МЕДИА-АКТИВИЗМ

Найдено 1 определение
МЕДИА-АКТИВИЗМ
активная деятельность в медиа-пространстве, направленная на достижение определенной реакции, выраженной в том или ином действии.
Теоретической подоплекой идей медиа-активизма служит математическая теория хаоса, допускающая ситуацию, при которой одно незначительное явление может вызвать лавину событий. Для медиа-активистов это означает, что небольшая, но хорошо продуманная акция, получившая быстрый и широкий отклик, гарантирует успех всего предприятия, даже если его истинные цели будут оставаться незамеченными.
Автор термина «медиа-активизм», американский публицист Дуглас Рашкофф (р. 1961), называет подобные акции медиа-вирусами, которые посредством липкой оболочки — в виде красивой, звучной, яркой упаковки — прикрепляются к сознанию и впрыскивают в него «идеологический код» («мемы») — некую скрытую информацию, воздействующую на то, как мы строим бизнес, обучаемся, взаимодействуем друг с другом, даже на то, как воспринимаем реальность, и побуждающую к определенному действию.
По Рашкоффу, «медиа-вирус может быть разработан с целью борьбы против той или иной политической партии, религии, общественного института, экономики, рода бизнеса или даже целого мировоззрения… Среди всех активистов именно медиа-активисты больше всех заинтересованы в создании картины мира, которая допускает, что крохотный, но изобретательно сконструированный и широко распространенный вирус вполне может низвергнуть такие устоявшиеся идеологические системы, как организованная религия, и такие глубоко укоренившиеся институты, как, скажем, республиканская партия или даже вся двухпартийная система в целом».
Как правило, процессы воздействия такого рода имеют многоступенчатый характер и протекают одновременно или последовательно в нескольких сферах информационного пространства. «Информационные “бомбы” за считанные секунды разлетаются по всей информационной сети». Резкое запоминающееся высказывание на интернет-форуме провоцирует широкое обсуждение в интернете, воспроизводится в телешоу и т. п., в результате чего происходит запланированное событие, достигается необходимый результат.
В наши дни идеи медиа-активизма получают особое распространение в сфере общественной жизни и политики, что неизбежно трансформирует эти области, изменяет облик того, чем считаются политическая или общественная деятельность. Медиа-активизм дает им новые возможности, новые инструменты и новые мотивации, вовлекая в общественный процесс все больше и больше людей.
Основное поле приложения такого рода деятельности — интернет. Поэтому в России медиа-активизм находится в зачаточной стадии. Однако и здесь у Дугласа Рашкофф уже появились последователи: теоретики, вроде Олега Киреева, и практики. Самым заметным отечественным медиа-активистким проектом стал сайт mediactivist.ru, запустивший несколько десятков успешных акций, строящихся на основе информационных атак и виртуальных флеш-мобов и направленных против явлений, которые создатели сайта считают негативными.
«Тебя надули в каком-то офисе? Нахамили бюрократы? Продали некачественный товар? Взяли деньги за услугу и забыли ее оказать? Тебя просто задолбали чьи-то рожи? Достали определенные передачи или реклама? Тебе не по нраву какие-то вещи или явления? А что делать? Не ходить же как лох с транспарантами на демонстрации. Это отстой! Мы — новое поколение, мы живем в современном мире. А в современном мире у каждого есть виртуальные яйца (в виде сайтов, е-мэйлов, телефонов, мобил и проч.). И эти яйца мы можем крепко прищемить тем, кто нас обидел. Представьте на секундочку, что нас будет сотня тысяч или миллион. Представили!? А сейчас представьте, что у нас есть база данных всех адресов какой-нибудь Латвии или Эстонии (это можно купить или составить). Ведь у них там всего по 200 тыс. чел. только интернетом пользуются. И вот мы берем и всей толпой заваливаем всю эту крошечную никчемную страну нашими письмами. И все, и она ВСЯ парализована на неделю, на месяц… на год… Это новые формы войны, — утверждают создатели ресурса. — Нам не нужны танки! Нам не нужны атомные бомбы и ракеты! Нам нужно только наше количество и наша сплоченность».
Успех данного проекта свидетельствует о переменах, которые не только могут затронуть существующие методы общественно-политической деятельности, но и привести к возникновению новых форм гражданской активности.
Одним из важных факторов успеха подобной деятельности является современная доступность средств коммуникации, а также новые возможности, которые дает своим пользователям информационная среда. Фактическое отсутствие границ информационного пространства позволяет осуществлять медиаакции и добиваться результатов практически в любой точке Земли. А каждая успешная акция по законам медиа-активизма мгновенно увеличивает авторитет медиа-деятельности и привлекает к себе все большее число сторонников.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия