция на невозможность рационально объяснить происходящие радикальные изменения. Наиболее распространенными М.п. являются: миф о заговоре, о золотом веке, о герое-спасителе, о единстве.
Источник: Политология: Словарь-справочник
МИФЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ
греч. mythos — слово) — устойчивые ложные, некритические, эмоционально окрашенные образы и представления о политических событиях, явлениях и процессах. Политические мифы являются мощным средством для манипулирования политическим сознанием. Политическое мифотворчество усиливается, как правило, в периоды социально-политической нестабильности, кризисов (именно миф позволяет упорядочить и объяснить не понятные для человека или социальной группы политические явления и процессы). Наличие в политической культуре общества большого массива таких мифов свидетельствует о недемократическом характере политического режима. Цитата: «Миф — это сосредоточенный образ мира, аббревиатура явления; без мифа всякая культура теряет свой здоровый творческий характер природной силы. Государство не ведает более могущественных неписаных законов, чем миф». Ф. Ницше
Источник: Новейший политологический словарь
Политический миф
особый способ объяснения политической реальности, политических событий, действий политической элиты, представляющий собой причудливое сочетание реальности и вымысла. П. м. возникают тогда, когда люди пытаются объяснить происходящие политические события исходя из своего личного, а потому неизбежно ограниченного жизненного опыта, не имея при этом достаточного объема информации (или не утруждая себя ее поиском) и не обладая навыками теоретического анализа. Часто конструирование мифа начинается с приписывания политическим субъектам намерений, которые, по мнению окружающих людей, должны были бы быть. Так рождаются мифы-объяснения «истинных» причин действий главы государства, лидера оппозиции и т. д. В мифе человек переносит на внешний мир свое понимание возможных мотивов того или иного действия, находит или создаст образ человека (группы) и приписывает ему (ей) эти мотивы. П. м. отличаются простотой объяснения сложных явлений, они всегда сориентированы на конкретные личности или группы. Сила мифа заключается в ясности образа. Создавая этот образ в своем воображении, человек постепенно вживается в него, и образ обретает как бы свою реальность, своих сторонников. Люди начинают строить свои действия с учетом мифологических образов, они ведут борьбу с демоническими силами, с несуществующими организациями. Определенные политические силы охотно используют силу мифологических образов для борьбы со своими оппонентами или для сокрытия своих ошибок и просчетов.
Источник: Политология. Словарь по обществознанию
МИФЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ
от греч. mythos - предание, выдумка, вымысел) - политическое сознание, неадекватно интерпретирующее реальную политическую систему. Политическая мифология не может иметь четких границ, поскольку она выходит за границы научно осмысленных политических процессов и не может быть зафиксирована в своей непосредственности. Кроме того, мифы в политике переплетены с адекватным сознанием. Их, зачастую, невозможно расчленить. В то же время любая идеология содержит момент мифа (К. Мангейм). Так, соответствие идеологии политической реальности и роль представителей политической элиты в действительной политической жизни общества, как правило, мифологизированы.
Широко распространено явление отождествления мифологического сознания с иллюзорными политическими стереотипами, клише, которые затемняют, искажают политическую действительность. Самый распространенный миф - о "естественной" политике, которая может дать обществу подлинную справедливость. Этот миф сейчас очень глубоко укоренен в российском политическом сознании. Основными моментами этого мифа является стереотип о всеобщей отрицательности тоталитарного государства и универсальном преимуществе демократии в любой форме. Этот миф пришел на смену мифу, связанному с абсолютизацией идеи обобществления средств производства и государства диктатуры пролетариата.
Двойственная природа политических структур порождает необходимость наличия мифологии в структуре политической идеологии. Мифы, в некотором роде, наряду с другими идеологизированными формами, разрешают основное противоречие политики - необходимость частный интерес превращать во всеобщий. Степень мифологизации политики зависит от степени адекватности, тождественности политической практики, идеологии, ментальности, целей и т. д. Чем значительней неадекватность, тем больше мифологемность проникает в политическое сознание. Мифы дополняются политической риторикой, шельмованием, разгулом псевдопатриотизма и т. д. Политические мифы позволяют, с одной стороны, снизить уровень политического насилия в непосредственной форме (миф - форма духовного насилия), а с другой стороны, выступает идеологическим основанием для разгула насилия, террора. Например, мифы: "образ врага", "классового врага", "врага демократии" - служат средством алибизации и являются основой для санкционированного насилия.
В СССР господствовал миф о приближении к коммунистическому обществу. В постсоциалистической России этот миф был сменен на миф о "построении регулируемой, социально-ориентированной рыночной экономики".
Широко распространено явление отождествления мифологического сознания с иллюзорными политическими стереотипами, клише, которые затемняют, искажают политическую действительность. Самый распространенный миф - о "естественной" политике, которая может дать обществу подлинную справедливость. Этот миф сейчас очень глубоко укоренен в российском политическом сознании. Основными моментами этого мифа является стереотип о всеобщей отрицательности тоталитарного государства и универсальном преимуществе демократии в любой форме. Этот миф пришел на смену мифу, связанному с абсолютизацией идеи обобществления средств производства и государства диктатуры пролетариата.
Двойственная природа политических структур порождает необходимость наличия мифологии в структуре политической идеологии. Мифы, в некотором роде, наряду с другими идеологизированными формами, разрешают основное противоречие политики - необходимость частный интерес превращать во всеобщий. Степень мифологизации политики зависит от степени адекватности, тождественности политической практики, идеологии, ментальности, целей и т. д. Чем значительней неадекватность, тем больше мифологемность проникает в политическое сознание. Мифы дополняются политической риторикой, шельмованием, разгулом псевдопатриотизма и т. д. Политические мифы позволяют, с одной стороны, снизить уровень политического насилия в непосредственной форме (миф - форма духовного насилия), а с другой стороны, выступает идеологическим основанием для разгула насилия, террора. Например, мифы: "образ врага", "классового врага", "врага демократии" - служат средством алибизации и являются основой для санкционированного насилия.
В СССР господствовал миф о приближении к коммунистическому обществу. В постсоциалистической России этот миф был сменен на миф о "построении регулируемой, социально-ориентированной рыночной экономики".
Источник: Словарь по политологии