сознание больших групп людей, отражающее условия повседневной жизни; включает в себя идеи, духовные ценности, иллюзии, стереотипы, социальные чувства. Это один из регуляторов социально-политического поведения масс.
МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
Массовое сознание
Источник: Политико-терминологический словарь
МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
В нашем обществе оно так устроено, что не может мыслить о политике без учета двух моментов. Во-первых, без его персонификации (для нас значительно важнее люди, а не идеи). Во-вторых, без его антогонизации (для нас необходимо деление на “плохое” и “хорошее”, “красное” и “белое”, “тоталитарное” и “демократическое”).
Массовое сознание
особый тип общественного сознания, затрагивающий и отражающий различные стороны жизни общества, связанные с деятельностью и коренными интересами массовых общностей (их чувства, представления, настроения и иллюзии). Характеризуется высокой степенью мобильности и противоречивости, наличием определенных стереотипов, их быстрым развитием и изменчивостью.
МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
социол. Феномен социального мира, описывающий особенности восприятия и обработки информации не отдельным индивидом, а группой (группами) индивидов, находящимися в социальной среде. При этом учитывается взаимное влияние индивидуального сознания на массовое и наоборот. Путину – верим, властям — не очень, оппозиции не верим почти совершенно – вот так устроено массовое сознание (МК. 2007.18.10).
Массовое сознание
это специфический вид обществ, сознания, воплощающий в себе реальную форму его практического существования, свойственный значительному множеству людей (массе). М.с. отражает распространенные в значительной части об-ва и разделяемые им знания, представления, нормы, ценности, потребности, интересы, взгляды, иллюзии, соц. чувства. Объективной почвой формирования М.с. могут являться такие порождающие его условия: геогр. среда, в которой существует соц. общность, ее истор. традиции (к примеру, историч. сложившееся разделение труда), уровень развития материального производства, характер потребления, существующие соц. отношения и т.д. М.с. всегда существует в конкретной форме, которая реализуется в массе индивидуальных сознаний, но не совпадает с каждым из них в отдельности. Носителями М.с., как правило, являются локальные общности. Определив содержательные границы массы как разновидности общности, можно увидеть специфичность этой общности и охарактеризовать М.с. как явление, в к-ром индивидуальные и групповые характеристики представлены в синтезированной форме. Состояние М.с. выражают обществ, мнение, настроения и действия масс. Аномия массового сознания - состояние массового сознания, к-рое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисным состоянием об-ва, противоречием м-ду провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Выражается в отчужденности человека и целых соц. слоев и групп от об-ва, апатии, разочарованности в жизни, преступности. Понятие аномия (от франц. anomie - отсутствие закона, орг-ции) введено Э. Дюркгеймом, а теория разработана Р. Мертоном. А.м.с. как соц. феномен возникает там и тогда, где и когда растущие расхождения между ожиданиями соц. общностей и групп, детерминированными соц. сравнениями и реальностью, приводят к усилению невозможности удовлетворить групповые, коллективные потребности общественно одобряемым способом. На определенном этапе абсолютная величина расхождения становится настолько значительной, что приводит к явлениям фрустрационного порядка, к усилению соц. напряженности, к возникновению мотиваций по включению субъекта А.м.с. в ту или иную форму участия в соц. протестных действиях. Фундаментальными предпосылками А.м.с. являются такие соц. процессы, как массовые миграции, рост групповых связей, т.е. различного рода структурные образования внутри общности; изменения производственно-профессиональной и демографической структуры об-ва, в том числе и на рег. уровне.
Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.
Массовое сознание
один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения, особый, специфический вид сознания общества, свойственный значительным массам людей - «политизированным массам», определяемый как совпадение, совмещение, пересечение основных или наиболее значимых компонентов сознания большого числа разнообразных «классических групп» общества.
Формально термин «массовое сознание» стал встречаться в научной литературе с середины XIX века и был особенно распространенным к концу XX столетия - началу XXI столетия. Более или менее определенное его употребление в качестве специального термина в мировой литературе произошло именно в этот период. С содержательной точки зрения в массовом сознании запечатлены знания, представления.
