МЕНТАЛИТЕТ В ПОЛИТИКЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МЕНТАЛИТЕТ В ПОЛИТИКЕ
позднелат. mentalis умственный) - устойчивый способ специфического мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обусловливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности. Термин был введен в научный оборот в начале XX в. Л. Леви-Брюлем. Содержание предметной области этого
понятия включает в себя не только когнитивную сферу сознания (т.е. знания, воззрения, верования, которыми обладает данная общность людей), но и иерархию ценностей, доминирующие потребности, архетипы коллективного бессознательного, а также стереотипы мышления и поведения людей. Для менталитета характерны: не рефлексируемость, стереотипичность проявления (подсознательный характер реагирования); высокая устойчивость, неподатливость воздействию со стороны государства и др. социальных институтов при попытках коренных изменений.
Развитие и специфика менталитета определяются комплексом факторов: геоклиматических (рельеф, климат, географическое положение и др.), этноисторических, социально-экономических, религиозных, политических (влияние политического режима) и др.

Источник: Политология: Словарь-справочник

МЕНТАЛИТЕТ в политике
от англ. mentality — мышление) — обобщенное понятие, обозначающее в широком смысле совокупность и специфическую форму организации, своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений. Используется главным образом для обозначения оригинального способа мышления, склада ума или даже умонастроений этнической или социальной группы. Часто понятие М. используется и для описания в обобщенном виде свойств и особенностей организации социальной и политической психологии людей, в частности, политического сознания и самосознания. В более узком политическом смысле М. представляет собой общую для членов социально-политической группы или организации своеобразную политико-психологическую матрицу, позволяющую единообразно воспринимать окружающую социально-политическую реальность, оценивать ее и действовать в соответствии с определенными устоявшимися в общности нормами и образцами поведения, адекватно воспринимая и понимая при этом друг друга. В этом случае М. сам по себе является организующим фактором, образующим особую политико-психологическую общность людей. Разрушение М. социальной группы ведет к появлению многочисленных форм отклоняющегося (девиантного) поведения, что влечет за собой и социально-политические последствия: общность становится способной к деструктивному в социально-политическом плане действию, подчас чреватому не только разрушением социального окружения, но и саморазрушением самой общности.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
253.47 кб

Иудейский менталитет. Политико-психологическое эссе

Ракитянский Николай Митрофанович
В работе представлен концептуальный анализ базовых психологических структур иудейского менталитета с использованием методологического потенциала догматического принципа и принципа субъектности.
Читать PDF
210.74 кб

Влияние русского менталитета на имперскую политику колонизации

Марчуков Александр Николаевич
В статье объясняется специфика влияния русского национального менталитета на процесс колонизации, который соотносится с западноевропейским социокультурным опытом такого рода.
Читать PDF
156.37 кб

Экономическая политика государства: значение национального российского менталитета

Карпунина Е. К., Андросов В. В.
В статье проанализирована специфика российской культурной традиции, выявлена сте-пень влияния менталитета нации на ход экономических преобразований, исследован вопрос соответствия выбранной модели экономического развития государст
Читать PDF
255.79 кб

Особенности исламской цивилизации: менталитет, политико-правовые и экономические институты

Якупов Салават Фанилевич
Статья посвящена вопросам философии истории. Менталитет, политико-правовые и экономические институты исламской цивилизации рассмотрены в качестве факторов развития.