Мифология горцев Северного Кавказа

Найдено 1 определение
Мифология горцев Северного Кавказа
совокупность мифологии, представлений северокавказских народов: адыгейцев, кабардинцев, черкесов, чеченцев, ингушей, осетинов, аварцев, даргинцев, лакцев, лезгинов, табасаранцев, цахуров и др. М. г. Северного Кавказа восстанавливается по лингвистическим данным и пережиткам архаического уклада жизни (ритуалы, устные предания, танцы и т.п.). Космогоническая модель мира в М. Г. сводятся к следующему: круглая земная твердь окружена морем (адыги) или горами (чеченцы, осетины). На краю земли находится Мировое Дерево, соединяющее по вертикали три мира (небо, землю, подземелье). Вариантами вертикальной оси, кроме Мирового Дерева, могут быть олень с рогами, цепь, упавшая с неба и т.п. Окружающий мир и человека создал демиург Дяла (чеченцы), Тха (адыги), Зел (лакцы), Бчед (аварцы) Хуцау (осетины). Характерной особенностью М.г. Серного Кавказа является персонификация солнца (Барг у аварцев, Гела у ингушей, Уастырджи у осетин и т.п.), луны (Барз у аварцев и т.п.) и др. небесных светил, а также обожествление природных сил и объектов (напр., дождя у лезгин под именем Пешапай). Солнце и луна обычно представляются в образах юношей и девушек, вокруг к-рых завязывается основной мифологии, сюжет. Напр., в астрологическом мифе чеченцев юноша (солнце) вечно стремится догнать на небе свою возлюбленную (луну). На Северном Кавказе распространены мифы о божествах покровителях рек, озер, горных вершин, к-рые выполняют охотничьи функции: Мезитха (адыги), Абдал (аварцы), Елта (ингуши). Представления, связанные с охотничьими божествами, нашли свое отражение в тотемических поверьях. Для цахуров гл. тотемом явл. медведь, для лакцев, лезгин, аварцев - корова, собака, конь, змея, для чеченцев и осетин - волк и т.д. Большое значение в М. г. уделяется божествам грома и молнии (у адыгов - это Шидле, у лакцев - Асса, у цахуров - Арша). Наряду с высшей М. у горцев имеется низшая М., предполагающая веру в добрых и злых духов. В чечено-ингушской М. добрыми духами выступают тарамы, злыми - алмазы, хун саги, убуры и др. У дагестанцев шайтаны (антропоморфные существа) Иту, Титу, Ниску и др. явл. злыми духами, к добрым духам принадлежат джины. Особой популярностью пользуются мифы о культ, героях, создателях и покровителях родов (Амеран, Бархху, Шарвили и др.).

Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.

|