нормы, ценности, разделяемые возникшей совокупностью индивидов и «политизированной массой», выработанные в процессе общения между собой и совместного восприятия социально-политической информации в ходе различных политических акций, митингов, шествий, демонстраций, «маршей несогласных» в Москве. Санкт-Петербурге, других городах России в начале XXI века. Массовое сознание представляет собой надындивидуальное и надгрупповое по содержанию, но индивидуальное по форме функционирования сознание, хотя и реализуется в массе индивидуальных сознаний.
О глобально-массовом, в рамках всего общества сознании, можно говорить. лишь подразумевая какое-то конкретное явление, всеобъемлюще захватывающее практически всех членов общества и приводящее их к некоему «общему знаменателю». Пример такого рода демонстрирует проведенный в свое время Карлом Марксом анализ массовизации производительных сил, а вместе с этим и производственных отношений, политических взглядов и убеждений, психики людей н ходе развития массовой промышленной революции.
Размытость границ акторов массового сознания усложняет создание типологии его (были попытки классификации массового сознания по политическим и иным признакам на «просвещенное» и «темное», «прогрессивное» и «реакционное», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное», «критическое» и «конформистское» и т. д.). Примером создания типологии массового сознания является опыт исследования современного политического массового сознания в США, в котором было выделено 12 «матричных» параметров, одновременно учитывающих различные признаки содержания и функционирования массового сознания. В соответствии с ними были выделены:
-либерально-технократический;
-либерально-реформистский:
-либсртатистский;
-традиционалистский;
-неоконсервативный;
-радикал-либертаристский;
-радикал-эскапистский;
-правопопулистский;
-радикал-дсмократичсский;
-радикал-бунтарский;
-радикал-романтический;
-радикал-социалистический типы массового сознания.
В России существовал и пятнадцатый тип массового сознания - левопопулистский тип (при Хрущеве, Брежневе, Ельцине).
Формально термин «массовое сознание» стал встречаться в научной литературе с середины XIX века и был особенно распространенным к концу XX столетия - началу XXI столетия. Более или менее определенное его употребление в качестве специального термина в мировой литературе произошло именно в этот период. С содержательной точки зрения в массовом сознании запечатлены знания, представления.
нормы, ценности, разделяемые возникшей совокупностью индивидов и «политизированной массой», выработанные в процессе общения между собой и совместного восприятия социально-политической информации в ходе различных политических акций, митингов, шествий, демонстраций, «маршей несогласных» в Москве. Санкт-Петербурге, других городах России в начале XXI века. Массовое сознание представляет собой надындивидуальное и надгрупповое по содержанию, но индивидуальное по форме функционирования сознание, хотя и реализуется в массе индивидуальных сознаний.
О глобально-массовом, в рамках всего общества сознании, можно говорить. лишь подразумевая какое-то конкретное явление, всеобъемлюще захватывающее практически всех членов общества и приводящее их к некоему «общему знаменателю». Пример такого рода демонстрирует проведенный в свое время Карлом Марксом анализ массовизации производительных сил, а вместе с этим и производственных отношений, политических взглядов и убеждений, психики людей н ходе развития массовой промышленной революции.
Размытость границ акторов массового сознания усложняет создание типологии его (были попытки классификации массового сознания по политическим и иным признакам на «просвещенное» и «темное», «прогрессивное» и «реакционное», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное», «критическое» и «конформистское» и т. д.). Примером создания типологии массового сознания является опыт исследования современного политического массового сознания в США, в котором было выделено 12 «матричных» параметров, одновременно учитывающих различные признаки содержания и функционирования массового сознания. В соответствии с ними были выделены:
-либерально-технократический;
-либерально-реформистский:
-либсртатистский;
-традиционалистский;
-неоконсервативный;
-радикал-либертаристский;
-радикал-эскапистский;
-правопопулистский;
-радикал-дсмократичсский;
-радикал-бунтарский;
-радикал-романтический;
-радикал-социалистический типы массового сознания.
В России существовал и пятнадцатый тип массового сознания - левопопулистский тип (при Хрущеве, Брежневе, Ельцине).
