Месторазвнтне

Найдено 1 определение
Месторазвнтне
одно из фундаментальных понятий политологии и социологии, введенное в научный оборот основателями евразийского учения, а также создание на его базе концепции «стяжения воедино географических, исторических и социально-политических начал». Евразийские теоретики исходя из идеи, что каждое месторазвитие сохраняет свое значение в том случае, когда рассматривается одностороннее влияние географической среды на социально-политическую и историческую обстановку, и тогда, когда односторонне рассматривается влияние последней на первую, но подлинно научным содержанием понятия «месторазвитие» наполняется лишь при диалектическом единстве обоих процессов. По распространенному мнению, процесс, связывающий социально-политическую и историческую среду с географической обстановкой, есть процесс двухсторонний (См.: Савицкий П.Н. Географический обзор России - Евразии./ Континент Евразия. М..1997.С.293).
Категория «месторазвитие» играет ключевую роль в научном понимании евразийства, особого мира, особой культуры, особой судьбы евразийского социума. По убеждению евразийских теоретиков, месторазвитие евразийской культуры, значительно отличается от европейского и азиатского месторазвития соответствующих культур, оно предопределяет и культурно-исторический и социально-политический тип цивилизации, возникший и совпадающий с территорией Российской Империи и почти повторяющей территорию бывшего Советского Союза. Именно в этом смысле существует евразийская цивилизация, отличная как от европейской, так и азиатской; в ней, как в громадном сосуде, котле, сплавились судьбы этнически разных составляющих. Евразийцы - не славяне и не туранцы (хотя в роду биологических предков есть и те и другие. «Осознать их самобытность позволяет нам принцип «саморазвитие» (См.: Евразийство. Опыт систематического исследования. Париж. 1926. С.35).
Исходя из идей П.Н.Савицкого, П.Н.Милюкова: Очерки по истории русской культуры. Т.1 М.. 1933) и др. евразийцев. Г.В.Вернадский рассматривает евразийскую историю и её суть как единый процесс противоборства и сотрудничества государств, империй, «варившихся» в одном евразийском котле, результатом чего стало возникновение единого культурно-исторического и социально-политического типа цивилизации, отличного и от европейского, и от азиатского, и от славянского. Вернадский считает, что вся история Евразии есть последовательный ряд попыток создания единого евразийского государства и «выплавления» единого культурно-исторического типа: «Это было постоянной борьбой за создание особой евразийской цивилизации. Славяно-руссы победили в этой исторической борьбе». (См.: Вернадский Г.В. Начертания русской истории. Прага.
1927.С.13).
Придавая большое методологическое значение категории «месторазвитие», евразийские мыслители ни в коем случае не стремились к её абсолютизации. Концепция «месторазвитие», по утверждению Савицкого, «сочетаема с признанием множественности форм человеческой истории и жизни, с выделением наряду с географическим самобытного начала. Оно - одна из возможных, а не единственная концепция сущего». (См.: Савицкий П.Н. Географический обзор России - Евразии./ Континент Евразия. М., 1997.С.295).

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013