в широком смысле состояние защищенности обладателей информации, их прав и интересов, а также собственно информационных ресурсов при вовлечении их в общественные отношения трансграничного (международного) характера. Российской дипломатией указанное понятие рассматривается как обоснование противодействия всем возможным угрозам информационной безопасности, в т.ч. недопущение информационных войн, борьба с кибертерроризмом и противостояние преступности в сфере компьютерной информации. Зарубежными исследователями вместо понятия «М.и.б.» чаще всего используется термин «кибербезопасность», относимый ими к более узкому перечню вопросов, в основном сводящемуся к защите информационной инфраструктуры и информационных систем, подключенных к Интернету.
В 2011 г. Российская Федерация выступила в ООН с инициативами разработки Конвенции о М.и.б., а также Кодекса поведения государств в киберпространстве. Частично эти инициативы реализованы на двустороннем уровне, а также в рамках Шанхайской организации сотрудничества.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Источник: Словарь международного права. 2014
МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Состояние глобального информационного пространства, при котором исключены возможности нарушения прав личности, общества и прав государства в информационной сфере, а также деструктивного и противоправного воздействия на элементы критической информационной инфраструктуры1. В терминологии ООН под международной информационной безопасностью понимают защищенность глобальной информационной системы от так называемой «триады угроз» – террористических, преступных и военно-политических (под военно-политическими угрозами подразумеваются информационные войны и информационное противоборство). Россия в 2013 г. в документе «Основы государственной политики в области международной информационной безопасности до 2020 года»2 добавила к триаде угроз опасность вмешательства во внутренние дела суверенного государства посредством информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), нарушение общественной стабильности, разжигание межэтнической, межнациональной розни. По сути, это стало реакцией России на события «арабской весны», когда социальные сети и блоги активно использовались для координации протестного движения. Вместе с тем, относительно терминологии нет единства мнений – международная информационная безопасность представляет собой сферу столкновения интересов различных государств и область для дискуссий. Россия выступает за более широкий подход к определению содержания понятия «международная информационная безопасность», включая в нее как технические аспекты (безопасность информационных сетей и систем), так и обширный круг политико-идеологических аспектов (манипулирование информацией, пропаганда посредством глобальных информационных сетей, информационное воздействие). Страны Запада, прежде всего США, придерживаются узкого подхода, ограничиваясь техническими аспектами, и используют иную терминологию – «кибербезопасность». Что касается самой возможности обеспечить международную информационную безопасность, то здесь Россия исходит из необходимости демилитаризации информационного пространства и выработки определенных правил поведения государств. Это предполагает заключение международной договоренности, на основании которой все государства отказались бы от создания средств информационного воздействия и осуществления любых возможных агрессивных действий в информационном пространстве. Кроме того, обеспечение международной информационной безопасности предполагает противодействие международной информационной преступности и терроризму1.
Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.