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
собирательное понятие, обозначающее сознание значительной части людей, массы граждан, принадлежащих чаще всего к разным социальным группам, слоям и классам. Этим понятием характеризуются, если не господствующие, то во всяком случае весьма влиятельные в обществе воззрения и настроения, учет которых существенно важен для политики.
Другие формы общественного сознания (классовые, национальные, этнические и т.п.) отличаются устойчивой определенностью своего носителя и соответственно относительной стабильностью своих содержательных характеристик, поскольку при помощи подобных форм сознания отражается и выражается существо интересов вполне определенного носителя такого сознания. Массовое же сознание характеризуется как раз тем, что его носителем является особая совокупность граждан, называемая массой (значительная совокупность граждан, объединенных в те или другие внеклассовые, межклассовые и надклассовые движения: религиозные, экологические, антивоенные и т.д., т.е. совокупность людей, социальные интересы которых во многом различны), а причины объединения этих граждан в определенную массу или движение связаны не столько с общим или сходным социально-экономическим или историко-этническим положением, сколько со сплочением участников вокруг определенной идеи, лозунга, цели, выражающих совпадение их устремлений лишь по данному вопросу или аспекту интересов.
Массовое сознание важно именно своей массовостью, распространенностью среди населения, причем независимо от экономического или социального положения людей, а в силу других причин: из-за популярности того или другого идола или лидера поклонения, из-за популистского характера лозунгов и обещаний определенных партий, из-за привлекательности целей движения и т.п.
Массовость, широкая распространенность, хотя и важный, ключевой, но все же не единственный признак массового сознания: ведь и классовое сознание может распространиться в массах, стать массовым, охватывающим не один класс, но в этом конкретном случае, как правило, речь идет о сходстве или близости социально-экономического положения классов. Скажем, сознание, идеи, взгляды рабочего класса могут распространяться в среде городского плебса, среди низкооплачиваемых служащих или в среде крестьян-бедняков и т.д. Не только положение и интересы подобных классов и слоев, как классов-тружеников, малоимущих или неимущих очень близки; не менее важно и то, что все эти социальные группы эксплуатируются одними и теми же эксплуататорами, угнетаются одной бюрократией и т.п. И все же близость социально-экономического положения и интересов не стирает различий, не делает эти группы тождественными.
Наглядным примером массового сознания может служить религия. Здесь и широкая распространенность религии, и ее глубокое проникновение в толщу народа независимо от классового положения и расхождения интересов разноклассовых приверженцев той или иной веры. Примером массового сознания, внушенного традицией, привычкой и активизированного лидером, может служить гапоновщина в России, выражавшая наивную веру миллионов и десятков миллионов самых отсталых, самых неподготовленных слоев рабочего класса и крестьянства в доброту русского царя, готовность масс во имя этой веры пойти на испытания и жертвы. Очень часто подобная мифология заражает широкие слои населения именно потому, что она не только переносит ответственность за беды миллионов, за нужды масс населения с их действительного и могущественного виновника - общественного устройства и защищающих его сил - на более "мелких сошек", более легко победимых противников, но также и потому, что благодаря подобной рокировке сохраняется надежда и вера в то, что стоит только захотеть верховному благодетелюцарю, и без борьбы масс и жертв с их стороны все образуется, утрясется.
Чтобы лучше разобраться с основными аспектами массового сознания, следует рассмотреть субъект массового сознания, содержание такого сознания, общественную роль массового сознания. Мы уже говорили, что носителем массового сознания является масса. Современная политология, как и социология, видит в массе ряд существенных особенностей. Прежде всего следует выделить статистический характер образующего ее множества граждан, причем само это множество не является каким-то самостоятельным целостным образованием, отличным от составляющих его элементов, граждан; важна не только статистическая, но и вероятностная природа этого множества, поскольку вхождение в него индивидов имеет неупорядоченный, случайный, сплошь и рядом ситуативный характер; существенно важен и отчетливо внегрупповой (или межгрупповой) характер подобного множества, "разрушающий" границы между всеми существующими в обществе социальными группами; смешанный состав - одна из отличительных черт такого множества. Есть и другие особенности, свойственные подобным множествам.
Что касается содержательной стороны массового сознания, то в нем из-за неопределенности носителя субъекта, при общей формулировке оказывается совмещенным несовместимое, ибо возможны самые разные варианты. Так, если мы будем рассматривать массовое сознание связанное с определенной верой, то окажется, что его содержанием является моноидеология (причем в одном случае - христианство или его течение, в другом - мусульманство, в третьем - буддизм и т.д.). Если же мы выйдем за пределы массового религиозного сознания и обратимся к массовому сознанию, связанному с мирскими делами, то обнаружим совсем иную картину. Если под массовым сознанием подразумевать всю совокупность форм обыденного человеческого сознания, то мы обнаружим широкую совокупность знаний, представлений, иллюзий, чувств, настроений, отражающих все многоцветье общественного бытия, все, что, воздействуя на массы, вызывает в них отклик. Конечно, во всем многообразии духовной жизни людей находят свое место и все формы общественного сознания - философия и религия, политика и право, мораль и искусство, наука. Однако взятое в полном объеме массовое сознание не совпадает с общественным сознанием, ибо последнее включает также сознание классов и социальных групп, все многообразие их обособленной духовной жизни.
Если говорить об общественной роли массового сознания, его влиянии на общественную жизнь, то, не ставя под вопрос огромную роль всех форм общественного сознания, особенно сложившихся исторически и уже неотделимых от человеческой истории, было бы большим заблуждением не видеть, что массовое сознание - один из важнейших каналов воздействия на массы и манипулирования массами и что в критические периоды общественных переломов, когда недовольство больших масс населения перерастало в бунты и революции, трудно отделаться от мысли, что каждая форма общественного сознания так или иначе участвовала в этом процессе и играла свою, только ей присущую роль.
Массовое сознание и общественное мнение. Под термином "общественное мнение" во Франции XVIII в. подразумевались публичные выражения личных мнений ограниченной, но довольно значительной части населения, которая, обладая большим экономическим и культурным капиталом, претендовала на участие в управлении и намеревалась воздействовать на политиков с помощью пасквилей и так называемой "общественной" прессы. В XIX в. под воздействием демократических взглядов, основанных на том, что единственным источником законности политики является воля народа, публично выраженные мнения "социальной элиты" превращаются в народное мнение, представительная система правления приводит к тому, что элита, состоящая из избранных представителей, считает себя естественной выразительницей интересов "народа" и рассматривает свои мнения как выражение общих интересов и благосостояния, исключив узкие и ограниченные интересы определенного класса или группировки.
И лишь совсем недавно, в связи с появлением изобретенных общественными науками таких новых методов исследования, как опросы общественного мнения, анонимное анкетирование, быстрая и автоматическая обработка ответов компьютером, понятие общественного мнения стало почти полностью совпадать с содержанием, хотя существование объективного референта продолжает оставаться неясным. Этот метод дает возможность назвать "общественное мнение" и "демократичным", так как прямо или косвенно опрашиваются все, и "научным", так как мнение каждого методично регистрируется и учитывается. Вначале использованный в политике для выявления намерений избирателей накануне выборов этот метод смог представить данные, поразительные по точности предсказания и безупречные с научной точки зрения, так как точность и достоверность были проверены самими выборами. Другое дело, когда по просьбе высокопоставленных лиц, а чаще всего важнейших органов прессы институты опроса общественного мнения проводят опросы с целью определения, как "общественное мнение", то есть мнение большинства, относится к чрезвычайно разным и сложным вопросам, таким, как вопросы международной и экономической политики, на которые у большинства опрошенных нет определенного мнения и они даже не задумывались над ними. Хотя и находясь в меньшинстве, что объясняется спецификой вопросов, однозначные заявления об отсутствии мнения и их случайное распределение в зависимости от пола, уровня образования и социального положения, достаточны, чтобы понять, что вероятность наличия мнения распределяется неравномерно. Не уделяя этому никакого внимания, институт общественного мнения, не ограничиваясь сбором уже существующих мнений, создает часто из разных слоев общества "общественное мнение", которое является чистейшим артефактом, полученным при помощи записи и статистической агрегации положительных и отрицательных ответов на уже сформулированные, часто в расплывчатых и двусмысленных выражениях, мнения, которые ведущие опрос предлагают взятым наугад и подходящим для голосования по возрасту людям. Опубликование этих результатов в "общественных газетах", которые очень часто заказывали опрос, в большинстве случаев является политическим шагом, имеющим видимость законности, научности и демократичности, с помощью которого общественная или частная группировка, располагающая средствами заплатить за проведение опроса, может придать своему частному мнению видимость всеобщности, которая подразумевается под "общественным мнением".
