позднелат. mentalis умственный) - устойчивый способ специфического мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обусловливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности. Термин был введен в научный оборот в начале XX в. Л. Леви-Брюлем. Содержание предметной области этого
понятия включает в себя не только когнитивную сферу сознания (т.е. знания, воззрения, верования, которыми обладает данная общность людей), но и иерархию ценностей, доминирующие потребности, архетипы коллективного бессознательного, а также стереотипы мышления и поведения людей. Для менталитета характерны: не рефлексируемость, стереотипичность проявления (подсознательный характер реагирования); высокая устойчивость, неподатливость воздействию со стороны государства и др. социальных институтов при попытках коренных изменений.
Развитие и специфика менталитета определяются комплексом факторов: геоклиматических (рельеф, климат, географическое положение и др.), этноисторических, социально-экономических, религиозных, политических (влияние политического режима) и др.
МЕНТАЛИТЕТ В ПОЛИТИКЕ
МЕНТАЛИТЕТ В ПОЛИТИКЕ
Источник: Политология: Словарь-справочник
МЕНТАЛИТЕТ в политике
от англ. mentality — мышление) — обобщенное понятие, обозначающее в широком смысле совокупность и специфическую форму организации, своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений. Используется главным образом для обозначения оригинального способа мышления, склада ума или даже умонастроений этнической или социальной группы. Часто понятие М. используется и для описания в обобщенном виде свойств и особенностей организации социальной и политической психологии людей, в частности, политического сознания и самосознания. В более узком политическом смысле М. представляет собой общую для членов социально-политической группы или организации своеобразную политико-психологическую матрицу, позволяющую единообразно воспринимать окружающую социально-политическую реальность, оценивать ее и действовать в соответствии с определенными устоявшимися в общности нормами и образцами поведения, адекватно воспринимая и понимая при этом друг друга. В этом случае М. сам по себе является организующим фактором, образующим особую политико-психологическую общность людей. Разрушение М. социальной группы ведет к появлению многочисленных форм отклоняющегося (девиантного) поведения, что влечет за собой и социально-политические последствия: общность становится способной к деструктивному в социально-политическом плане действию, подчас чреватому не только разрушением социального окружения, но и саморазрушением самой общности.
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий