Массового общества теории

Найдено 1 определение
Массового общества теории
политологическая, социально-философская и культурологическая концепции, претендующие на описание н объяснение социально-политических и личностных отношений современного общества с точки зрения возрастания роли народных масс в истории, причем рассматривающие этот процесс (в отличие от марксизма) как преимущественно негативный, как патологию общественного развития, как инверсию прогресса. «Массовой» именуют социально-политическую структуру, в которой человек нивелируется, становится безликим элементом социальной машины, подогнанным под её потребности, ощущает себя жертвой обезличенного социального прогресса.
Истоки теорий массового общества - в консервативно-романтической критике капитализма идеологами классов, утративших свои сословные привилегии - это Бёрк де Местр. консервативные романтики Германии и Франции XIX века. Непосредственными предшественниками теорий массового общества были Фридрих Ницше, утверждавший, что отныне главную роль играет масса, а она преклоняется перед всем заурядным, а также Лебон и Гард, разработавшие концепцию политической психологии масс. Первым целостным вариантом теорий массового общества стал её «аристократический» или консервативный вариант, получивший наиболее законченное выражение в книге Х.Ортеги-и-Гасета «Восстание масс». Вместо тою, чтобы следовать за политической элитой, массы сами рвутся к политической власти, хотя и не обладают способностью управлять социальной системой и обществом в целом; они пытаются вытеснить элиту из её традиционных областей политического господства - из политики, социальной жизни, культуры, что является причиной катаклизмов XX века. В 40-60-х гг. XX столетия возникают варианты данной концепции; либерально-критический (Маннгейм, Фромм, Рисмен) и леворадикальный (Миллс), которые приобрели значительную популярность в широких научных кругах западной интеллигенции. Острие попытки было направлено против бюрократизации государственной власти, на что указывал в своих трудах и Макс Вебер, против усиления контроля над личностью, свойственного тоталитарной политической системе, против отчуждения, «атомизации», конформизации людей, характерных для этих структур. В 60-70-с годы XX века американские политологи Даниэль Белл и Эдвард Шилз объявляют теории массового сознания «неоправданно-критическими», дисфункциональными по отношению к существующей политической системе и пытаются переконструировать их, элиминировать их критический запал, направив в русло официальной идеологии западной политической науки. Э.Шилз подчеркивает интеграцию народных масс в систему социально-политических институтов «массового общества»; посредством массовых коммуникаций они усваивают политические и правовые нормы и ценности, создаваемые политической элитой, и общество движется по пути преодоления социальных антагонизмов (тогда как в действительности они с неизбежностью воспроизводятся в новых формах).
Не бессмыслен ли сам термин «массовое общество»? Ведь не существует общества без масс (без «политизированной массы»). Отвечая на этот вопрос, немецкий политолог Г.Шишков поясняет: масса существовала всегда, но только теперь общество «омассовлено», а масса стала действительно «политизированной», поскольку все большая политизация всех общественных процессов - экономических, социальных, культурных, национальных и т.д. - стала неоспоримым фактом. В результате социальная структура, политическая система низводит личность до положения марионетки, политическое поведение которой полностью запрограммировано. Она ощущает себя жертвой обезличенного социального процесса или, что того хуже, даже не осознает утраты творческого, человеческого содержания своей личности, своей жизни, превращаясь в «весёлого робота» из антиутопий Хаксли и Бредбери.
Таким образом, в целом в теориях массового сознания нашел свое отражение процесс возрастания роли народных масс в историческом процессе, однако это отражение неадекватное, большей частью выражая консервативные умонастроения, которые сопровождаются ностальгией по «более спокойным» в политическом отношении временам, когда массы знали «свое место» и целиком доверяли судьбу политической элите.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
145.49 кб

Теория массового общества

Шилз Э.
Автор известный американский социолог, признанный специалист в области функционального анализа социальных систем; некоторое время сотрудничал с Т.Парсонсом в разработке так называемой "теории социального действия". Shils E.
Читать PDF
127.80 кб

ТЕЛЕВИДЕНИЕ И МИФОЛОГИЗАЦИЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Маркосян Дустрик Грагатовна
Статья посвящена анализу мифологизации массового сознания в массовой культуре, определению теоретического основания, позволяющего исследовать феномен личностной мифологизации в средствах массовой информации на примере российского
Читать PDF
228.77 кб

Возможности применения западных теорий массового общества к пониманию одиночества в российском общес

Каштанова О.В.
В статье опровергается идея российских социологов о не актуальности представления российского общества как массового.

Похожие термины:

  • Массового общества теория

    концепция, в которой утверждается, что современное общество характеризуется индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства и массовым потреблением, бюрократизацией общественн