Распространяясь, практика проведения опросов общественного мнения привела к изменениям в политической игре: политики теперь вынуждены считаться с этой новой, находящейся под контролем политологов инстанцией, которая лучше, чем "представители народа", должна высказать, чего хочет и что думает народ. Институты опроса общественного мнения теперь вмешиваются в политическую жизнь на всех уровнях: они проводят конфиденциальные опросы для политических группировок с целью выяснения, придерживаясь логики маркетинга, самых плодотворных тем избирательной кампании, оценки самых перспективных для выдвижения кандидатов; они также находятся в центре передач, которыми средства массовой информации, посвящая их политике, стараются превратить телезрителей в судей "клятвенных обещаний" политиков; национальная пресса регулярно заказывает проведение опросов об актуальных вопросах политики с целью опубликования их результатов. По мере того, как все шире используются якобы научные методы, претендующие на способность измерения, воздействующего на "общественное мнение" влияния политики коммуникации основных политических лидеров, становится заметным возникновение нового понятия политики: политическое воздействие все больше становится искусством управления целого комплекса разработанных специалистами "коммуникативной политики" методов, направленных на "управление общественным мнением". Под этим подразумевается распространение более или менее подтасованных мнений, которые создаются институтами на основе личных и частных ответов, собранных у населения, которое в большинстве своем мало знает о тонкостях политической игры. Таким образом, опрос общественного мнения позволяет выдать за решенный любой важнейший вопрос политической акции, используя технику навязывания проблематики и подтасовки отдельных ответов, считая за таковые как личные мнения, так и выраженные посредством представителей коллективные мнения.
Другие формы общественного сознания (классовые, национальные, этнические и т.п.) отличаются устойчивой определенностью своего носителя и соответственно относительной стабильностью своих содержательных характеристик, поскольку при помощи подобных форм сознания отражается и выражается существо интересов вполне определенного носителя такого сознания. Массовое же сознание характеризуется как раз тем, что его носителем является особая совокупность граждан, называемая массой (значительная совокупность граждан, объединенных в те или другие внеклассовые, межклассовые и надклассовые движения: религиозные, экологические, антивоенные и т.д., т.е. совокупность людей, социальные интересы которых во многом различны), а причины объединения этих граждан в определенную массу или движение связаны не столько с общим или сходным социально-экономическим или историко-этническим положением, сколько со сплочением участников вокруг определенной идеи, лозунга, цели, выражающих совпадение их устремлений лишь по данному вопросу или аспекту интересов.
Массовое сознание важно именно своей массовостью, распространенностью среди населения, причем независимо от экономического или социального положения людей, а в силу других причин: из-за популярности того или другого идола или лидера поклонения, из-за популистского характера лозунгов и обещаний определенных партий, из-за привлекательности целей движения и т.п.
Массовость, широкая распространенность, хотя и важный, ключевой, но все же не единственный признак массового сознания: ведь и классовое сознание может распространиться в массах, стать массовым, охватывающим не один класс, но в этом конкретном случае, как правило, речь идет о сходстве или близости социально-экономического положения классов. Скажем, сознание, идеи, взгляды рабочего класса могут распространяться в среде городского плебса, среди низкооплачиваемых служащих или в среде крестьян-бедняков и т.д. Не только положение и интересы подобных классов и слоев, как классов-тружеников, малоимущих или неимущих очень близки; не менее важно и то, что все эти социальные группы эксплуатируются одними и теми же эксплуататорами, угнетаются одной бюрократией и т.п. И все же близость социально-экономического положения и интересов не стирает различий, не делает эти группы тождественными.
