Международный уголовный суд (МУС)

Найдено 1 определение
Международный уголовный суд (МУС)
(International Criminal Court, ICC) – первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Учрежден на основе Римского статута, принятого в 1998 г. Начал работать с 1 июля 2002 г. В отличие от других международных и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят только преступления, совершенные после вступления Римского статута в силу. Резиденция – в Гааге, однако по желанию суда заседания могут проходить в любом месте. Официальные языки – английский и французский. В структуру входят прокуратура, регистратура, судебные палаты и Ассамблея государств-участников.
МУС не следует путать с Международным судом ООН, который также заседает в Гааге, но имеет иную компетенцию. МУС не входит в официальные структуры ООН, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности (СБ) ООН. Государства становятся участниками МУС (а преступления, совершенные их гражданами или на их территории, – подсудными ему) по факту ратификации Римского статута.
К маю 2011 г. Римский статут ратифицировали 114 государств. Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 г., однако еще не ратифицировала его и, следовательно, государством – участником МУС не является. Таких государств еще 39, среди них США, Египет, Чехия, Украина, Израиль и Иран. Ряд стран принципиально возражают против самой идеи МУС как ограничивающей суверенитет государств и дающей неопределенно широкие компетенции суду Среди них Индия, Китай.
Идея проведения международных судебных процессов приобрела популярность в начале XIX в. Например, в 1815 г. в Европе собирались судить сверженного и побежденного императора Наполеона Бонапарта за убийство сотен тысяч людей и многие другие преступления. Первые призывы создать наднациональную организацию, которая судила бы отдельных лиц за совершение массовых тяжких преступлений в ходе Франко-прусской войны, прозвучали в 1872 г. из уст основателя Красного Креста Густава Муанье. Важную роль в развитии международного права сыграли также гаагские конвенции по мирному урегулированию споров между государствами, принятые на Гаагских конференциях мира 1899, 1907 гг. Предложения по развитию норм международного права и созданию международных правовых институтов не потеряли своей актуальности и после Первой мировой войны. В 1922 г. Лига Наций учредила Всемирный суд.
После Второй мировой войны дискуссии о необходимости создания универсального инструмента международного права в научных и политических кругах только усилились. В Лондоне 8 августа 1945 г. представители СССР, США, Великобритании и Франции подписали соглашение о создании Международного военного трибунала для преследования и наказания главных военных правонарушителей, совершивших преступления против мира и человечности. Важно отметить, что в рамках Нюрнбергского процесса, проходившего с 20 ноября 1945 г., к уголовной ответственности привлекались бывшие руководители гитлеровской Германии, т. е. должностное положение подсудимых не рассматривалось в качестве основания для освобождения от преследования или смягчения приговора. Данный принцип, как и многие другие принципы Нюрнбергского процесса, получил развитие и применение в более поздний период, в частности при создании МУС.
В 1948 г. после Токийского и Нюрнбергского процессов Генеральная Ассамблея (ГА) ООН признала необходимость создания постоянного международного уголовного суда для рассмотрения преступлений, которые по своей жестокости аналогичны тем, которые были совершены во время Второй мировой войны. Но, в отличие от своих предшественников, этот правовой институт должен был стать независимым и осуществлять международное правосудие, исходя из общепринятых принципов международного права, вне зависимости от решений той или иной сверхдержавы, ведь нельзя забывать, что и Нюрнбергский, и Токийский процессы – это были «суды победителей», где страны – победительницы во Второй мировой войне судили побежденные режимы и их лидеров. ГА ООН 9 декабря 1948 г. утвердила Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. А в начале 1950-х годов уже появился первый проект Статута МУС. Проект Статута был подготовлен в 1951 г. и пересмотрен в 1953 г. Однако ГА постановила отложить рассмотрение проекта Статута до принятия определения агрессии. С того времени вопрос об учреждении международного уголовного суда рассматривался не только в ООН, но и за ее пределами.
Поворотным моментом в истории учреждения МУС стало создание ООН двух международных трибуналов: по бывшей Югославии (1993) и Руанде (1994). Фактически МУС должен был стать постоянным органом, рассматривающим преступления такого рода в мировом масштабе. На своей 52-й сессии ГА постановила созвать Дипломатическую конференцию полномочных представителей под эгидой ООН по вопросу об учреждении МУС, которая и состоялась в Риме 15 июня – 17 июля 1998 г. Римский статут МУС вступил в силу 1 июля 2002 г., через 60 дней после того, как 60 государств стали участниками Статута посредством ратификации или присоединения. На названной конференции в Риме из представителей 120 государств только США, Израиль, Китай, Ирак, Катар, Ливия и Йемен проголосовали против создания МУС.
МУС состоит из 18 судей, избираемых на 9 лет ассамблеей государств. В настоящее время двое судей представляют Восточную Европу, двое – Азию, трое – Африку, четверо – Латинскую Америку, а остальные семеро – Западную Европу и другие государства.
Внутренняя компетенция суда ограничена тремя видами преступлений:
• геноцид – намерение целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую;
• преступления против человечности – часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения, причем о возможном преследовании преступнику заранее было известно;
• военные преступления – нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооруженных формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.