Наглядным примером массового сознания может служить религия. Здесь и широкая распространенность религии, и ее глубокое проникновение в толщу народа независимо от классового положения и расхождения интересов разноклассовых приверженцев той или иной веры. Примером массового сознания, внушенного традицией, привычкой и активизированного лидером, может служить гапоновщина в России, выражавшая наивную веру миллионов и десятков миллионов самых отсталых, самых неподготовленных слоев рабочего класса и крестьянства в доброту русского царя, готовность масс во имя этой веры пойти на испытания и жертвы. Очень часто подобная мифология заражает широкие слои населения именно потому, что она не только переносит ответственность за беды миллионов, за нужды масс населения с их действительного и могущественного виновника - общественного устройства и защищающих его сил - на более "мелких сошек", более легко победимых противников, но также и потому, что благодаря подобной рокировке сохраняется надежда и вера в то, что стоит только захотеть верховному благодетелюцарю, и без борьбы масс и жертв с их стороны все образуется, утрясется.
Чтобы лучше разобраться с основными аспектами массового сознания, следует рассмотреть субъект массового сознания, содержание такого сознания, общественную роль массового сознания. Мы уже говорили, что носителем массового сознания является масса. Современная политология, как и социология, видит в массе ряд существенных особенностей. Прежде всего следует выделить статистический характер образующего ее множества граждан, причем само это множество не является каким-то самостоятельным целостным образованием, отличным от составляющих его элементов, граждан; важна не только статистическая, но и вероятностная природа этого множества, поскольку вхождение в него индивидов имеет неупорядоченный, случайный, сплошь и рядом ситуативный характер; существенно важен и отчетливо внегрупповой (или межгрупповой) характер подобного множества, "разрушающий" границы между всеми существующими в обществе социальными группами; смешанный состав - одна из отличительных черт такого множества. Есть и другие особенности, свойственные подобным множествам.
Что касается содержательной стороны массового сознания, то в нем из-за неопределенности носителя субъекта, при общей формулировке оказывается совмещенным несовместимое, ибо возможны самые разные варианты. Так, если мы будем рассматривать массовое сознание связанное с определенной верой, то окажется, что его содержанием является моноидеология (причем в одном случае - христианство или его течение, в другом - мусульманство, в третьем - буддизм и т.д.). Если же мы выйдем за пределы массового религиозного сознания и обратимся к массовому сознанию, связанному с мирскими делами, то обнаружим совсем иную картину. Если под массовым сознанием подразумевать всю совокупность форм обыденного человеческого сознания, то мы обнаружим широкую совокупность знаний, представлений, иллюзий, чувств, настроений, отражающих все многоцветье общественного бытия, все, что, воздействуя на массы, вызывает в них отклик. Конечно, во всем многообразии духовной жизни людей находят свое место и все формы общественного сознания - философия и религия, политика и право, мораль и искусство, наука. Однако взятое в полном объеме массовое сознание не совпадает с общественным сознанием, ибо последнее включает также сознание классов и социальных групп, все многообразие их обособленной духовной жизни.
Если говорить об общественной роли массового сознания, его влиянии на общественную жизнь, то, не ставя под вопрос огромную роль всех форм общественного сознания, особенно сложившихся исторически и уже неотделимых от человеческой истории, было бы большим заблуждением не видеть, что массовое сознание - один из важнейших каналов воздействия на массы и манипулирования массами и что в критические периоды общественных переломов, когда недовольство больших масс населения перерастало в бунты и революции, трудно отделаться от мысли, что каждая форма общественного сознания так или иначе участвовала в этом процессе и играла свою, только ей присущую роль.
Массовое сознание и общественное мнение. Под термином "общественное мнение" во Франции XVIII в. подразумевались публичные выражения личных мнений ограниченной, но довольно значительной части населения, которая, обладая большим экономическим и культурным капиталом, претендовала на участие в управлении и намеревалась воздействовать на политиков с помощью пасквилей и так называемой "общественной" прессы. В XIX в. под воздействием демократических взглядов, основанных на том, что единственным источником законности политики является воля народа, публично выраженные мнения "социальной элиты" превращаются в народное мнение, представительная система правления приводит к тому, что элита, состоящая из избранных представителей, считает себя естественной выразительницей интересов "народа" и рассматривает свои мнения как выражение общих интересов и благосостояния, исключив узкие и ограниченные интересы определенного класса или группировки.