В компетенцию МУС предлагалось также включить агрессию. Однако во время переговоров в Риме стороны не смогли прийти к единому определению этого преступления, а потому было решено, что пока суд не может осуществлять правосудие по вопросам, связанным с преступной агрессией. Компетенция суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершенными, как отмечалось, после 1 июля 2002 г., даты вступления Римского статута в силу. Если некоторый конфликт (например, война в Уганде) продолжается уже 20 лет, компетенция суда ограничена теми действиями, которые были там совершены после 1 июля 2002 г. В компетенцию суда входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. Если не соблюдается ни личный, ни территориальный принцип, суд не может действовать. Это положение гарантирует право государств решать, подвергать или нет своих граждан или свою территорию юрисдикции МУС. Однако у этого принципа есть одно исключение: СБ ООН может посредством резолюции, принятой согласно гл. VII Устава ООН, передать в МУС некоторую ситуацию, затрагивающую преступления, которые совершены не на территории государства-участника и не гражданами государства-участника. СБ воспользовался этим правом, когда передал в МУС ситуацию в Дарфуре. Судан не является государством – его участником.
Важно подчеркнуть, что МУС – это «последнее прибежище». Он действует только в случае, если государство, на территории которого совершено преступление или гражданином которого является преступник, не желает или фактически не может осуществить расследование и выдвинуть обвинение. Данная система, так называемая система дополнительности, оставляет государствам первичную ответственность расследования и выдвижения обвинений по международным преступлениям. В отличие от созданных ad hoc трибуналов ООН по бывшей Югославии и Руанде, компетенция государства имеет приоритет над компетенцией международного суда. Однако если следственная и прокурорская деятельность, предпринятая некоторым государством, не соответствует международным процессуальным стандартам или имеет целью защиту связанного с преступлением лица от юрисдикции МУС, то МУС имеет право сам осуществить правосудие по данному случаю.
Суд не может автоматически осуществить правосудие по любому предполагаемому преступлению. Для этого нужен один из следующих механизмов, которые задействуют данное право:
• прокурор государства-участника передает суду некоторую ситуацию;
• СБ ООН передает суду некоторую ситуацию;
• прокурор МУС начинает расследование в отношении некоторого государства-участника по своей инициативе (propria manu).
В последнем случае действия прокурора должны быть подтверждены палатой, состоящей из трех независимых и беспристрастных судей. Кроме того, каждый ордер на арест и каждое обвинение, выдвинутое прокурором, должны утверждаться комитетом из трех судей, принимающим решения исключительно в соответствии со строго определенными правовыми принципами и доказательствами, которые предоставляет прокурор.
Процесс формирования МУС занял три года. Ему передавались дела по ситуациям в Уганде, Демократической Республике Конго и Центральноафриканской Республике. Кроме того, СБ ООН передал суду вопрос о ситуации в суданском регионе Дарфур. Начались и рассмотрения судом конкретных дел. Был арестован и предан МУС гражданин Конго г-н Тома Лубанга Дьило, предполагаемый создатель и руководитель вооруженного ополчения. Он обвинялся в призыве на воинскую службу детей в возрасте до 15 лет и использовании их в военных действиях. МУС 21 июля 2008 г. выдал ордер на арест Президента Судана Омара аль-Башира по обвинению в геноциде в связи с конфликтом в Дарфуре. Таким образом, аль-Башир стал первым действующим главой государства, против которого было выдвинуто обвинение органом международной юстиции. Всего МУС выдал ордера на арест 12 человек. Из них шестеро на свободе, двое умерли и четверо находятся под стражей.
МУС – универсальный инструмент международного права, предотвращающий и карающий преступления геноцида, военные преступления и преступления против человечности. Однако существует ряд преступлений, по которым МУС пока не уполномочен вести расследования и возбуждать дела, но, вероятно, в скором времени сможет получить санкции на предъявление обвинений. Это прежде всего связано с такими проблемами, как единое определение преступления или ограниченность возможностей самого МУС. К подобным преступлениям относятся агрессия, незаконный оборот наркотических средств и терроризм. Следует также отметить, что МУС вступает в действие только в том случае, если национальные судебные системы неэффективны или несостоятельны. Суд функционирует в качестве независимого судебного органа; его отношения с ООН регулируются соглашением, подписанным обеими международными организациями. Надзор за работой суда осуществляют государства-участники. Но государства-участники не могут вмешиваться в выполнение им своих функций. Любые споры, касающиеся судебных функций МУС, решаются самим судом.
Один из спорных вопросов, который является серьезным препятствием для многих государств при ратификации Римского статута, – вопрос относительно наказания высокопоставленных чиновников или военачальников. В Римском статуте МУС прописано, что к уголовной ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права привлекаются все преступники, вне зависимости от того, какую должность занимает человек, нарушивший закон. Соответственно, должностное положение не является основанием для смягчения приговора. Следует отметить, что военачальники несут уголовную ответственность за преступления, совершенные военнослужащими, находящимися под их командованием и контролем. Уголовная ответственность также наступает, если военачальник знал или должен был знать, что военнослужащие совершали или собирались совершить такие преступления, но при этом не принял мер по их предотвращению или пресечению. (С.В. Коршунов)

Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.