И лишь совсем недавно, в связи с появлением изобретенных общественными науками таких новых методов исследования, как опросы общественного мнения, анонимное анкетирование, быстрая и автоматическая обработка ответов компьютером, понятие общественного мнения стало почти полностью совпадать с содержанием, хотя существование объективного референта продолжает оставаться неясным. Этот метод дает возможность назвать "общественное мнение" и "демократичным", так как прямо или косвенно опрашиваются все, и "научным", так как мнение каждого методично регистрируется и учитывается. Вначале использованный в политике для выявления намерений избирателей накануне выборов этот метод смог представить данные, поразительные по точности предсказания и безупречные с научной точки зрения, так как точность и достоверность были проверены самими выборами. Другое дело, когда по просьбе высокопоставленных лиц, а чаще всего важнейших органов прессы институты опроса общественного мнения проводят опросы с целью определения, как "общественное мнение", то есть мнение большинства, относится к чрезвычайно разным и сложным вопросам, таким, как вопросы международной и экономической политики, на которые у большинства опрошенных нет определенного мнения и они даже не задумывались над ними. Хотя и находясь в меньшинстве, что объясняется спецификой вопросов, однозначные заявления об отсутствии мнения и их случайное распределение в зависимости от пола, уровня образования и социального положения, достаточны, чтобы понять, что вероятность наличия мнения распределяется неравномерно. Не уделяя этому никакого внимания, институт общественного мнения, не ограничиваясь сбором уже существующих мнений, создает часто из разных слоев общества "общественное мнение", которое является чистейшим артефактом, полученным при помощи записи и статистической агрегации положительных и отрицательных ответов на уже сформулированные, часто в расплывчатых и двусмысленных выражениях, мнения, которые ведущие опрос предлагают взятым наугад и подходящим для голосования по возрасту людям. Опубликование этих результатов в "общественных газетах", которые очень часто заказывали опрос, в большинстве случаев является политическим шагом, имеющим видимость законности, научности и демократичности, с помощью которого общественная или частная группировка, располагающая средствами заплатить за проведение опроса, может придать своему частному мнению видимость всеобщности, которая подразумевается под "общественным мнением".
Распространяясь, практика проведения опросов общественного мнения привела к изменениям в политической игре: политики теперь вынуждены считаться с этой новой, находящейся под контролем политологов инстанцией, которая лучше, чем "представители народа", должна высказать, чего хочет и что думает народ. Институты опроса общественного мнения теперь вмешиваются в политическую жизнь на всех уровнях: они проводят конфиденциальные опросы для политических группировок с целью выяснения, придерживаясь логики маркетинга, самых плодотворных тем избирательной кампании, оценки самых перспективных для выдвижения кандидатов; они также находятся в центре передач, которыми средства массовой информации, посвящая их политике, стараются превратить телезрителей в судей "клятвенных обещаний" политиков; национальная пресса регулярно заказывает проведение опросов об актуальных вопросах политики с целью опубликования их результатов. По мере того, как все шире используются якобы научные методы, претендующие на способность измерения, воздействующего на "общественное мнение" влияния политики коммуникации основных политических лидеров, становится заметным возникновение нового понятия политики: политическое воздействие все больше становится искусством управления целого комплекса разработанных специалистами "коммуникативной политики" методов, направленных на "управление общественным мнением". Под этим подразумевается распространение более или менее подтасованных мнений, которые создаются институтами на основе личных и частных ответов, собранных у населения, которое в большинстве своем мало знает о тонкостях политической игры. Таким образом, опрос общественного мнения позволяет выдать за решенный любой важнейший вопрос политической акции, используя технику навязывания проблематики и подтасовки отдельных ответов, считая за таковые как личные мнения, так и выраженные посредством представителей коллективные мнения.